Взаимодействие общества и природы


eco.na5bal.ru > Экология > Урок
МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа № 2»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

Открытый урок обществознания

в 6-м классе учителя I-ой категории

МБОУ «АСОШ № 2»

Нурмихаметовой Ильмиры

Ильясовны

22 октября 2012 года

Урок 8. Взаимодействие общества и природы

Цели: рассмотреть особенности взаимодействия человеческого общества и природы, развивать познавательный интерес к проблемам обществознания и экологии, способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к природе, продолжить формирование умений анализировать данные и делать выводы

Основные понятия: экология, экологический кризис, охрана природы

Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, презентация, видеофильм

Литература: учебник А.И.Кравченко «Обществознание»,2006, Русское слово, Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс.- М., «ВАКО», 2009, интернет – ресурсы, https://edu.tatar.ru.

План изучения нового материала:

  1. Взаимосвязь человека, общества и природы.

  2. Взаимодействие человеческого общества и природы.

  3. Охрана природы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель объявляет тему урока и план работы, демонстрация на экране

  1. Изучение нового материала

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.

Человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом.

В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающую жизнь на нашей планете. Она представляет собой систему растений и животных, существующую 4 млрд лет и сумевшую приспособиться к изменениям климата.

Природа дает человеку ресурсы для удовлетворения его потребностей, поддержания физических и духовных сил, здоровья. Она играет большую роль в хозяйственной деятельности людей. Как складывалось взаимодействие человеческого общества с природой?

Природа – естественная среда обитания человека, биосфера,

активная оболочка Земли, защищающая жизнь на нашей планете.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

Учитель: История заселения людьми планеты Земля показывает, как постепенно росло воздействие их хозяйственной деятельности на природу и к каким последствиям оно привело. Ребята, вспомните, какие ступени развития прошло человеческое общество? Назовите их. Посмотрите на экране.

Ответы учащихся: аграрное, индустриальное, постиндустриальное общества

Аграрное общество

1 ученик На ранних этапах истории, в условиях присваивающего хозяйства, человек приспосабливался к природе и не мог принести ей серьезного вреда, с переходом основной части человечества к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию) состояние природы начало ухудшаться. Распахивая землю, человек высушивал почву и выжигал леса. Стада животных вытаптывали огромные пространства степей.

2 ученик. В средние века выросло население, значительное распространение получили металлические орудия труда, подсечное земледелие, развитие кораблестроения, строительство. Обработка металла, появление городов, развитие сельского хозяйства, ремесел увеличивали нагрузку на землю. Началось истощение почв, пастбищ, сокращение площади лесов. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека особенно усилилось в эпоху индустриального общества.

3 ученик. После промышленной революции ХVIII века стала развиваться фабрично-заводская промышленность, увеличилось число городов, массовый характер приобрела подземная добыча минерального сырья. Значение увеличение численности населения, продолжающаяся индустриализация и научно-техническая революция привели в ХХ веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой – экологическому кризису.

Учитель: Этот кризис конца ХХ века отличается от экологических кризисов прошлого, охватывавших отдельные районы нашей планеты. Он носит общепланетарный – глобальный характер.

В чем проявляется его опасность для природы и человечества?

1. Растет население планеты и уровень его потребления. В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства.

2. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете. Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей. Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными.

3.Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки – биосферы. с начала 80-х годов ХХ века в среднем один вид животных исчезал ежедневно, а вид растений – еженедельно.

Учитель: Красная книга – это название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

Несмотря на это, разрушительная деятельность людей продолжается, и она наносит природе все более непоправимый вред.

1.Научно-технический прогресс порождает все более мощные источники разрушения и загрязнения природной среды.

2. Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасывается в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы , пыли.

3.Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами.

Учитель: Ребята, попробуйте привести свои примеры поведения людей, которые принесли вред природе. Ответы учащихся.

Как уменьшить или полностью исключить отрицательное воздействие на окружающую среду и сохранить экологический порядок?

1.Нужно создавать новую технику, которая сократит отходы промышленного производства или сделает производство безотходным, очистить воду, атмосферный воздух, землю.

2.Необходима разработка безопасных способов переработки токсических веществ и радиоактивных отходов. Нужно вести активную борьбу против голода и болезней, особенно в слабо развитых странах.

3.Действия людей должны быть направлены на охрану природы, изменение потребительского отношения к ней человека.

Учитель: ребята, приведите свои варианты помощи природе, что конкретно вы делаете для наведения экологического порядка. Ответы учащихся.

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Учитель: наука об окружающей человека среде - экология занимается проблемами рационального природопользования и охраны живых организмов.

Охрана природы – меры по сохранению, рациональному использованию и восстановлению ресурсов земли.

Задача охраны природы может быть решена только объединенными усилиями народов и стран всего мира. Проблемы, связанные с охраной природы, обсуждаются учеными, общественными деятелями, политиками на международных конференциях по окружающей среде.

А какие организации занимаются охраной природы? Ответы учащихся.

Создан Всемирный союз охраны природы, широкую известность получила международная общественная организация «Гринпис» (Зеленый мир). Ученые – экологи призывают к самоограничению, к устойчивому экономическому развитию, которое не ведет к разрушению природы. Охраной природы занимаются государственные органы власти, промышленники, общественные организации. И у нас в Арске есть Управление экологией, которое принимает действенные меры по охране природы в нашем районе и наказывает нарушителей экологического порядка.

В России приняты законодательные акты, определяющие правила экологического поведения промышленных предприятий, организаций, граждан. Эти правила отражены в Конституции РФ и Законе «Об охране окружающей среды».

Конституция Российской Федерации – Основной закон государства.

Статья 42.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Закон об «Охране окружающей среды».

Граждане обязаны принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования законов об охране природы, личным трудом приумножать природные богатства. К обязанностям граждан относятся также повышение уровня знаний о природе, содействие экологическому воспитанию подрастающих поколений. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве промышленных и строительных работ, загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порча почвы, массовое уничтожение растительного и животного мира влечет за собой уголовную ответственность.

  1. Закрепление материала

Итак, к какому выводу вы сегодня пришли, дорогие ребята?

Почему одной из главных задач современного общества является охрана окружающей среды?

Что означает обязанность беречь и охранять природу?

Какие меры предпринимает человечество по охране окружающей среды?

Домашнее задание

Пересказ § 6.Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по главе I. Выполнить практикум с. 39, подготовить проект по одной из предложенных тем:

  1. Правила экологического поведения школьников

  2. Зоны охраны природы в нашем районе, дворе.

  3. Как закон охраняет природу

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Взаимодействие общества и природы iconУрок по географии. 8 класс. Тема: Взаимодействие природы и общества
Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; углубить и расширить знания по экологическому состоянию...

Взаимодействие общества и природы iconСовременная естественнонаучная картина мира немыслима без отражения...
Введение элементов экологического образования на уроках физики в средней общеобразовательной школе

Взаимодействие общества и природы iconЭлетивный курс «экологическая ситуация материков и океанов. Изменение...
Ступном учащимся уровне причины обострения взаимодействия природы и общества, меры охраны природы, принимаемые в различных странах....

Взаимодействие общества и природы iconВзаимодействие: сущность и типология
Термин «взаимодействие» столь же знаком и часто повторяется в психологии и в иных социальных науках, сколько и мало определен в понятийных...

Взаимодействие общества и природы iconУрок экологии в 9 классе Тема: Устойчивое развитие биосферы и общества.
Определить, как каждый из нас может влиять на устойчивое развитие природы и общества

Взаимодействие общества и природы iconКонцепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании...

Взаимодействие общества и природы iconЗатрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления

Взаимодействие общества и природы iconСистемообразующая деятельность – взаимодействие с социумом
Таким образом, воспитательная работа школы ориентируется как на свой потенциал, так и на потенциал окружающей школу социальной, природно-эстетической...

Взаимодействие общества и природы iconСогласны ли вы со следующими утверждениями?
А. Предметом экологического права служат общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы

Взаимодействие общества и природы iconА. Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, называется


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную