Программа «Экология родного края»


eco.na5bal.ru > Экология > Программа
Пояснительная записка

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.

Программа «Экология родного края» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой, по времени – краткосрочной.

Биология – наука о живой природе. А изучать живое очень трудно, но и интересно.

Содержание предмета экология позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира. Проблемы природы – это проблемы и человека. Поэтому обучение на занятиях проходит под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью»

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки обучающихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

Основные положения экологического воспитания

Цель: формирование экологической культуры школьников.

Задачи:

– усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

– понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;

– овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

– выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;

– формирование понятия о взаимосвязях в природе;

– развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

– формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.

При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

– интерес к природе;

– знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;

– чувства эстетические и нравственные;

– позитивная деятельность и поведение в природе;

– мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др.).

Принципы организации экологического
воспитания


1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.

2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

Формы, методы и средства организации
экологического воспитания


Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают как:

а) традиционные;

б) активные, инновационные.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

– по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц);

– по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);

– по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного участка);

– по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);

– по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.

Программа предназначается для организации внеурочной работы по экологическому воспитанию школьников. Она содержит перечень возможных форм работы с детьми в указанном направлении.

В целом занятия позволят реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний, в доступной форме.

В курсе используются разнообразные методы и формы. Школьники ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.

цели программы

Определены цели программы:

 овладение обучающимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

 формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

 гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

 формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

 установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
Дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у школьников мотивации к углублению своих знаний в области экологии.

Изучение данного курса актуально особенно сегодня, так как воспитание ребенка – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

Все это можно решить путем создания условий для формирования устойчивого интереса к предмету, так и к процессу обучения. При возникновении этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную значимость учения.

Задачи программы

 Углубление и расширение имеющихся у обучающихся бытовых знаний экологии и знаний о природе.

 Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими обучающимися, как частью природы.

 Воспитание экологической культуры, которая поможет обучающимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет их от разрушительных для экосистем действий.

. На практических занятиях ребята занимаются изучением флоры и фауны своей местности. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и т. д.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра, а также экологические рассказы и экологические сказки, что заставляет размышлять ребят и делать свои собственные выводы. Очень часто такие сказки сочиняют сами ребята. Как наглядный материал применяются плакаты, экологические рисунки и картинки.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время экскурсий, прогулок, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания, бережного отношения к окружающей среде, любви к своему родному краю.

Программа «Экология родного края» построена на основе следующих принципов:

1. Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка, знаний, умений, личных впечатлений.

2. Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность.

3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.

4. Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности.

5. Доступность, комфортность, добровольность обучения.

6. Интегрированность программы.

Оценка результативности программы

Предполагаемые результаты работы по программе:

Образовательные:

эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и города;

возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;

активизации познавательной деятельности учащихся;

вовлечение учащихся в практическую деятельность;

формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;

привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

Педагогические:

использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;

повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;

взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;

Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Работая над программой, следует помнить о том, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе.

Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли.

Показателями результативности программы могут служить:

– Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ.

– Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах.

– Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.

– Оценка результативности.

– Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии).

– Разные формы оценивания (тестовые задания по разным предметам).

К концу курса обучающиеся должны знать:

1. Связь между человеком и природой.

2. Экологическую ситуацию в своем городе

3. Особенности природы родного края.

4. Исчезающие растения и животные своей местности; местные полезные ископаемые.

5. Правила поведения в природе.

6. Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу курса обучающиеся должны уметь:

1. Самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

2. Грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера.

3. Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.

4. Работать со справочной литературой.

5. Вести наблюдения в природе, выполнять правила поведения.

6. Оформлять результаты своей деятельности.

Основные формы работы

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

 фронтальной – подача учебного материала всему коллективу учеников;

 индивидуальной – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;

 групповой – когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование обучающихся на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Планируемые результаты

Личностные УУД 

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

  • Уметь объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей поступки людей.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

  • Учиться решать экологические проблемы родного края.

  • Развивать чувство прекрасного через приобщение к красоте родной природы, ценности и уникальности природного мира.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: 

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации.

  • Вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности.

Познавательные УУД: 

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

  • Делать предварительный отбор источников информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

  • Делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД: 

  • Учиться выполнять различные роли в группе.

  • Использовать адекватно речевые средства для решения различных коммуникативных задач групповой деятельности.

  • Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

  • Отстаивать своё мнение, формулируя собственную позицию.

  • Определять и контролировать свои действия в команде.


Экология для младших школьников. 4 класс

Тема

Кол-во
часов

Дата

Мир глазами эколога – 3 часа.







1. Экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.

2. Глобальные проблемы экологии.

3. Что такое экологическая катастрофа.


1

1

1





Мой город – 4 часа.







1. Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города).

2. Пути решения экологических проблем своего города
(проект).

2

2




Птицам наша забота – 2 часа.







1. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.

2. Практическая деятельность по изготовлению кормушек.

1
1




Охрана растений своего региона – 3 часа.







2. Лекарственные растения и их охрана.

3. Составление устного журнала «Зелёная книга».


2
1





Итого

12




Поделиться в соцсетях



Похожие:

Программа «Экология родного края» iconПрограмма курса "Экология Донского края" 9 класс (34 часа)
В результате изучения данного курса формируется целостный и своеобразный географический образ территории родного края на основе комплексного...

Программа «Экология родного края» iconПрограмма электива «Экология Ставропольского края» (34 ч.)
Программа предназначена для изучения предмета «Экология Ставропольского края» в 9 классах общеобразовательных учреждений и рассчитана...

Программа «Экология родного края» iconРабочая программа учебной дисциплины «природа и экология родного края»
Автор: Бортнийчук О. В. преподаватель учебной дисциплины предмета «География», огбоу нпо пу№66

Программа «Экология родного края» iconПрограмма предмета по выбору биология
Программа предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных...

Программа «Экология родного края» iconУрока по окружающему миру во 2 классе. Тема: Наука экология
«Окружающий мир»; представления о взаимосвязи природоохранного и безопасного поведения и красоты природы России и родного края

Программа «Экология родного края» iconУрок по природоведению и труду на тему: «Экология родного края»
Абашкина С. В. учитель начальных классов мскоу «Специальная (коррекционная) школа-интернат VII-VIII вида»

Программа «Экология родного края» iconФормирование у дошкольников бережного отношения к природе родного...
Слово Экология прочно вошло в наш каждодневный словарь. Экология – это наука о взаимоотношениях животных и растений с окружающей...

Программа «Экология родного края» iconРабочая программа по географии Забайкальского края 8 9 класс. 8 класс
Представляется возможным отметить взаимосвязь целей и задач курсов «География России» и «География родного края»

Программа «Экология родного края» icon«Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края» Автор : Казарян Жанна Ивановна
Название работы: «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Программа «Экология родного края» iconЗадачи: актуализировать имеющиеся у детей представления о природе...
Целый месяц он вместе с ребятами изучал растения, птиц, животных которые живут в Ямало-Ненецком автономном округе. А в конце своего...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную