Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания»


eco.na5bal.ru > Экология > Документы
Всероссийский фестиваль педагогического творчества

2014-2015 учебный год

Номинация: Организация воспитательного процесса

Название работы: Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания».
Автор: Исупова Анастасия Николаевна, воспитатель

Место выполнения работы: г.Челябинск, МБДОУ ДС № 480


Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросе организации экологического воспитания дошкольников.
Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим сознанием, мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.

Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Федеральные государственные требования определяли, что содержание образовательной области «Познание», в процессе изучения которой, ребенок получает экологическое воспитание, направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей, через решение следующих задач: 

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

  • развитие познавательного доступных пониманию ребенка-дошкольника интереса к миру природы;

  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

  • развитие чувства эмпатии к объектам природы;

  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который вступил в силу с 01.01.2014г., устанавливает, что образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

  • формирование познавательных действий, становление сознания;

  • развитие воображения и творческой активности;

  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

В ФГОС ДО на первый план выходят задачи по развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

  Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных — с экологической точки зрения — действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма — создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы.

В совместной деятельности должны быть предусмотрены специальные мотивационные задачи, решение которых обеспечивает создание и сохранение высокого уровня эмоционально-положительного отношения к обучению.

Как же следует организовать эту деятельность, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей? Этих целей немало.

  • Демонстрация воспитателем, образца (эталона) взаимодействия человека с природой, в котором, реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.

  • Демонстрация   способов  общения   с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное,   эмоционально   окрашенное,     практическое     взаимодействие     с ними.

  • Ненавязчивое   обучение   детей   приемам и операциям  по уходу за растениями    и    животными,    построенное    на основе  понимания  потребностей  живого организма.

  • Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать   другого   человека,   реагировать   на его слова.

  • Развитие наблюдательности, формирование   понимания   причинно-следственных связей в природе.

В   младшем   дошкольном   возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности. Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников изменяются, но деятельность остается совместной.

В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает,  становится  возможным  их дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в процессе создания необходимых условий для растений происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу, покажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

При планировании в совместную деятельность в процессе экологического воспитания включаются:

  1. Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

  2. Ознакомление детей с природой происходит в играх. В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры.

  • Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

  • Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

  • Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

  • Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.

  • Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

  • Творческие игры природоведческого содержания. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

  • Строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

  1. Целевые прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с природным материалом- песком, глиной, льдом, листьями и т. д. Целевая прогулка организуется по участку, в цветнике, на огороде.

  2. Несложные опыты и экспериментирование. Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.

  3. Моделирование. Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка . начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с природой.

  4. Рассматривание альбомов, иллюстраций. Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы. Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (диких или домашних зверей других климатических зон), позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлений. С его помощью удается успешно обобщать и систематизировать знания детей.

  5. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах. Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов и т. д. Это помогает детям понять его смысл.

  6. Использование художественной природоведческой литературы. Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

  7. Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с разными дидактическими целями. В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда.

  1. Труд детей в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

  2. Экологические праздники и досуги могут быть посвящены временам года, урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

  3. Художественно-творческая деятельность (книжки-малышки, коллажи, рисунки)

  4. Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария.

Коллекции предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

  • Доступность объектов сбора (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т.д.)

  • Разнообразие

  • Краеведческий аспект (местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций)

  • Страноведческий аспект (любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли и т.д.)

  • Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.)

  • Безопасность

  1. Работа с календарями природы, дневниками наблюдений. Правильно организованная работа с календарем природы и дневниками наблюдений имеет большое значение. У детей развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность.

  2. Походы и экскурсии.

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение-это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические.

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, решаемых педагогических задач, видов деятельности, подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятие под открытым небом.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания — методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Список литературы и источников

  1. «Мы», программа экологического образования детей. СПб: «Детство - Пресс», 2001 г.

  2. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе». М., 1993 г.

  3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М., 1995г.

  4. Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры», ж// Дошкольное воспитание, 1998 г. № 2, с. 13.

  5. Попова Т.И. «Мир вокруг нас», материалы комплексной программы культурно-экологического воспитания детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. -1998 г. Педагогика - 2002 г. , № 7.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт
    дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

  7. Николаева С. Совместная деятельность взрослого и детей //Дошкольное воспитание. 2000.№ 5. С. 36-38

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания» iconНедели: Лаборатория природы
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания» iconНедели: «Не похожий на меня. Непохожий на тебя» (гендерное воспитание, многонациональная страна)
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания» iconМодель экологического воспитания: Совместная деятельность воспитателя...
Века. В середине 20- го столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям...

Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания» iconВсероссийский фестиваль педагогического творчества
Ууд у детей младшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания

Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания» iconПроект «Тайны живой природы»
...

Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания» iconПерспективный план по самообразованию по теме «Проектная деятельность...
Перспективный план по самообразованию по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного...

Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания» icon«Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника»
Наукой, которая должна помочь людям выжить. Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации...

Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания» iconПаспорт проекта
Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации детско взрослого проекта...

Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания» iconПроекта
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием...

Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания» iconПроект «Формирование у детей любви к природе в процессе ознакомления с заповедниками»
Поэтому человек, по настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную