Затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления


eco.na5bal.ru > Экология > Документы
Приложение 1.

Философские

затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления

Социальные

касаются устройства и жизни общества

Политические

связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп

Экологические

отражают взаимодействие человека и природы

Нравственные (этические)

связаны с внутренними духовными качествами, с определенными правилами поведения

Эстетические

восприятие человеком прекрасного

Смысл жизни

Социальная справедливость

Политика в жизни общества

Взаимосвязь человека и природы

Эгоизм и гуманизм

Восприятие искусства

Познание и самопознание

Создание правового государства

Гражданское общество

Глобальная экологическая катастрофа

Доброта и жестокость

Воспитание эстетического вкуса

Свобода и ответственность

Соблюдение прав человека

Демократия

Потребительское отношение к природе

Духовность и бездуховность

Духовность в искусстве

Человек и история

Прогресс и общество

Международные конфликты

Экология культуры

Честь и бесчестье

Чтение, роль книги в жизни человека

Человек и культура

Наука и общество

Разоружение

Экология языка

Интеллигентность и хамство

Массовая культура. Телевидение. Интернет.







Терроризм




Дружба и предательство










Национализм




Любовь и ревность










Шовинизм




Конфликт поколений





Приложение 2

Тема

Проблемы

Роль книги

Проблема патриотизма

Человек, любящий свою родину

Проблема нравственного воспитания

Война

Археологические раскопки
Проблема исторической памяти
Проблема сохранения духовного наследия

Природа

Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке;

Честь и достоинство

Проблема отношения человека к природе
Экологическая проблема

Музей

Проблема сохранения человеческого достоинства
Проблема патриотизма
Проблема мужества

Язык

Проблема общения
Проблема этики, хороших манер

Спор, дискуссия

Проблема бережного отношения к языку
Проблема экологии языка

Приложение 3

Алгоритм поэтапных действий по выявлению проблемы и ее формулировке

Если проблема открыто не заявлена, то

  1. Прочтите текст и выявите основную мысль текста.

  2. Запишите ее в виде законченного предложения.

  3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

  4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

Приложение 4

Речевые клише. Формулируем проблему


  • Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

  • Касается …  проблемы.

  • Уделяет внимание ... проблеме.

  • Над какой-л. проблемой думать, работать.

  • Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

  • Автор затрагивает проблему...

  • Много места уделено проблеме...

  • Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

  • Автор очень эмоционально отстаивает идею...

  • Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме:...

Приложение 5

1. Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.

2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

3.Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.

4.Автор поднимает проблему о преодолении лишений.

5.Как преодолеть подстерегающие лишения человека?

6. Как получить искусство сносить лишения?

7.Прочитав текст, я вижу проблему человечности.

8.Одна из проблем автора, на мой взгляд, о том, что многие дети не читают.

9.Ознакомясь с текстом, я поняла его проблему…

Приложение 6

Текст №1

(1) - Наденька, так вы меня любите? - спросил я.

(2) - Люблю, конечно, люблю, - ответила Надя. (3)От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4)Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром к руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6)«Ты что, ослеп?» — крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7)Грубая женщина. (8)Подумаешь, лужа!.. (9)3нала бы она, что меня любит Наденька!

(10)Во дворе малыши строили замок из песка. (11 Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» - зачирикали мальчишки. (13)Я даже не повернул головы. (14)Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!..

(16)На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17)Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит!..» -раздалось мне вдогонку. (19)Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке.

(20)Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21)Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22)Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь. (23) «Держи хулигана!» (24)Эгоисты эти пенсионеры. (25)Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!..

(26)Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27)Ах, какое это счастье - любить и быть любимым, какое счастье!

(28)Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29)Я мгновенно вскочил — и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30)Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31)Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32)«Ну, сейчас я покажу этим кретинам!»

(33)Но что я мог сделать! (34)Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит!..» (35)Оказывается, я был не одинок... (36) Любили и других.

(Ю. Котлярский)

Текст №2

(1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2)Я обещал.

(3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4)Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

- (6)Телевизор вырабатывает пассивность!- горячился фермер.-(7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8)Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9)Но потом серое пятно гаснет и - всё. (10)Пустота. (11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

(12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.

(13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.

(14)С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15)В ней сейчас тридцать три дома. (16)Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17)Первый телевизор куплен в 1959 году, последний -неделю назад.

(18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19)3атем постановки, то есть спектакли. (20)На третьем месте - футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк».

(21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно - по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка, и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22)Над этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? (25)Отнюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.

(по В. Солоухину)

Текст №3

(1) Система образования переживает не лучшие времена. (2) Это, конечно, не новость. (3) Определённую долю надежды в завтрашнем дне внушает нынешняя позиция высшего руководства страны. (4) Верится, что озвученные меры по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения не останутся простыми декларациями. (5) Надеемся, что окажутся востребованными и осмысленными вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт, без учёта которых невозможно движение вперёд.

(6) В истории России сложилась некая закономерность: когда основные условия образования диктовались государством, система образования становилась более жёсткой, консервативной и стабильной, а система воспитания - национально-патриотической (со всеми положительными и отрицательными сторонами), когда основные условия диктовала «общественность» (или государство находилось под её давлением), система образования становилась гибкой, либеральной, нестабильной (также со всеми положительными и отрицательными сторонами).

(7) В идеале отечественная российская система образования должна быть относительно стабильной, достаточно консервативной и избирательно гибкой.

(8) Регионализация образования ведёт к разрушению единого образовательного пространства, а значит, делению России на удельные княжества.

(9) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий, лицеев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребёнка. (10) Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. (11) Многие страны (Япония, Сингапур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения, (12) Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним.

(13) Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специалистов из других стран. (14) Для России такой путь заказан. (15) Более того, отток научной молодёжи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придётся ученику средних способностей да обычной - без уклонов - школы, которая должна вернуть свои позиции. (16) С чего же следует начинать?

(По М. Мартынову)

Текст №4

(1)Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. (2) Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3) Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4) Кроме того, игрушка еще и средство обучения, развлечения и даже лечения.

(5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? Конечно, теперь каждый малыш живет в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7)В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. (8)Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9)Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10)И нежная психика ребёнка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

(11)К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12)Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребенка. (13)Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (14)Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

(15)Но ведь игрушка - это не забава. (16) Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17)Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18) Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.

Текст №5

(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которогоих триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, — говоришь, глядя на него, — Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». (11) Подходишь ближе, глядишь — точно Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» — думаешь себе.

ТЕКСТ №6

Пробочное воспитание.

(1)В семье Сверла радостное событие: сын родился.

(2)Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

(3)И назвали сына Штопором.

(4)Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (5)(Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

(6)Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

(7)Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. (8)Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! (9)Штопор и слушать не хочет! (10)Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

(11)Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф. Кривин)

Приложение 7

Автор

Тема

Проблема














































Поделиться в соцсетях



Похожие:

Затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления iconВзаимодействие общества и природы
Цели: рассмотреть особенности взаимодействия человеческого общества и природы, развивать познавательный интерес к проблемам обществознания...

Затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления iconТема: Технология развития критического мышления
Ключевой идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, необходимость развития которых предопределена...

Затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления iconЭлетивный курс «экологическая ситуация материков и океанов. Изменение...
Ступном учащимся уровне причины обострения взаимодействия природы и общества, меры охраны природы, принимаемые в различных странах....

Затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления iconПрименение приёмов технологии развития критического мышления для...

Затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления icon«Использование нетрадиционных техник художественного творчества как...
Использование модифицированных креативных тестов Вильямса для определения дивергентного (творческого)мышления детей

Затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления iconУрок экологии в 9 классе Тема: Устойчивое развитие биосферы и общества.
Определить, как каждый из нас может влиять на устойчивое развитие природы и общества

Затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления iconУчебное пособие по истории Воронежского края несет познавательную,...
России. Её изучение позволяет проследить общие тенденции, характерные для развития всей страны. Однако, как и в любом регионе, здесь...

Затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления iconУрок по географии. 8 класс. Тема: Взаимодействие природы и общества
Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; углубить и расширить знания по экологическому состоянию...

Затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления icon«Современные информационно- коммуникационные технологии в обучении...
Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного...

Затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления iconПояснительная записка. Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную