Методическая разработка урока деловой игры по мдк 01. 01 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды» на тему: «Моя профессия эколог»


страница1/3
eco.na5bal.ru > Экология > Методическая разработка
  1   2   3



Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Балаковский политехнический техникум»


Методическая разработка

урока – деловой игры

по МДК 01.01 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды»

на тему: «Моя профессия - эколог»

для студентов 4-го курсов специальности 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Подготовила:

Хаустова Л.Б.


2015

Вид занятия: урок повторения, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
Цели урока:

дидактические – обобщение, систематизация знаний о мониторинге загрязнения атмосферного воздуха и природных вод;

развивающие – развитие мыслительной активности, внимания; развитие речи и памяти; формирование умений;

воспитательные – формирование экологического мировоззрения студентов; показать причинно-следственные связи на примерах.
Учебно-материальное оснащение урока: мультимедийный проектор, слайды (см. Приложение А); индивидуальный раздаточный материала.

План урока



Этапы урока и их содержание

Время,

мин.

Методы

реализации

1

2

3

1 Организационный этап

1

Проверка наличия студентов на уроке, письменных принадлежностей, калькуляторов

2 Сообщение темы, цели и задач урока

1

Сообщение цели, темы и задач урока

3 Воспроизведение и коррекция опорных знаний

4

Фронтальный

опрос

4 Повторение, анализ и обобщение основных знаний по теме «Мониторинг атмосферного воздуха»:

4.1 Атмосфера Саратовской области

4.2 Задача на определение загрязняющих веществ, подлежащих контролю

4.3 Задание «Буквы-перевёртыши»

4.4 Организация наблюдений на постах

4.5 «Что о нас думают?»

4.6 Задание «Местоположение стационарного поста»

4.7 Задание «Мы не скажем – а подскажем»

4.8 Метеорологические наблюдения

4.9 Пазл «Полевые исследования»

34

1
8

4

3

1
3

5
2

7

Решение практической задачи
Индивидуальная и групповая работа студентов


5 Обобщение и систематизация основных теоретических положений по теме «Мониторинг поверхностных вод»:

5.1 Характеристика водоемов Саратовской области

5.2 Демонстрация видеоролика «Свойства воды»

5.3 Сеть пунктов контроля качества вод

5.4 Загадки – ребусы

5.5 «Коротко о разном»

15


2
4

3

4

2


Индивидуальные ответы студентов у доски с использованием мультимедийного проектора со слайдами

6 Обобщение и систематизация результатов работы на уроке

2




7 Подведение итогов урока, выставление поурочного балла студентам, оценка работы группы

4

Выставление оценок за активную работу на уроке



1 Организационный этап

Проверка наличия студентов на уроке, письменных принадлежностей, калькуляторов. Внешний осмотр одежды студентов.

2 Сообщение темы, цели и задач урока

Вступительное слово преподавателя

Антропогенный период, т.е. период, в котором возник человек, является революционным в истории Земли. Человечество проявляет себя как величайшая сила по масштабам своей деятельности на нашей планете.

Технические возможности человека изменять природную среду стремительно возрастают. Ныне он способен осуществить такие проекты преобразования природной среды, о которых еще сравнительно недавно не смел и мечтать.

Казалось бы, человек становится все менее зависим от природы. Однако все чаще слышатся слова «охрана природы», «экологический кризис». Выяснилось, что рост могущества человека ведет к увеличению отрицательных для природы и в конечном счете опасных для существования человека последствий его деятельности, значение которых только сейчас начинает осознаваться.

Становление и развитие человеческого общества сопровождались локальными и региональными экологическими кризисами антропогенного происхождения. Поэтому возникает необходимость наблюдения за окружающей средой человека, её изменения с целью ликвидации или снижения вредного техногенного воздействия на окружающую среду.

Теоретические знания по основополагающим предметам специальности и навыки практического характера послужат основой для выполнения в будущем курсовой, дипломной работ и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Тема урока: Моя профессия - эколог

Цель урока: Сегодня мы обобщим пройденный материал по основным вопросам мониторинга загрязнения окружающей природной среды: атмосферного воздуха и природных вод; сделаем акцент на применение этих знаний на практике.

3 Воспроизведение и коррекция опорных знаний

Фронтальный опрос

Вопросы и соответствующие им ответы представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Вопросы и ответы

Вопрос

Ответ

1 Дайте определение понятия «Мониторинг»?

слежение за какими-либо объектами или явлениями

2 Мониторинг окружающей среды?


слежение за состоянием ОС человека и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов

3 Три уровня мониторинга?

глобальный, региональный, локальный

4 Задачи глобального мониторинга?

слежение за общемировыми процессами и явлениями, включая антропогенное воздействие на биосферу

5 Дайте определение понятия «Биота»?

исторически сложившийся комплекс живых организмов, обитающих на крупной территории, ограниченной любыми барьерами распространения

6 Приборы контроля за загрязнением атмосферы?

Газоанализаторы, оптическая и радиолокационная аппаратура, лидары, лазерные аэрозольные спектрометры

7 Типы постов?

Стационарный, подвижный, маршрутный

8 В каких трех случаях проводят наблюдения на постах?

Для отдельного источника, для группы источников, по городу в целом

9 Время наблюдений по полной программе?

1, 7, 13, 19



10 Время наблюдений по неполной программе?

7, 13, 19

11 Время наблюдений по сокращенной программе?

7 и 13

4 Повторение, анализ и обобщение основных знаний по теме «Мониторинг атмосферного воздуха»

4.1 Атмосфера Саратовской области

Вступительное слово преподавателя

Наша Саратовская область является индустриальной, т.к. в ней находятся много промышленных предприятий, которые вместе с отработанным воздухом выбрасывают в атмосферу вредные примеси в виде грубодисперсных частиц, аэрозолей.

Фронтальный опрос

Вопросы и соответствующие им ответы представлены в таблице 4.1.

Таблица 4.1 – Вопросы и ответы

Вопрос

Ответ

1 Перечислите 5 самых загрязненных городов Саратовской области?

Саратов, Балаково, Вольск,

Энгельс, Балашов,

2 Назовите отрасли народного хозяйства, которые являются самыми мощными загрязнителя атмосферного воздуха?


Транспорти с вязь, топливная промышленность, химическая и нефтехимическая, электроэнергеитка, производство строительных материалов

3 Основных компонентов выхлопных газов?

Оксид углерода и азота, углеводородов, формальдегида, бензопирена, соединений свинца

4 Количество, состав и вредность выхлопных газов зависят от …?

Устройство мотора, качества топлива, режима эксплуатации, технического состояния авто, квалификации и опытности водителя

4.2 Задача на определение загрязняющих веществ, подлежащих контролю

Студентам предлагается решить практическую задачу, где необходимо составить список загрязняющих веществ, которые требуется контролировать. Для решения поставленной задачи, необходимо оценить возможность превышения ПДК этих веществ с учетом размера города, количества выбрасываемой примеси от всех источников. Для выполнения задания у студентов имеются: расчетные формулы, таблица, исходные данные для решения задачи (см. Приложение Б).

4.3 Задание «Буквы – перевёртыши»

Студентам предлагается карточки-задания, на которых даны определения понятий, изучаемых по дисциплине «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды». Необходимо как можно быстрее переставить буквы в словах, и пояснить, какое понятие было зашифровано (см. Приложение В).

4.4 Организация наблюдений на постах

Вступительное слово преподавателя

Организация наблюдений за состоянием атмосферного воздуха проводят на всех типах постах, где наблюдателями выполняются различные виды работ.

Фронтальный опрос

Вопросы и соответствующие им ответы представлены в таблице 4.2.

Таблица 4.2 – Вопросы и ответы

Вопрос

Ответ

1 Какие наблюдения проводят на всех постах?

За загрязнением и метеонаблюдения

2 Дайте определение «Стационарного поста наблюдений»?

Это специально оборудованный павильон с аппаратурой, необходимой для регистрации загрязнений и метеопараметров

3 Дайте определение понятия «Маршрутный пост наблюдения»?

Место на определенном маршруте в городе

4 Время отбора стационарных на постах?

20-30 мин

5 От каких факторов зависит количество постов?

Количества жителей, рельефа местности, наличия промышленных предприятий

6 Поясните, какой период наблюдения за состояние атмосферного воздуха можно считать долее достоверным?

Уровень загрязнения оценивается по данным за год. Более достоверные сведения за 2-5 лет.


4.5 «Что о нас думают?»

Вступительное слово

Здравствуйте, земляне!!! Я представитель внеземной цивилизации и сегодня решил пообщаться с вами о проблемах вашей планеты. С появлением человека на земле стала нарушаться гармония в природе. Этот процесс начался 40 тысяч лет назад. В настоящее время нарушение экологического равновесия в современном мире приняло такие размеры, что произошло нарушение равновесия между природными системами, необходимыми для жизни и промышленных, технологических и демографических потребностей человечества. Признаками экологических проблем являются: проблема пищи, демографический взрыв, исчерпание природных ресурсов, загрязнение воздуха и воды.

Задачей будущих экологов является анализ сложившейся ситуации, прогноз последствий и разработка мероприятий по охране окружающей среды на Земле. А теперь проверим ваши теоретические знания на практике. Предлагаю выполнить следующее задание.

4.6 Задание «Местоположение стационарного поста»

Студентам предлагается на предложенной схеме города (района города) поставить городской стационарный пост и объяснить выбор его местоположение (см. Приложение Г).

4.7 Задание «Мы не скажем – а подскажем»

Из каждой команды, по очереди, вызывается по два студента – один видя картинку на слайде мультимедийного проектора, должен показать и рассказать что изображено (но не называть ключевое слово), а команда отгадать (см. Приложение Д).

4.8 Метеорологические наблюдения

Вступительное слово преподавателя

Для качественной оценки загрязнения атмосферы городов и метеорологических особенностей распространения вредных примесей в атмосфере организуются различные исследования. Их результаты позволяют детально оценить роль крупных промышленных предприятий как источников загрязнения воздушной среды, а также выявить районы, наиболее загрязненные выхлопными газами от транспорта.

Фронтальный опрос. Вопросы и соответствующие им ответы представлены в таблице 4.3.

Таблица 4.3 – Вопросы и ответы

Вопрос

Ответ

1 Поясните, какие метеопараметры определяют на постах?

Скорость и направление ветра, температуру и влажность воздуха, состояние погоды, атмосферное давление

2 Какие приборы используют для определения скорости ветра?

Флюгер, компас, вымпел, анемометр, анеморумбометр

3 Назначение психрометра?

Определение влажности и температуры воздуха

4 Назначение осадкомера?

Для сбора твердых и жидких осадков

5 Назначение весового снегомера?

Измерение плотности снега
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методическая разработка урока деловой игры по мдк 01. 01 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды» на тему: «Моя профессия эколог» iconМетодическая разработка урока деловой игры «Совещание» по теме «Анализ...
Дисциплина: мдк 02. 01Основы технологии переработки полимерных материалов и эластомеров, мдк 03. 01 Управление твердыми отходами,...

Методическая разработка урока деловой игры по мдк 01. 01 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды» на тему: «Моя профессия эколог» iconМониторинг окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе...
В россии и других странах созданы специализированные станции фонового мониторинга. Наблюдения ведутся и на территориях заповедников,...

Методическая разработка урока деловой игры по мдк 01. 01 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды» на тему: «Моя профессия эколог» iconМетодическая разработка урока по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»...
Методическая разработка урока по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на тему

Методическая разработка урока деловой игры по мдк 01. 01 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды» на тему: «Моя профессия эколог» iconЗа загрязнение окружающей природной среды, размещение
...

Методическая разработка урока деловой игры по мдк 01. 01 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды» на тему: «Моя профессия эколог» iconМетодическая разработка воспитательного мероприятия классный час : «Профессия- хранитель земли»
Методическая разработка предназначена для преподавателей средних специальных учебных заведений с целью оказания им практической помощи...

Методическая разработка урока деловой игры по мдк 01. 01 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды» на тему: «Моя профессия эколог» iconМетодическая разработка на тему: «Конкурс профессионального мастерства....
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Владимирский аграрный...

Методическая разработка урока деловой игры по мдк 01. 01 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды» на тему: «Моя профессия эколог» iconПостановление от 28 августа 1992 г. N 632 об утверждении порядка...
...

Методическая разработка урока деловой игры по мдк 01. 01 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды» на тему: «Моя профессия эколог» iconМетодическая разработка урока «Проблемы окружающей среды» по дисциплине «Иностранный язык»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего...

Методическая разработка урока деловой игры по мдк 01. 01 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды» на тему: «Моя профессия эколог» icon«Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации»
ПМ. 02 «Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса», мдк 02. 1 «Организация...

Методическая разработка урока деловой игры по мдк 01. 01 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды» на тему: «Моя профессия эколог» iconМетодическая разработка теоретического занятия мдк 04. 02. Безопасная...
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную