Образование


страница1/40
eco.na5bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
Олсх Л.Г. ИСТОРИЯ СИБИРИ

ВЫСШЕЕ

ОБРАЗОВАНИЕ
Федеральная целевая программа «Культуры России»

(подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»)

Рецензенты

доктор исторических наук, профессор И.А. Молетотов,

кандидат философских наук, доцент В. В. Бобров

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 98-03-04019а

Олех Л.Г.

История Сибири : учеб. пособие / J1. Г. Олех. - Изд. 2-е

перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс; Новосибирск: Си-

бирское соглашение, 2005. - 360 с. (Высшее образование).

ISBN 5-222-06957-5 (Феникс)

ISBN 5-98029-010-9 (Сибирское соглашение)

В пособии на широком фоне общероссийской истории рассматрива-

ются ключевые проблемы развития Сибирского суперрегиона с момента

освоения его первыми человеческими общностями до настоящего времени.

Столь обширное поле исторического исследования позволило автору вы-

явить и проследить важнейшие тенденции развертывания локальных циви-

лизаций на территории Сибири, опираясь на богатый эмпирический мате-

риал, зафиксировать некоторые общие закономерности и особенности

данного процесса, протекающего в общероссийском контексте, определить

его положительные и отрицательные стороны. Особое внимание уделено

двум ключевым с точки зрения развития российского исторического про-

цесса эпохам - XIX и XX столетиям, когда состоялись два и начался тре-

тий маятниковый цикл эволюции российской цивилизации."

К каждой главе пособия даются вопросы и задания, в том числе анали-

тического характера (анализ фрагментов исторических текстов).

Пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и

школьникам.

УДК 94(571)

ББК 63.3 (253)

ISBN 5-222-06957-5 (Феникс)

ISBN 5-98029-010-9 (Сибирское соглашение)

© Л. Г. Олех, 2005

© Феникс, 2005

© ООО «Издательство

"Сибирское соглашение"», 2005

ПРЕДИСЛОВИЕ

История Сибири - дисциплина, изучаемая в вузах Зауралья

студентами неисторических специальностей. Цель ее изучения

заключается в познании основных этапов становления и развития

Сибирского суперрегиона с древнейших времен до конца второго

тысячелетия, героических и трагических страниц прошлого.

Предыстория - это древняя Сибирь с многообразием ее культур.

Первый собственно исторический период в жизни огромного

края - это конец XVI века, второй и третий - это начало и первая

четверть XVII столетия, время становления и развития феодализ-

ма. Затем следуют период проникновения капитализма, периоды

модернизации в XX веке и постмодернизации в конце второго и

начале третьего тысячелетия.

Практическая значимость курса истории Сибири состоит в

формировании у студентов принципов гражданственности, в

развитии у них профессионального и нравственного потенциала, в

обретении понимания того, что будущее страны возможно лишь в

пространстве гуманитарного общества и правового государства.

Данный курс, расширяя исторический кругозор студентов, делает

их более зоркими в отношении существа и содержания провозгла-

шенных реформ. Его изучение базируется на общеисторических

знаниях, полученных при изучении курса «История России в

контексте мировой цивилизации».

Задача изучения курса истории Сибири заключается в том,

чтобы познать и понять основные тенденции исторического

процесса на территории этого края, региональную специфику

проявления общих закономерностей российского исторического

4

Предисловие

процесса. Изучение истории требует самостоятельного мышления,

критического отношения к историческим источникам, активного

отношения к современным дискуссиям (в том числе и политиче-

ским), честности и ясной нравственной позиции.

Изучение исторического процесса представляет собой замеча-

тельное средство достижения цели ноосферного образования -

формирование Homo creators (человека творческого). Образован-

ный человек в становящемся информационном обществе во

многих случаях, особенно при разногласиях в стане профессио-

нальных историков, не должен принимать все их утверждения, но

для этого надо обладать культурой несогласия: знать аргумента-

цию разных сторон, уметь аргументировать свою позицию, не

унижая тех, кто занимает противоположную. Содержание и

структура курса, изложенного в настоящем учебном пособии,

соответствуют требованиям государственного образовательного

стандарта высшей школы Российской Федерации.

Пособие построено таким образом, чтобы активизировать са-

мостоятельное мышление студентов. В нем сформулированы

ключевые проблемы исторического процесса в Сибири в контексте

развития России. Чтобы разобраться в них, нужно читать дополни-

тельную литературу, готовить рефераты, отвечать на вопросы,

предлагаемые в конце каждой главы. И, кроме того, необходимо

взаимополезное сотрудничество студента и преподавателя.

В конце книги опубликованы фрагменты документов, предна-

значенные для анализа, список избранной библиографии и реко-

мендуемая тематика рефератов и дипломных исследований. Автор

не ограничивает творческий поиск студентов, их индивидуальный

или профессиональный интерес, весьма важный для участия в

анализе и интерпретации вопросов прошлого, чем-либо привлек-

ших внимание молодых людей. Инициатива студентов только

приветствуется.

ВВЕДЕНИЕ

Что такое Сибирь? Что же это за страна такая загадочная -

Сибирь, откуда обрела она свое имя? По этому поводу нет едино-

гласия ни среди ученых, ни в обыденном сознании. Некоторые

исследователи связывают происхождение слова «Сибирь» с

именем пращуров древних угров, обитавших свыше тысячи лет

назад в лесостепной долине Иртыша. Эту этническую группу

называли «сипир», «сепыр», «сабир». Об этом писалось и в визан-

тийских хрониках, в которых «сабиры» представлены как часть

гуннских племен в Восточной Азии. По другим версиям, название

региона происходит из обозначения племен «сибир», обитавших в

V веке на Оби, от названия татарского ханства, завоеванного

русскими в XVI и следующем столетиях. Есть и иной вариант

этимологии слова «Сибирь»: включенный в него смысл связывают

с восприятием края, осваиваемого российскими первопроходцами,

которые за суровость климата, свирепые морозные зимы нарекли

эти земли «сивером» (севером).

Вопрос о происхождении названия края интересовал и наших

далеких предков. Один из разделов «Погодинского летописца»

(XVII век) так и назван: «О Сибири. По какой причине вся та

земля Сибирь была названа Сибирью». Вот что пишет его автор:

«Когда Мамет Адеров сын над казанским царем Упаком одержал

победу, то приказал поставить город, потому что царя победил,

доблесть свою показал и прославился. А тот город повелел назы-

вать стольным. С того времени и вся та земля стала зваться Сиби-

рью. Хотя каждый город сибирский назван по-своему, но все

6

Введение

вместе Сибирью именуются... А как прежде та Сибирская земля

называлась - неведомо, поскольку, с тек пор как город Сибирь

создан, много лет прошло. Но еще прежде этого заселена была вся

Сибирская земля, а как называлась, того узнать невозможно: в

памяти ни у кого не осталось, а письменных свидетельств я не

нашел».

Пытались разобраться в этом вопросе и ученые-историки. Рус-

ский историк и государственный деятель В.Н. Татищев считал, что

слово «Сибирь» татарского происхождения и по-татарски означает

«первый» или «главный». Этим словом был назван главный город

на Иртыше, а затем русские распространили это название на всю

огромную территорию от Уральских гор до Тихого океана.

Член Петербургской Академии наук, один из первых истори-

ков Сибири, Г.Ф. Миллер имел по этому поводу собственное

мнение. Он возражал против версии татарских корней в названии

края. Слово «Сибирь», считал Г.Ф. Миллер, пришло из языка

зырян или пермяков. Однако его позиция не была подкреплена

убедительными аргументами.

В 1841 году учитель Тобольской гимназии Н.А. Абрамов вме-

шался в спор о происхождении слова «Сибирь». По его мнению,

оно происходит от глагола «сибиршан» («вычищенный», «очи-

щать»). Н.А. Абрамов делает следующее заключение: «...Когда-то

какой-то воитель, завладев этой страной, завел в ней новые поряд-

ки и страна сделалась очищенной, выметенной, благоустроенной».

Трудно дать однозначный ответ на вопрос, «откуда пошла Си-

бирская земля», - ясно одно: это край с большим и богатым

наследием, традициями, которые надо хорошо знать и беречь.

Необходимо стирать в историческом прошлом белые пятна,

обретать достоверные знания о давно минувшем. Это долг науки,

гражданская обязанность ученых - дойти до самых глубоких

корней народа, которому предстоит славное будущее в простран-

стве охватывающей всю планету постиндустриальной, информа-

ционной цивилизации. Но это и обязанность молодежи, которая не

состоится в будущем, если не осознает прошлого и настоящего

родного края.

Четыре столетия назад Россия приступила к освоению огром-

ного края со сказочными богатствами. Это была Сибирь. В конце

XVI века ее коренное население проживало на территории в

7 Введение

12 миллионов квадратных километров и не превышало в те дале-

кие времена 240 тысяч человек, на один квадратный километр

приходилось по 0,16 человека. К нашему времени ситуация

изменилась, но не очень существенно.

Если добавить к собственно сибирским землям территории тя-

готеющих к ним Урала и Дальнего Востока, то Большая Сибирь

составит 15 миллионов квадратных километров. Не случайно

Сибирь в широком смысле называют территориальным и геополи-

тическим базисом России. Следует задуматься над такими цифра-

ми: территория Большой Сибири - это 87 процентов всей современ-

ной России. Население России ныне составляет 145,5 миллиона

человек. На востоке страны живут более 50 миллионов человек. Из

них на Урал приходится 20 миллионов, а на собственно Сибирь -

23 миллиона. Из 89 регионов страны 29 расположены в сибирском

пространстве. Это просторы, поражающие воображение. Здесь

есть где развернуться, приложить ум, смекалку и трудолюбие. Это

колыбель значительной части евразийской цивилизации, самобыт-

ной, многоцветной, высокодуховной культуры.

Освоение Сибири дало существенный демографический эф-

фект. Население края увеличивалось. Однако совсем не такими

темпами, которые необходимы для оптимального использования

сибирского геополитического пространства и его ресурсов. Даже

новые миграционные процессы, порожденные распадом СССР, не

могут удовлетворить реальных потребностей нормального функ-

ционирования зауральских территорий. Плотность населения здесь

и ныне опасно низкая: менее трех человек на квадратный кило-

метр. К тому же она неравномерна: в Западной Сибири составляет

6,2, а в Восточной - 2,2 человека на квадратный километр. В ряде

мест, особенно на богатейшем Крайнем Севере, плотность населе-

ния выражается еще более низкими цифрами.

Пространство, среда обитания и человек - это проблема, нахо-

дящаяся в центре геополитических поисков и решений. А в Сиби-

ри (как и в России в целом, население которой по демографиче-

скому прогнозу к 2050 году может сократиться на 50 миллионов,

т.е. на треть по отношению к актуальной численности) - неболь-

шая численность населения, ухудшение его качества, постарение,

рост количества пенсионеров, убывание численности людей

трудоспособного возраста, молодежи и детей. Нарушаются естест-

8

Введение

венные законы воспроизводства населения, растут экономические

трудности, усиливается демографический дисбаланс.

В условиях, когда человечество обеспокоено демографическим

взрывом нашего времени, когда имеется более чем миллиардное

население в Китае и к этому же приближается Индия, когда

ожидается дальнейший рост населения в регионах Азии, Африки и

Латинской Америки (правда, в отношении последних есть и

другие оценки, ожидается определенный демографический пово-

рот в сторону уменьшения темпов прироста), Сибирь не может не

привлекать к себе усиленного внимания. По прогнозам, в начале

XXI века на 10-15 миллионов трудоспособных сибиряков будет

приходиться примерно 600 миллионов трудоспособных китайцев.

Сибирское пространство привлекает к себе внимание и в связи

с прогнозами о глобальном потеплении, которое изменит условия

жизни на Земле. В Сибири сохранятся оптимальные климатиче-

ские условия для существования человека и его продуктивной

жизнедеятельности.

Опасность для Сибири представляет интерес разных стран к ее

воспроизводимым и невоспроизводимым ресурсам. Ресурсы эти

велики. На Сибирь приходится 85 процентов разведанного в

России природного газа, 75 процентов угля, 65 процентов нефти.

Республика Саха (Якутия) добывала в конце XX века до

90 процентов российских алмазов, - это шестая часть их мировой

добычи.

Но ресурсы Сибири - это не только ее недра. Это и ее бескрай-

ние леса, полноводные реки, флора и фауна. По мере демографи-

ческих сдвигов потребность в сырье ускоренно возрастает. Сибир-

ский регион, таким образом, становится важнейшим

притягательным пунктом для стран всех континентов, особенно

для США, Германии, Китая, Японии, которые уже сегодня выра-

батывают просибирские геополитические ориентиры. Ради безо-

пасности России и Сибири должна быть продумана политика

инвестиций в этот суперрегион. Инвестиции должны идти и с

Запада, и с Востока, чтобы можно было противостоять сверхвлия-

нию того или другого направления.

Инвестиции, продуманная льготная налоговая политика могут

способствовать созданию новых рабочих мест и росту населения.

Это, в свою очередь, позволит укрепить безопасность региона.

9 Введение

Учитывая трудности в решении этой задачи, следует оказать

эффективное воздействие на менталитет россиян и сибиряков. В

августе 1997 года Российским центром общественного мнения

проводился опрос 1700 респондентов - представителей городского

и сельского населения. На вопрос о пользе от зарубежных инве-

стиций 46 процентов высказались за ограничение вторжения

иностранного капитала в Россию, лишь 17 процентов заявили, что

эти инвестиции «способствуют подъему российской экономики».

Но йело в конечном итоге в том, в чьих интересах высшая россий-

ская власть осуществляет свой политический курс. Великий сосед

России Китай уже в конце XX века имел иностранных инвестиций

более чем на 500 миллиардов долларов. И это - в конструктивной

модернизации, цель которой была официально провозглашена

съездом КПК в ноябре 2002 года - создание среднезажиточного

социалистического общества с китайской спецификой.

Видимо, у опасений респондентов есть основания. Сибирь -

действительно лакомый кусок. Ее надо хранить, беречь и укреп-

лять. Этому помогут знание нашей сибирской земли, ее прошлого

и уверенность в ее большом будущем.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Образование iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению «Педагогическое образование»
«Дошкольное и начальное образование: технологии преемственности, стратегии развития»

Образование iconАннотации рабочих программ дисциплин по образовательной программе...

Образование iconРабочая программа по английскому языку класс 8к
...

Образование iconРабочая программа дисциплины в. Дв. 20. 2 Дисциплина по выбору -20....
Фгос во к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся...

Образование iconРабочая программа по факультативу «Информационные технологии в начальном образовании»
Фгос во (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника...

Образование iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению Педагогическое...
Сформирована в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования,...

Образование iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Образование iconМеждународная научная конференция "Международное образование в условиях...
«Международное образование в условиях межкультурной коммуникации», которая пройдет в городе Москве в дистанционном формате. По результатам...

Образование iconПрограмма учебной практики (формирование культуры здорового и безопасного...
Учебная практика является составной частью образовательного маршрута студента бакалавра. Программа практики составлена в соответствии...

Образование iconНаправление подготовки 050100 – Педагогическое образование Профиль...
Новосибирский государственный педагогический университет объявляет бюджетный набор на обучение по направлению подготовки 050100 –...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную