Учебно-методические указания предназначены для проведения семинарских занятий по дисциплине «Культурология»


страница1/4
eco.na5bal.ru > Культура > Учебно-методические указания
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Кафедра истории и культурологии


М.М. Каримов
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения

Уфа

2016

Данные учебно-методические указания предназначены для проведения семинарских занятий по дисциплине «Культурология» для подготовки бакалавров очной формы обучения по направлению подготовки «Менеджмент», «Экономика»
Рецензенты: Профессор, д.и.н. В.А. Надеждина

Зав. кафедрой ИК, к.т.н. Р.М. Мазитов
Учебно-методическое пособие имеет целью помочь студентам очной формы обучения в изучении курса культурологии. Методические материалы включают: план учебных занятий, методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, вопросы для самоконтроля и вопросы к зачету.

Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2016

Содержание

Введение …………………………………………………………………4

Тема 1. Культура – основное понятие культурологии. ………………. 5

Тема 2. Человек и культура. Приоритеты в культуре. . …… …………7

Тема 3. Проблема культурной целостности. Культурная картина

мира……………………………………………………………....9

Тема 4 Этническое, национальное, цивилизационное измерение

культуры. Культура и цивилизация.…………………………13

Тема 5 Срединная и специфические культуры. Массовая и

элитарная формы культуры …………………… …………...15

Тема 6. Социальные институты культуры и управление

культурой …………………………………………………. 17

Тема 7 Исторические модели культуры. …………………………… 19

Тема 8. Запад и Восток. Русская культура и ее типологическая характеристика ………………………………………………...21

Тема 9. Глобализация и культура. Варианты взаимодействия

современности и самобытности. …………………………… 24

Содержание вопросов для зачета…………………………………27

Введение
Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу «Культурология». На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых невозможно сформировать целостное представление о культуре. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинарскому занятию. Данная учебно-методическая разработка как раз составлена с целью оказания помощи при подготовке к семинарам. Она содержит тематику и планы семинарских занятий, что позволяет студентам предварительно ознакомиться с теми вопросами, которые выносятся на обсуждение. Важной составной частью учебно-методической разработки являются методические рекомендации. Обращение к ним призвано помочь студентам, с одной стороны, определить круг проблем, затрагиваемых в рамках изучения определенного вопроса. С другой стороны, методические рекомендации помогают также сориентироваться в рекомендованных к семинарским занятиям литературе. В учебно-методической разработке к каждому семинару прилагаются контрольные вопросы, которые могут быть использованы как самими студентами в целях самоконтроля, так и преподавателями для определения степени подготовки последних к соответствующим вопросам семинарского занятия.

Семинар №1.

Тема№1: «Культура – основное понятие культурологии ».


  1. Появление понятия «культуры» в языке, философии и науки.

  2. Различные подходы к определению культуры. Культура и антикультура.

  3. Категории культурологии: язык, символ, код, артефакты культуры.

  4. Ценности и ценностные идеалы.


Основная литература:

        1. Каримов М.М. Культурология: учебник. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.-

( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/

2. Культурология: учебник/ Под ред. М.М. Каримова.– Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.– ( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/

Дополнительная литература:

              1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. - М., 2007.- С. 98-102 (1-2 вопр.)

  1. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб., 2008.- С.12-15, 33- 34(1-2 вопр.), 15-25 (3-4 вопр.).

  2. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. — М.,2007.- С. 22-26, 69-74, 222-226 (1-2 вопр.), 110-117(3- вопр.)

  3. Культурология: учебник для вузов / под ред. Б.А.Эренгросс.— М., 2007. С.- 466-470 (3- вопр.)

              1. Культурология: учебник / под ред. М.М.Каримова; - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008.- С.17-21(1-2 вопр.), С.31-39 (3-4 вопр.).



Методические рекомендации
1.Приступая к изучению культуры, следует отметить, что слово «культура» является одним из наиболее употребляемых. Но это говорит скорее о многозначности его смыслов, чем об изученности самого феномена культуры.

В повседневной речи это слово связано с культурой обслуживания и культурой быта, музеями, театрами, правилами поведения и т.п. Однако между обыденным и научным представлением о культуре дистанция огромного размера. Обратите внимание, что теоретическое понятие, в отличие от житейского представления, указывает не на внешние признаки, а на внутреннюю причину, которое породило данное явление.

Необходимо отметить, что слово «культура» появилось задолго до возникновения понятия «культура». Это слово появилось в латинском языке. Какой первоначальный смысл оно имело? Как расширил применение слова «культура» римский философ и оратор Цицерон? Слово «культура» латинского происхождения, но еще раньше в греческой античности появилось слово-аналог «пайдейя». Оно означало, как и у римлян, и «воспитание-образование», и «культ, поклонение». Слова «культура» и «культ» являются однокоренными. Европейское средневековье сделало акцент на втором. Подумайте, чем связаны забвение первого значения в это время и возврат к античному смыслу в эпоху Возрождения?

2.Слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII века — «века Просвещения». Причем постепенно выделилось два аспекта в его трактовке: аксиологический и антропологический. В чем особенность трактовки культуры обозначенными подходами?

В науке существует очень много определений культуры: по подсчетам американских ученых А.Кребера и Х.Клакхона - более 500. Чем вы можете объяснить такое многообразие? На какие группы подразделяют все эти определения в зависимости от принципа, который выносится на первый план?

От многообразия определений «культура» следует отличать многозначность этого слова — его постоянное использование в разных, нередко исключающих друг друга смыслах. В каких значениях используют слово «культура»? Все ли рукотворное (т.е. произведенное человеком) можно отнести к культуре? Здесь следует обратиться к понятию «антикультура». Какое содержание вносят представители аксиологического подхода в это понятие?

3. Культура характеризуется своими элементами. К ним относится язык, символ, код культуры и культурный артефакт.

Язык - один из основных элементов культуры. Языки культуры подразделяются на две группы. Какие? Естественный язык существует в различных формах, каких? Обратите внимание на значение языка для этноса.

Символ - узловое понятие, в котором синтезируются различные аспекты культуры и жизнедеятельности людей. Согласны ли вы с утверждением, что человек — это «животное, созидающее символы». Обоснуйте свой ответ. Познакомьтесь с теориями символов Эрнеста Кассирера, Карла Юнга, К. Леви-Стросса, А.Ф. Лосева.

Важное значения для понимания культуры отводится культурному коду. Когда возникает необходимость в культурном коде? Докажите, что без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, невоспринятым. Какими свойствами должен обладать основной код культуры?

Культура есть мир человеческой деятельности или мир артефактов. Дайте определение артефакта. Обратите внимание на объективную и субъективную стороны артефакта. Приведите примеры разнообразия артефактов по своему характеру и содержанию.

4. От всего живого на Земле человек отличается в первую очередь своей способностью оценивать мир, в котором живет. Ценности - витальные, материальные и духовные реалии, позволяющие людям удовлетворять их желания, потребности, интересы, чаяния и заставляющие прилагать усилия для их достижения, созидания, сохранения и приумножения. Для человека вся совокупность ценностей имеет иерархический характер. Приведите такого рода примеры. Как вы прокомментируете, что ценности бывают относительными и абсолютными.

Высшие ценности формируют представления об идеале. В истории мысли вопрос о содержании идеала, его природе и происхождении решался в зависимости от культурных традиций, философских и религиозных предпочтений. Познакомьтесь с ними.
Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое культура? Каково этимологическое содержание термина "культура"? В чем особенность обыденного и научного понимания культуры?

  2. Связаны ли между собой понятия «культура» и «культ»?

  3. Как соотносятся между собой понятия "культура" и "прогресс"?

  4. Что понималось под культурой в эпоху Просвещения?

  5. Назовите авторов определений культуры и их произведения. Какой смысл вкладывали они в него?

  6. Назовите три подхода современной науки в определении культуры. Раскройте их суть.

  7. В чем причина многообразия подходов к определению культуры?

8. Дайте определение языка в широком смысле. Какие виды языков вы знаете? В чем специфика искусственных и естественных языков?

  1. Что такое ценность и ценностные идеалы? Какие виды ценностей вы знаете?

  2. Что такое "знак" и "символ"? Каково их происхождение? В чем отличие знака-символа от других видов знаков? Каково значение символа в культуре?

  3. Что такое "культурный код"? Какова функция культурных кодов?


Семинар №2.

Тема№2: Человек и культура. Приоритеты в культуре.


  1. Человек, природа, культура. Человек как творец и продукт культуры.

  2. Теории происхождения культуры.

  3. Функции культуры. Формы и механизмы приобщения к культуре.

  4. Культурная идентичность и маргинальность в культуре


Основная литература:

        1. Каримов М.М. Культурология: учебник. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.-

( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/

2. Культурология: учебник/ Под ред. М.М. Каримова.– Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.– ( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/

Дополнительная литература:

  1. Грушевицкая Т.Г Садохин А.П., . Культурология. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. - М., 2007.- С. 102-106, (2 вопр.), 189-201. (3 вопр.), 194-198(4 вопр.)

  2. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2007. – С. 32-42(1 вопр.) 47-54.(2 вопр.), 225-235. (4 вопр.)

  3. Культурология: учебник для вузов / под ред. Б.А.Эренгросс.— М., 2007. – С.108-124,162-164.(1 вопр.).

  4. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А.Радугина – М.: Центр, 2001. – С. 54-55.

  5. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В.Драча. – Ростов-н/Д., 2001. – С.104-112.

  6. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учеб. пособие для вузов.-М., 2001.- С.158-165 (4 вопр.)

  7. Полищук В.И. Культурология: учеб. пособие. - М., 1998. – С.137-138, (2 вопр.), 38-40.(3 вопр.).


Методические рекомендации
1. Если культура - «вторая природа», как она соотносится с первой? Противостоит ли она природе? Следует обратить внимание, что во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности: непосредственное потребление человеком природных ресурсов; но главная — преобразование природы, создание артефактов. Какие потребности человека они обеспечивают? К каким результатам в культуре приводит взаимодействие человека с природой. Следует иметь в виду, что оно оценивается неоднозначно.

Огромно влияние природы на образ жизни человека. На конкретных примерах покажите, как географическая среда участвует в формировании и функционировании культуры. Во взаимодействии культуры и природы следует обратить внимание на следующие аспекты: хозяйственно-практический, экологический, медико-гигиенический, этический, эстетический.

Источник культуры — сам человек. Пренебрежение человеком и человеческими отношениями в обществе в конечном итоге скажется и на состоянии культуры. Человек является и объектом, и субъектом культуры. Созидание человеком культуры как необычайно сложное явление бесконечно. Таким же нескончаемым оказывается процесс воздействия ценностей культуры на личность. Обратите внимание, что понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивидуальность» и «индивид».

Как они соотносятся друг к другу? Достаточно ли одной индивидуальности для формирования личности? Как различить понятия «индивидуальность» и «индивидуализм»? При каких условиях «объект культуры» становится ее «субъектом» (творцом) культуры?

2. В результате длительнейшего процесса развития в бесконечном пространстве природы и в конечном пространстве Земли на одном ее небольшом участке (Юго-Восточная Африка) биологическая форма материального бытия преобразовалась в антропосоциокультурную. Это был процесс одновременного и совместного формирования триединой целостности — человека, общества и культуры.

Проблема происхождения культуры — одна их самых сложных в науке, неслучайно в ее решении выявилось множество теорий, концепций и подходов. На практическом занятии предлагается обратиться к наиболее известным попыткам решения данной проблемы. Особенно следует обратить внимание на теории: культурогенеза И.Г.Гердера, игровую, символическую, школу психоанализа и др.

3. Сложность, многообразие проявлений культуры, ее многомерность определяют и многообразие ее функций. Функции культурыэто совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей.

Но в вопросе о количестве функций культуры среди культурологов нет полного единодушия. В работах разных авторов зачастую одни и те же функции обозначаются по-разному. Сопоставление различных точек зрения по данному вопросу позволяет сделать вывод, что к числу основных функций культуры относятся адаптивная, коммуникативная, знаковая (сигнификативная), познавательная, информационная, интегративная, регулятивная, релаксационная, аксиологическая, социализации и инкультурации. Причем некоторые исследователи в качестве главной функции выделяют гуманистическую (человекотворческую). Согласны ли вы с такой оценкой последней функции и почему?

Функций культуры много, и все они важны. Тем не менее следует иметь в виду, что не все в культуре может быть объяснено с помощью понятия «функция». Культуру нельзя рассматривать лишь под углом зрения того, как она обслуживает общество, так как она обладает самостоятельной ценностью. Она возникла как способ существования жизни и превратилась в сущность жизненного существования. С функцией социализации и инкультурации тесно связана проблема человека как объекта, так и субъекта культуры.

4. Культурная идентичность — принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Представления людей о самих себе зачастую весьма существенно различаются от культуры к культуре. Когда возникает необходимость в самоидентификации? Обратите внимание к каким последствиям приводит ее отсутствие. Кого называл «манкуртами» писатель Ч. Айтматов? Может ли человек обладать сразу несколькими идентичностями? Обоснуйте свой ответ.

Культурная идентичность обладает двойственной функцией. Раскройте её суть.Утрата идентичности находит выражение в таких болезненных явлениях, как отчуждение, ощущение «разорванности бытия», деперсонализация, маргинализация, психологическая патология, асоциальное поведение и пр.

Маргинальность — современное явление. Маргинала обычно характеризует принадлежность к двум или нескольким культурным группам. Раскройте причины возникновения маргинальной культуры. С какими проблемами сталкиваются лица маргинального типа? Понятие «маргинальное» часто употребляться исключительно с оценочно-негативным оттенком. Разделяете ли вы точку зрения, что маргинал — это обязательно деклассированный, культурно дезориентированный человек? Если нет, то приведите убедительные примеры, опровергающие её. Сделайте вывод о главной тенденции маргинальности.

Вопросы для самопроверки:


  1. Охарактеризуйте оппозицию «культура» — «природа».

  2. Сформулируйте определение понятия "функции культуры". В чем проявляется полифункциональный характер культуры?

  3. Что общего между социализацией и инкультурацией и чем они отличаются?

  4. Как решить проблему приоритетов - права человека или права нации?

  5. Что собой представляет мир человека? Что делает человека личностью? Совместимы ли социализация и формирование творческой индивидуальности?

  6. В чем трудности эволюционной (трудовой) концепции культурогенеза? В чем 3. Фрейд не соглашался с К. Марксом?

  7. На чем основываются убеждения Иоганна Хёйзинга в том, что игра старше культуры? Сторонником и последователем игровой концепции культурогенеза является Е. Финк. Почему в ряд пяти основных феноменов человеческого бытия он включает игру?

  8. Культура выступает в теории Эрнста Кассирера как символическая вселенная, а человек - творец и создатель символов. Какие символы и символические системы создаются человеком?

  9. Что такое мир ценностей личности? Как соотносятся мир ценностей индивида и общества?

  10. Что такое культурная самоидентичность? Какую личность называют маргинальной?

  11. Как соотносятся понятия «культурная самоидентичность» и

«маргинальность»?

Семинар №3.

  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Учебно-методические указания предназначены для проведения семинарских занятий по дисциплине «Культурология» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы Для студентов экономических специальностей
Методические указания предназначены для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» дневной и заочной...

Учебно-методические указания предназначены для проведения семинарских занятий по дисциплине «Культурология» iconМетодические указания (сборник текстов по техническому переводу)...
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения направления подготовки 051000. 62 Профессиональное обучение...

Учебно-методические указания предназначены для проведения семинарских занятий по дисциплине «Культурология» iconВодный менеджмент Методические указания к курсовому проекту для студентов...
Методические указания предназначены для студентов заочного и дневного обучения

Учебно-методические указания предназначены для проведения семинарских занятий по дисциплине «Культурология» iconВодный менеджмент Методические указания к курсовому проекту для студентов...
Методические указания предназначены для студентов заочного и дневного обучения

Учебно-методические указания предназначены для проведения семинарских занятий по дисциплине «Культурология» iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «редактирование»
Задания и методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Редактирование» для студентов заочной формы обучения...

Учебно-методические указания предназначены для проведения семинарских занятий по дисциплине «Культурология» iconМетодические
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения, содержат перечень тем для рефератов и контрольных...

Учебно-методические указания предназначены для проведения семинарских занятий по дисциплине «Культурология» iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Экономика организации»
Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине «Экономика организации», являющейся общепрофессиональной...

Учебно-методические указания предназначены для проведения семинарских занятий по дисциплине «Культурология» iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Экономика организации»
Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине «Экономика организации», являющейся общепрофессиональной...

Учебно-методические указания предназначены для проведения семинарских занятий по дисциплине «Культурология» icon2. Требования к курсовой работе 47
Методические указания предназначены для формирования у студентов практических навыков анализа рынка, анализа внутренней среды предприятия,...

Учебно-методические указания предназначены для проведения семинарских занятий по дисциплине «Культурология» icon2. Требования к курсовой работе 47
Методические указания предназначены для формирования у студентов практических навыков анализа рынка, анализа внутренней среды предприятия,...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную