Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты (для 1-х -11-х классов) на 2015 2017 гг. Разработчик: Студеникина М. А., заместитель директора по вр маоу «Софиевская сош»


страница1/8
eco.na5bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Софиевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю

Директор МАОУ «Софиевская СОШ»

_____________/Н.Г. Климова/

Приказ № 58__ от «15_»___01___20 15 г

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С УЧЕТОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ

(для 1-х –11-х классов)

на 2015 – 2017 гг.

Разработчик: Студеникина М.А.,

заместитель директора по ВР

МАОУ «Софиевская СОШ»

С. Софиевка, 2015 г.
2.3.1. Пояснительная записка

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МАОУ «Софиевская СОШ» (далее Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Примерной программой воспитания и социализации обучающихся, Программой развития воспитательной компоненты, Рекомендациями по формированию перечня мер и мероприятий по реализации программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе, Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, Уставом МАОУ «Софиевская СОШ» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

Программа ориентирована на реализацию стратегически единой для всех образовательных учреждений страны цели образовательной деятельности – Национальный воспитательный идеал. Предусматривает обязательную организацию воспитательного процесса по всем рекомендуемым содержательным направлениям воспитательной деятельности с опорой на базовые национальные ценности российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Учитывает культурно-исторические, этнические, социально-экономические, демографические особенности региона и запрос родительской общественности. Опирается на принцип преемственности, являясь логичным продолжением программы духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

Данная программа предполагает создание единого образовательного пространства школы, в котором интегрирована урочная, внеурочная, внешкольная, семейная деятельность обучающихся и их родителей.

Программа предназначена для всех участников образовательного процесса непосредственно реализующих или создающих условия для осуществления воспитательной деятельности.

Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

•формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

•укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

•формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

•формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;

•формирование морали – осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

•усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

•укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

•развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

•развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

•развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

•формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

•формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

•осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

•формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

•формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

•укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

•развитие патриотизма и гражданской солидарности;

•развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

•формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных и профессиональных групп;

•формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

•укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

•развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

•усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

•формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

•формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

•укрепление отношения к семье как основе российского общества;

•формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

•укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

•усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

•формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

•знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

2.3.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

Задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из этих направлений основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

2) воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

3) воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

4) воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

5) воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

6) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

2.3.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

МАОУ «Софиевская СОШ» определяет идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение учащегося со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения учащегося со значимым другим.

Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Духовно-нравственное развитие личности поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет учащемуся увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность учащегося формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Учащийся включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных учащихся возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

- общеобразовательных дисциплин;

- произведений искусства;

- периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

- духовной культуры и фольклора народов России;

- истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

- жизненного опыта своих родителей;

- общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

- других источников информации и научного знания.

Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации учащегося.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты (для 1-х -11-х классов) на 2015 2017 гг. Разработчик: Студеникина М. А., заместитель директора по вр маоу «Софиевская сош» iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся мбоу г. Пскова «сош №17»
Письмо мо и н «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» от 13. 05. 2013 г

Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты (для 1-х -11-х классов) на 2015 2017 гг. Разработчик: Студеникина М. А., заместитель директора по вр маоу «Софиевская сош» iconРабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов составлена...
Ооп ноо маоу лицей №6, утвержденной приказом директора №285 от 27. 08. 2015 г, Положением о рабочих программах маоу лицей №6, утвержденном...

Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты (для 1-х -11-х классов) на 2015 2017 гг. Разработчик: Студеникина М. А., заместитель директора по вр маоу «Софиевская сош» iconЭкологический проект «Мир вокруг нас» Срок реализации: 2013-2015...
Директор Крылосова М. Г., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Савельева М. В., заместитель директора по административно-хозяйственной...

Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты (для 1-х -11-х классов) на 2015 2017 гг. Разработчик: Студеникина М. А., заместитель директора по вр маоу «Софиевская сош» iconОтветственная: Прожеева Галина Павловна, заместитель директора по воспитательной работе
Цель: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающегося, его успешной социализации в обществе

Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты (для 1-х -11-х классов) на 2015 2017 гг. Разработчик: Студеникина М. А., заместитель директора по вр маоу «Софиевская сош» iconПлан воспитательной работы маоу «Софиевская средняя общеобразовательная...
Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны

Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты (для 1-х -11-х классов) на 2015 2017 гг. Разработчик: Студеникина М. А., заместитель директора по вр маоу «Софиевская сош» iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся основные положения...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования построена на основе базовых национальных...

Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты (для 1-х -11-х классов) на 2015 2017 гг. Разработчик: Студеникина М. А., заместитель директора по вр маоу «Софиевская сош» iconЗаместитель директора по учебно-методической работе
Заместитель директора по воспитательной работе, связям с общественностью и международным отношениям

Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты (для 1-х -11-х классов) на 2015 2017 гг. Разработчик: Студеникина М. А., заместитель директора по вр маоу «Софиевская сош» iconЗаместитель директора по учебно-методической работе
Заместитель директора по воспитательной работе, связям с общественностью и международным отношениям

Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты (для 1-х -11-х классов) на 2015 2017 гг. Разработчик: Студеникина М. А., заместитель директора по вр маоу «Софиевская сош» iconРазвитие сетевого проекта «Агропоколение» на базе
«Агропоколение», который стартовал в нашем колледже в марте 2014 года. Заключено соглашение о сотрудничестве в целях создания профильных...

Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты (для 1-х -11-х классов) на 2015 2017 гг. Разработчик: Студеникина М. А., заместитель директора по вр маоу «Софиевская сош» iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся на ступени начального...
Российской Федерации базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность,...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную