Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования


страница1/6
eco.na5bal.ru > Правоведение > Документы
  1   2   3   4   5   6
Философские  основания инклюзии и принципы инклюзивного  образования 

Философские основания инклюзии

Инклюзия как социальная идея стала принципом государственной политики стран Запада в процессе политических дискуссий и борьбы  за принятие другого, непохожего, борьбы против дискриминации на основании индивидуальных отличий, и опирается отчасти на идею исправления дискурса, выдвинутую в работах М.Фуко, и символического капитала П.Бурдьё. Став принципом государственной политики эта идея претерпела определенные изменения. Ее реализация в образовании или практике здравоохранения привела к необходимости реально обеспечить право на образование для людей с ОВЗ, а не просто провозгласить равенство этих прав и дать возможность включаться в один образовательный процесс.

Социальная философия  рассматривает социальную интеграцию  как  форму совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности,  которое поддерживает и развивает (или не поддерживает)  общество и его подсистемы ( в том числе подсистема институтов образования), и по отношению к участию в котором все члены общества имеют право свободного выбора. Интеграция как форма социального бытия предусматривает для человека с особыми потребностями  неограничиваемое участие и свободу выбора его меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций. Это право законодательно закреплено в большинстве развитых стран мира. Фундаментальным социально-философским принципом интеграции и инклюзии выступает категория свободы выбора.  Она реализуется в основополагающем принципе социальной  политики  государства в  сфере образования, закрепленном в государственном Законе об образовании.

Интеграция в образовании рассматривается как право выбора каждого учащегося места, способа и языка обучения; для учащихся с особыми образовательными потребностями  в случае их выбора в качестве места обучения образовательной организации  общего назначения  -создание условий, адекватных по качеству специальных образовательных услуг  возможностям специального (коррекционного) образовательного учреждения, и  полное включение в образовательный процесс  образовательной организации общего назначения - инклюзия. Для обычных учащихся образовательная интеграция  или  инклюзия означает свободу выбора формы обучения и  обеспечение  качества и темпа обучения, предусмотренных образовательным стандартом.

Инклюзивное образование строится как включение в существующую систему школьного образования (regular schooling),  которое рассматривается в качестве образовательного института, широко использующего исключение учащихся, детей с «особые образовательными потребностями». Ответом на вызовы социального неравенства в образовании, по мнению Р. Сли, должна быть его широкая реформа, учитывающая сложные и конфликтные отношения идентичностей учащихся и их право на автономию и сепарацию и ставящая под вопрос политику, в которой превалируют нужды институций и их предсказуемости, а не права конкретных людей.

Неслучайно, введение понятия инклюзивного образования Саламанкской Декларацией лиц с особыми потребностями (1994 г.) и принятие Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) близки по времени своего появления: оба эти документа выражают не просто признание неоднородности общества и его культуры, но и изменение отношения в обществе к этому разнообразию – осознание его ценности, осознание ценности различий между людьми. Одновременно практика производства в культуре образа Другого и стигматизации на основании отличий стала предметом тщательного исследования. 

Идеология инклюзии

Идеология инклюзии (включающего общества), с одной стороны, и сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми. Однако, с другой стороны, на содержание понятия инклюзии оказал существенное влияние использованный при его формулировке категориальный аппарат, который его сторонниками был назван «социальной моделью» инклюзии в отличие от прежнего подхода, обозначенного ими как «индивидуальная модель».  

Политика инклюзии декларирует необходимость изменения общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали включению любого другого (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья /ОВЗ/). Причем предполагается такое изменение институтов, чтобы это включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни (включая лиц с ОВЗ), обеспечению равенства их прав и т.п. 

В России, как и во многих других странах, присоединившихся к концепции инклюзивного образования, провозглашенной в Саламанкской декларации, идея инклюзии была воспринята в уже сложившейся форме, а не как одна из сторон непрекращающейся политической дискуссии в обществе. Этим обстоятельством обусловлена односторонность в восприятии данной идеи, что часто приводит к ее непониманию и к недоразумениям, связанным с этим непониманием. Самой главной проблемой на уровне восприятия идеи инклюзии является невнимание к теме тех границ инклюзии, которые не навязываются извне обществом и дискурсивными практиками, а выдвигаются самими участниками процесса как их выбор и проявление их автономии. 

В современной литературе, посвященной образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), термин инклюзия стал вытеснять ранее употреблявшееся понятие интеграции и в ряде случаев в определенной мере противопоставляться ему, претендуя на более точное выражение изменившегося понимания реализации прав людей с инвалидностью (и ОВЗ в целом).

Сегодня становится очевидным, что развитие отечественного инклюзивного образования неэффективно, если действовать только методом экстраполяции – формального переноса  наиболее удачных зарубежных моделей  образовательной интеграции в   неизменяемые  условия обучения и воспитания  отечественных образовательных учреждений общего назначения, без осмысления ее  философии и теории. Соотнесение реалий  и практики отечественной инклюзии  с  теоретико-методологическими  основаниями  мировой образовательной интеграции (инклюзии) должно помочь  корректировке  отечественных интеграционных процессов, преодолению сделанных ошибок и  их предупреждению в перспективе. Этому  будет способствовать и  дальнейшая разработка философских и  теоретико-методологических  оснований образовательной интеграции.
  1   2   3   4   5   6

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования iconСписок источников информации алфимова М. М. Занимательные нанотехнологии....
Ахлибинский Б. В. Философские проблемы современного естествознания. Спб.: Гэту, 1992

Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования iconПояснительная записка программы приоритетные направления, цель и...
Участники образовательного процесса реализуемого в форме индивидуального обучения на дому

Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования iconПояснительная записка 2 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 3

Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования iconПояснительная записка 1 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 3

Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования iconДиректор мбоу нововасюганская сош
...

Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования iconОбразовательно-оздоровительная программа детской оздоровительной...
Постановление Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей»

Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования iconПояснительная записка 9 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования

Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования iconПринципы и подходы образовательного процесса
Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области», разработанной на основе примерной общеобразовательной программы...

Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования iconРадиоактивность и ионизирующие излучения
Такая же ситуация довольно скоро может возникнуть и в развивающихся странах, которые создают свою атомную энергетику; есть все основания...

Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования iconПаспорт программы наименование Программы Программа энергосбережения...
«Стратегия индустриально-инновационного развития рк на 2003-2015 годы», утвержденная в новой редакции Указом Президента Республики...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную