Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Томской области, в том числе, в малокомплектных школах


страница1/3
eco.na5bal.ru > Правоведение > Документы
  1   2   3

Организация внеурочной деятельности в 

общеобразовательных организациях Томской области,

в том числе, в малокомплектных школах


Дозморова Е.В., проректор по НР ТОИПКРО, к.п.н. 
Лыба А.А., зав.каф сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО 
Песяк Е.Ф., преподаватель каф. сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО


Цель данных методических рекомендаций – дать разъяснения по наиболее актуальным вопросам реализации внеурочной деятельности и её интеграции в образовательный процесс, в том числе, малокомплектной школы.

Нормативные основания для реализации внеурочной деятельности: 


  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 


  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»; 


  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»; 


  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированный Минюстом России 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 


  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г.); 


  • письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» - http://mon.gov.ru/dok/akt/8498/ 


  • Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; 


  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 


Раздел I. Организация внеурочной деятельности при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями от 22 сентября 2011 года № 2357) фиксирует требования к структуре ООП НОО и определяет место и значение внеурочной деятельности вобразовательном процессе: «Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный, организационный… Организационный раздел включает учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности», что означает:



  1. Образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности должны быть нацелены на достижение результатов, сформулированных в основной образовательной программе образовательной организации; 


  2. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы. 


В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357 текст ФГОС НОО дополняется пунктом 19.10: «План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся…Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов20».

Из этого следует, что



  1. часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающегося и/или его родителей (законных представителей). Соответственно количество часов на каждого обучающегося определяется индивидуально


  2. при определении финансирования внеурочной деятельности логичнее идти от количества часов, необходимых для реализации образовательных программ внеурочной деятельности. На основе выбора той или иной программы обучающимися (таблица 2) определяется количество часов на каждого ребёнка и объем финансирования конкретного педагога и образовательного учреждения. 


Таблица 2 



Фамилия, имя обучающихся 1 «А» класса 


Наименование программы

внеурочной деятельности21



Итого на обучающегося


«Первый раз в первый класс»

(2 часа в неделю)



«Люби и знай свой город и край»

(1 час в неделю)



«Мир удивительных чисел»

(2 часа в неделю)






Таня А. 










4 часа 





Коля Б. 










3 часа 





Света Б. 











5 часов 





Ира В. 










3 часа 





Наташа Д. 









2 часа 




Итого в среднем на одного обучающегося 


3,4 часа 


ИТОГО

к финансированию:



2 часа 


1 час 


2 часа 




5 часов 

Подобным образом может быть разработан формат Журнала учёта занятости обучающихся внеурочной деятельностью.

Содержание программ внеурочной деятельности может носить предметно ориентированный характер или не быть связанным с предметной областью.

Например:



  1. Программы, связанные с предметом


    • учебные проекты и исследования; 


    • спецкурсы; 


    • практические (опыты, наблюдения, экскурсии); 


    • углубленные, развивающие и т.д. 


  2. Программы, не связанные с предметом: 


    • социальное проектирование; 


    • общественно-полезная деятельность; 


    • коллективно-творческая деятельность; 


    • досугово-развлекательная деятельность и т.д. 


Поскольку внеурочная деятельность организуется по принципу свободного выбора ребенка, то основной организационной формой может быть не «класс», а «группа», сформированная по разновозрастному принципу, из обучающихся разных классов одной параллели и т.д.

В основе организации внеурочной деятельности должна лежать модель, соответствующая внутренним возможностям образовательной организации и внешним ресурсам, имеющимся в его распоряжении.

В письме Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» – http://mon.gov.ru/dok/akt/8498/ предлагаются некоторые модели организации внеурочной деятельности как силами самой общеобразовательной организации, так и с привлечением других учреждений образования, культуры и спорта. Школа вправе адаптировать предлагаемые модели с учётом своих особенностей или разработать новые, в большей степени отвечающие целям и задачам ООП.

Результаты реализации программ внеурочной деятельности носят комплексный характер. Это значит, что в той или иной степени в одной программе реализуются различные направления. Цель программы отражает основное направление деятельности, а задачи опосредованно реализуют другие направления через формы организации деятельности, используемые технологии и т.д.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования даны варианты формирования плана внеурочной деятельности. Однако примерная программа носит рекомендательный характер, следовательно, образовательная организация вправе разработать свой план.

Составление плана внеурочной деятельности должно начинаться с определения общего количества часов, которое образовательное учреждение может реализовать самостоятельно. В таблице 3 представлена сетка часов (на 4 года обучения), которая позволяет определить, какие направления будут реализованы в рамках той или иной программы.

Таблица 3 




Направления внеурочной деятельности 


Наименование программы внеурочной деятельности/часы 


«Давайте дружить»


«Азбука экономики»


«Здрайве-ры» 


«Вернисаж»


«Человек среди людей» 





Общеинтеллектуальное




270 











Общекультурное 








250 







Социальное 


260 













Спортивно-оздоровительное 






260 









Духовно-нравственное 










310 

Следующий шаг – распределение часов внеурочной деятельности по годам обучения. В пояснительной записке к каждой программе внеурочной деятельности необходимо определить срок реализации программы и количество часов в неделю по каждому году обучения (таблица 4).

Таблица 4 



Наименование программы 


Количество часов по годам обучения22 


Итого на программу 


1 год 


2 год 


3 год 


4 год 




1. 


«Давайте дружить» 


60 


60 


70 


70 


260 


2. 


«Азбука экономики» 


60 


60 


70 


80 


270 


3. 


«Здрайверы» 


60 


60 


70 


70 


260 


4. 


«Вернисаж» 


60 


60 


60 


70 


250 


5. 


«Человек среди людей» 


70 


80 


80 


80 


310 


Итого к финансированию

по годам обучения



310 


320 


350 


370 




ИТОГО к финансированию

за 4 года





1350 

Разнообразие вариантов реализации предлагается и стандартом: «В период каникул используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей»23.

Исходя из социально-экономических условий, в которых осуществляется деятельность школы, педагогический коллектив совместно с органами общественного самоуправления (Управляющий совет, общешкольный родительский комитет и т.д.) может разработать различные схемы реализации программ внеурочной деятельности, в том числе и направленные на корректировку собственно учебных проблем.

В условиях модернизации образования, формирования нового понимания результатов образования актуальным становится организация эффективного взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Такое взаимодействие нормативно закреплено в стандарте24 не только как возможность, но и как необходимость: «Реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта».

В целях эффективной организации взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях разрабатываются нормативные правовые акты по взаимодействию разных структур системы образования. Однако очевидно следующее: не должно быть двойной оплаты за одну и ту же работу, выполняемую педагогами учреждений дополнительного образования детей. В случае привлечения к организации занятий работников дополнительного образования, сельского клуба, дворца культуры и спорта и т.д., они являются работниками школы на условиях совместительства или почасовой оплаты. В договоре, заключённом общеобразовательным учреждением и учреждением дополнительного образования детей, могут быть прописаны и другие условия взаимодействия.

На региональном (муниципальном) уровне необходима конкретизация этих документов с учётом специфики региона, муниципалитета, образовательного учреждения.

Существует как минимум два пути разработки нормативных правовых актов: 


  • традиционный, когда вектор направлен вниз – от региона к образовательному учреждению; 


  • инновационный – от образовательного учреждения к региону. 


Второй путь в условиях модернизации образования представляется более логичным. 

  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Томской области, в том числе, в малокомплектных школах iconЗадача: содействие развитию образования в различных областях и в...
Цель – развитие сотрудничества между учебными заведениями, организациями и предприятиями, работающих в различных областях и в том...

Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Томской области, в том числе, в малокомплектных школах iconПрограмма развития воспитания в общеобразовательных организациях Мурманской области
Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Министерства образования и науки Российской Федерации,...

Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Томской области, в том числе, в малокомплектных школах iconАнализ реализации основной образовательной программы начального общего...
Проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного...

Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Томской области, в том числе, в малокомплектных школах iconПисьма Департамента общего образования Томской области от 31. 08....
Письма Департамента общего образования Томской области от 31. 08. 2012 г. №2493/01-08 «Методические рекомендации по составлению учебных...

Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Томской области, в том числе, в малокомплектных школах iconМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях...
В этом году 1 сентября 2015 года в общеобразовательных организациях Краснодарского края будет проводиться Единый Всекубанский классный...

Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Томской области, в том числе, в малокомплектных школах iconИз опыта работы воспитателя гпд
Группа продленного дня является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения...

Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Томской области, в том числе, в малокомплектных школах iconДеятельности мбдоу црр детский сад №16 с. Новостройка, подлежащего...
Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе

Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Томской области, в том числе, в малокомплектных школах icon10. Программа проектных мероприятий
Организация внеурочной деятельности по географии учащихся 5-х классов как один из механизмов

Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Томской области, в том числе, в малокомплектных школах iconИспользование новых образовательных технологий (в том числе эор и...
Периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик)

Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Томской области, в том числе, в малокомплектных школах iconТема Организация деятельности
Знакомство с водой как веществом. Дать детям представление о том, что без воды нет жизни на земле


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную