Муниципальное образовательное учреждение № 40
детский сад комбинированного вида
Копейского городского округа
Конспект НОД
по звукопроизношению
Подготовительная логопедическая группа
3 период
«Дифференциация звуков Р, РЬ-Л, ЛЬ, букв Р-Л» «Полет над Россией»
Выполнил: учитель- логопед Миллер Татьяна Александровна Копейск 2015г
Конспект НОД по звукопроизношению
Подготовительная логопедическая группа 3 период
«Дифференциация звуков Р, РЬ-Л, ЛЬ, букв Р-Л» «Полет над Россией» Цель: научить детей дифференцировать звуки Р-РЬ, Л-ЛЬ на слух и при произношении слогов, слов, фраз, дифференцировать буквы Р-Л при чтении
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Р,РЬ-Л,ЛЬ; четко произносить слова со звуками р-рь, л-ль
- учить детей дифференцировать звуки Р,РЬ-Л,ЛЬ в слогах, словах, предложениях;
Коррекционно-развивающие задачи:
- упражнять детей в делении слов на слоги, в подборе слов к слоговой схеме;
- активизировать словарь детей по темам « перелетные птицы» и «космос», упражнять в составлении предложений;
- развивать зрительное внимание, фонематический слух;
- упражнять в ориентировке в пространстве, в схеме своего тела;
-упражнять в составлении схемы к предложению, передавать интонационно восклицательную и вопросительную интонацию.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать умение слушать ответы товарищей.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование и экран, либо телевизор со съемными электронными носителями, презентация к теме деятельности, зеркала по количеству детей, электронная гимнастика для глаз (Галкина И.А.), схема для характеристики согласных звуков ( в презентации), стихи В. Трутнова «Россия», символы для составления схем предложений.
1.Организационный момент
Дети выстраиваются в шеренгу.
Игра «будь внимателен!»
Дети встают в колонну согласно ориентировке логопеда:
Передо мной встанет Артем;
- за Артемом встанет Аня, между Аней и Артемом встанет Егор;
- справа от Егора встанет Дима и т.д.;
-Дима, подними правую руку вверх, Кирилл- правую руку за спину и т.д.
Правой рукой коснитесь левого уха, левой рукой коснитесь кончика носа и т.д.
Когда все дети встанут согласно ориентировке: на что похожа наша фигура? (предположения детей)
2.объявление темы
Логопед приглашает детей на стульчики.
Логопед: ребята, как называется наша Родина? Предлагаю вам отправиться в путешествие над Россией, нашей прекрасной Родиной.
СЛАЙД 1
На чем можно полететь над Россией?....
Как гудит мотор самолета? Ллллл
Как гудит маленький самолет? ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ
Как воет мотор космического корабля? РР-Р-Р
Маленький мотор? РРЬ –РЬ-РЬ
Звуки Р-РЬ, Л-ЛЬ мы сегодня и будем сравнивать.
3.Акустико-артикуляционная характеристика звуков по плану
СЛАЙД 2
Ребенок по схеме дает характеристику звуков Р-РЬ
Звуки Р,РЬ – зубы и губы разомкнуты, в оскале
при звуке РЬ губы в улыбке,
Язык поднят за верхние зубы,
воздушная струйка- прерывистая;
голосок работает – звук звонкий
звуки похожи на гул мотора космического корабля
СЛАЙД 3
Ребенок по схеме дает характеристику звуков Л-ЛЬ
Звуки Л,ЛЬ – зубы и губы разомкнуты,
при звуке ЛЬ губы в улыбке,
Язык поднят за верхние зубы,
воздушная струйка- длинная, идет по бокам языка
голосок работает – звук звонкий
звуки похожи на гул мотора самолета 4.Сравнительная характеристика звуков Р-РЬ , Л-ЛЬ по схеме
Слайд 4 (Рассказывает ребенок)
Есть преграда на пути воздушной струи- звуки Р-РЬ,Л-ЛЬ – согласные
Голос работает- звонкие
Звуки Р,Л – твердые, РЬ-ЛЬ -мягкие 5.дифференциация звуков на слух и в произношении
Чтобы завести мотор космического корабля повторим код старта
- ЛА-РА РА-ЛА , РО-ЛО ЛЫ-РЫ,
РАК-ЛАК, РОЖКИ-ЛОЖКИ, РУКИ-ЛУКИ
(хоровое и индивидуальное проговаривание)– наш корабль удачно стартовал
СЛАЙД 4
Пролетаем над территорией России, видим стаи перелетных птиц – назовите птиц, четко произносите звуки р-л;
Прочитайте названия деревьев, рассадите птиц: если в слове звуки Р-РЬ
посадить на кедр, если в слове звуки Л-ЛЬ, посадить на липу.
(дети называют перелетных птиц и определяют место приземления)
Запомните картинку (5 секунд)
СЛАЙД 5
Что изменилось? …(птицы изменили местоположение, появилась слоговая схема)
Сколько слогов в заданной схеме?
Подберите название птицы к этой слоговой схеме
(Дети подбирают названия перелетных птиц, в которых три слога)
6.Физкультурная пауза – игра « реки, горы, облака»
Если дети слышат команду «горы» - присесть, руки над головой
Если команда «реки»- бег на месте
Если команда «облака» - руки вверх и покачаться из стороны в сторону
СЛАЙД 6
Пролетаем над Копейском, видим многоэтажный дом, поселились слоги в нем: показать строчки и столбцы)
- прочитать слоги и слова, живущие на четвертом этаже верхняя строка…
- прочитать слоги и слова в самой нижней строке….
- прочитать слоги слова в левом крайнем столбце…
-прочитать слоги и слова в правом крайнем столбце…
- придумать чистоговорку с любым слогом из таблицы….
7.Гимнастика для глаз «космос» ( Галкина И.А.)
8. дифференциация Р-Л при чтении и на письме СЛАЙД 7
Пролетаем над уральскими горами, видим загадочные слова.
Какие буквы в словах закрыты ?
начинаем отгадывать с самого верхнего слова…, чтение получившихся слов.
СЛАЙД 8 (то-же)
СЛАЙД 9
9.«моя Россия» логоритмическая гимнастика на стихи В.Трутнова
Отраженная речь, дети интонационно выразительно передают содержание стихотворения по фразам.
Россия –танец хоровод
Березок на полях
Россия- синий небосвод
В плывущих облаках
| Руки в стороны-вверх
«пружинка» руки вперед-назад
Руки в стороны вверх
Руки вверху-покачаться
| Россия - вьюги завитки
Серебряные реки
Россия- нежные цветки
Ромашки, васильки
| Руки согнуть- «завести мотор»
Покачаться из стороны в сторону
Присесть –встать
Раскрыть пальцы рук поочередно
| Россия-пенье ручейка
От ласточек привет
Россия- милый уголок
Что сердцу даст ответ
| Бег на месте
Бег на месте
Руки скрестить на груди
Руки вперед ладонями вверх
| Дети садятся.
Логопед:
Загадочные слова превратились в картинки, видим детей в их именах спрятались звуки Р-РЬ, Л-ЛЬ,
Как могут звать детей? …….
Придумайте интересные предложения, используя картинки и имена детей со звуками Р-РЬ.Л-ЛЬ……
Чье предложение вам показалось самым интересным?
Составьте схему к этому предложению.
Работа над предложением: определение количества слов и места каждого слова в предложении.
Проговаривание предложения с вопросительной, восклицательной интонацией, подбор нужного знака-вопросительного или восклицательного. 10. итог занятия:
Логопед: Какие звуки мы сегодня сравнивали?
Расскажите о звуках Р-РЬ-Л-ЛЬ….
Чем понравилось заниматься? Что было интересно? Вы –молодцы, научились различать звуки Р-РЬ,Л-ЛЬ и придумали много интересных предложений, наш полет закончен. |