Вопросы к экзамену по этологии Предмет этологии как науки и ее место среди других биологических наук, связи с психологией и социологией. Зоопсихология как самостоятельное направление, изучающее проявления, закономерности и эволюцию психики животных (К. Э. Фабри, Н. Н. Ладыгина-Котс, А. Н. Леонтьев). Бихевиоризм – направление американской экспериментальной психологии (Дж. Уотсон). Физиология ВНД (И. П. Павлов). Классическая этология (К. Лоренц, Н. Тинберген). Классическая этология, сравнительная психология, зоопсихология, бихевиоризм, физиология высшей нервной деятельности и поведения как наиболее значимые направления исследований поведения животных, их синтез. Основные формы поведения животных. Индивидуальное поведение, направленное на жизнеобеспечение особи: локомоция, питание и дыхание, терморегуляция, поиск и использование убежищ, сон, экскреция и гигиена. Эволюция нервных систем и поведение. Усложнение строения и функционирования ЦНС как предпосылки для развития психики. Элементарные поведенческие акты и алгоритмы ориентации в пространстве, кинезы, тропизмы, таксисы. Привыкание. Территориальное поведение. Использование орудий труда, индивидуальные предпосылки к социальному взаимодействию. Понятия о рефлексах (безусловные и условные рефлексы) и адаптационные реакции (генетические и приобретённые). Инстинкты. Свойства инстинктов. Фиксированные комплексы действий (ФКД). Врожденный пусковой механизм, смещенная активность, ритуализация. Онтогенез поведения. Импринтинг. Биологические ритмы и ритмика поведенческой активности. Циркадные и циркануальные ритмы. Научение. Облигатное (неассоциативное) научение, факультативное научение. Имитация (подражание). Научение пассивное (классическое) и оперантное (инструментальное). Исследовательское поведение. Коммуникация. Средства коммуникации у животных: позы, окраска, ритуальное поведение, запахи. Сигналы и их типы. Сигналы – «переключатели», «намерения», агрессии, миролюбия, фрустрации. Альтруизм. Влияние гормонов на различные формы поведения млекопитающих: половое поведение, материнское поведение, территориальное поведение, агрессивное поведение, игровое поведение. Взаимодействие гормональной и нейральной регуляции поведения. Генетика поведения. Генетическая детерминация и изменчивость поведения. Методы исследования генетики поведения. Характеристика уровней социальной организации животных. Протосоциальность, субсоциальность, эусоциальность. Групповой отбор и предпосылки возникновению социальности. Приспособленность особи и приспособленность сородичей. Механизмы возникновения социальности: половой отбор, отбор сородичей, альтруизм, язык и коммуникации. Стратегии размножения и родительское поведение у социальных животных. Механизмы поддержания социальности: иерархия, территориальность, агрессия, ритуалы, «разделение функций». Эволюционные, экологические и генетические эффекты социальности. Эволюционные поведенческие стратегии. Эволюционно-стабильные стратегии. Этологические механизмы репродуктивной изоляции. Использование этологических данных в зоологической систематике. Прикладное значение этологии. Этологические предпосылки доместикации животных. Методы дрессировки. |
![]() | Освободительная борьба казахского народа против джунгарских завоевателей (Ордабасы, Анракай, годы «великого бедствия») | ![]() | Общая характеристика науки и ее основные черты. Основные принципы научного познания: причинность, критерий истины, относительность... |
![]() | Общая характеристика науки и ее основные черты. Основные принципы научного познания: причинность, критерий истины, относительность... | ![]() | Дайте развернутый, аргументированный ответ на вопросы (за каждый правильный ответ – 2 балла) |
![]() | А если таких государств окажется несколько, будущее мира может повиснуть на волоске. Бытовое понятие и термин не совпадают. В быту... | ![]() | Вдумчивая работа способствует систематизации знаний и более успешной подготовке к экзамену по курсу изучаемой дисциплины |
![]() | Повторить образование новых видов, приспособленность организмов к окружающим условиям Среды. Развивать умение ориентироваться в учебнике,... | ![]() | На теоретические вопросы нужно дать более полный ответ, чем в предлагаемом конспекте лекций, используя материалы периодической печати... |
![]() | Статус муниципального образования – внутригородское муниципальное образование – муниципальный округ в городе Москве | ![]() | Ответить на вопросы: Что такое биосфера? Как она возникла и развивалась? Границы биосферы Охарактеризуйте плотность жизни в биосфере.... |