Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»


страница1/3
eco.na5bal.ru > Экология > Рабочая учебная программа
  1   2   3
Рабочая учебная программа по предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для обучающихся 5, 7, 8, 10 классов МБВ(с)ОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 16 при ИК №5». Программа составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности», авт. В.Н. Латчук и с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

В своей предметной ориентации предполагаемая программа для 5, 7, 8 классов нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

• Освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

• Развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• Воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

• Обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

В программе - два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни».

Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 5, 7, 8 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

Ситуации, связанные с воздействием на личность угроз и опасностей в психологическом и практическом отношении всегда трудны для человека, так как сопряжены с повышенными, предельными и даже запредельными нагрузками, ответственностью, разного рода рисками, которые чреваты нежелательными последствиями. Успех действий человека в таких ситуациях возможен только при условии его полноценной и высокой подготовленности. Поэтому главной функцией программы основного общего образования является ее ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путём выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей. Ориентация курса ОБЖ на личную безопасность отвечает букве и духу Федерального закона РФ «О безопасности», который ставит на первое место обеспечение безопасности личности. В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий: опасность → причина опасности → последствие опасности → действие.

При изучении предмета учащиеся получают знания об опасных и экстремальных ситуациях в бытовой (городской), природной и социальной среде, о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.

Большое внимание в программе уделено формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, изучению приемов оказания первой медицинской помощи.

Программа рассчитана на 36 учебных часов в каждом классе. Программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций по следующим направлениям:

- формирование способностей к предвидению ситуаций, опасных для человека, общества и окружающей среды, и правильного поведения в случае их возникновения;

- изучение основ здорового образа жизни, обеспечивающее полноценное безопасное существование и реализацию способностей и потребностей личности в повседневной жизни;

- ознакомление с необходимыми и индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения;

- освоение правил и навыков защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей среде в типовых, опасных и чрезвычайных ситуациях;

- понимание причин возникновения и развития новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;

- формирование знаний о тесной взаимосвязи сознания и жизнедеятельности личности и общества;

- использование для решений познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари и др.;

- самостоятельная организация учебной деятельности, оценка своего поведения, черт своего характера, физического и эмоционального состояния;

- формирование знаний о правах и обязанностях члена общества и учебного коллектива.

Реализация указанной программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учебные пособия, методические и учебно-методические пособия, учебные наглядные и электронные пособия.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:

должны: знать/понимать:

•о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причины их возникновения и правила поведения;

•правила пожар ной безопасности и поведения при пожарах;

•правила безопасного поведения на улицах;

• о различных опасных и аварийных ситуациях, возникающих в общественном транспорте и правила безопасного поведения;

•правила поведения в криминогенных ситуациях;

•правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;

•правила поведения при захвате в заложники; действия по обнаружению взрывоопасного предмета;

уметь:

•действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

•оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях;

•пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом);

•вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

•оказывать помощи терпящим бедствие на воде

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

•соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

•пользования бытовыми приборами и инструментами;

•проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;

•обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:

должны: знать/понимать

•основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

•правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, природного характера;

уметь

•действовать при возникновении лесного пожара и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

•соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

•оказывать первую медицинскую помощь при переломах, кровотечениях;

•действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:•обеспечения личной безопасности на природе;•обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

должны: знать/понимать

•правила поведения во время ЧС с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамических авариях;

•основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

•правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

уметь

• правильно оценить ситуацию во время техногенных аварий, пожаров и взрывов;

• применять знания по оказанию первой медицинской помощи;

•действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

•соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

•оказывать первую медицинскую помощь при бытовых отравлениях;

•пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

•действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

•обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

В программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса реализованы требования Конституции Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «О борьбе с терроризмом», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а также Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

• Освоение учащимися знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;

• Воспитание у школьников целостного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;

• Развитие у учеников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения здорового образа жизни;

• Обучение учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

В программе представлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний», «Основы здорового образа жизни».

В разделе III «Основы военной службы», изучаются темы: «Основы обороны государства», «Воинская обязанность», «Основы подготовки к военной службе» (практические занятия в воинской части).

Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 10 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности и предполагает наряду с изучением проблем личной безопасности получение школьниками определенных знаний по вопросам национальной безопасности.

Поэтому главной функцией программы 10 класса является не только ориентация ее на личную безопасность человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества. 10-классники знакомятся с организацией Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороной (ГО) Российской Федерации, как системой общегосударственных оборонных мероприятий, а также с государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.

Программа знакомит учащихся 10 классов с вопросами здорового образа жизни. Особый акцент сделан на практических навыках сохранения здоровья с учетом существующих опасных факторов среды обитания.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» в программу включён раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность». При изучении этого раздела обучаемые получают необходимые знания об обороне и вооруженной защите государства, о положениях Конституции Российской Федерации и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной гражданской службы.

Программа направлена на формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:

• Формирование цельного представления о безопасности жизнедеятельности и ее значения для благополучного развития личности, общества и государства;

• Ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения в различных ситуациях;

• Изучение правил оказания и овладения навыками первой медицинской помощи в сложных ситуациях при острой необходимости;

• Ознакомление с задачами и структурами государственных организаций, занимающихся вопросами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

• Воспитание личной заинтересованности, создание необходимости личного участия каждого гражданина в обеспечении безопасности личности, общества и государства;

• Изучение правовых основ подготовки граждан к военной службе и воинской обязанности;

• Оценка и корректировка своего поведение в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни требовании личной и общественной безопасности;

• Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать мировоззренческие взгляды;

• Осуществление осознанного выбора пути продолжения образования и будущей профессии.

Реализация указанной программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учебные пособия, методические и учебно-методические пособия, учебные, наглядные (таблицы) и электронные пособия.

В результате изучения программы 10 класса общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:

а) знать/понимать

• Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность личности; основы репродуктивного здоровья и влияние на него различных факторов;

• Потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

• Основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• Основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан РФ;

• Состав и предназначение Вооружённых сил Российской Федерации;

• Предназначение, структуру и задачи РСЧС;

• Предназначение, структуру и задачи Гражданской обороны РФ

б) уметь

• Применять основные способы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• Практически использовать необходимые навыки в области гражданской обороны;

• Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• Для ведения здорового образа жизни;

• При оказании первой медицинской помощи;

• При обращении в случае необходимости в службы экстренной помощи.
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по учебного предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и на основе авторской программы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова...

Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»...
Планирование составлено на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 под общей редакцией А. Т. Смирнова, М.,...

Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...

Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (обж)...
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами...

Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по предмету Основы Безопасности Жизнедеятельности для 8 класса «А,Б,В»
...

Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
А. Т. Смирнова.(Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная...

Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по предмету обж для 7 класса
На основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класс авт. А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников (М.: Просвещение,...

Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»...

Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8...
Мбоу «Покровская оош», с учетом авторской программы для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11...

Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета «обж»
Фгос ооо, планируемыми образовательными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную