Департамент образования города Москвы государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования колледж малого бизнеса № 4 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины: «Экологические основы природопользования» для специальности 080501 Менеджмент (по отраслям) Москва 2011 Одобрено Составлена в соответствии предметной цикловой с Государственными комиссией требованиями к минимуму Протокол № ______ содержания и уровню от «____» ________ подготовки выпускника Председатель по специальности _________________ Заместитель директора по учебной работе ________________ «____» _________ 2011 г Автор: Ахломова С.А - преподаватель КМБ № 4 Рецензенты ____________________________________________ _______________________________________________________ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования (СПО) по специальности 080501 Менеджмент (по отраслям) очной формы обучения. Дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды. В результате изучения дисциплины студенты должны: иметь представление: - о взаимосвязи организмов и среды обитания; - об условиях устойчивого состояния экосистем и причина возникновения экологического кризиса; - о природных ресурсах России и мониторинг окружающей среды; - об экологических принципах рационального природопользования; знать: - правовые вопросы экологической безопасности; Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» базируется на биолого-экологических знаниях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательном учреждении при изучении общепрофессиональных дисциплин "Безопасность жизнедеятельности" и "Охрана труда". Рабочая программа рассчитана на 32 часа. Максимальная нагрузка на студента установлена в размере 42 часа. Рабочая программа предусматривает организацию внеаудиторной самостоятельной работы в количестве 10 часов. Краткое содержание, форма отчетности планируемой внеаудиторной самостоятельной работы даны в разделе 4 рабочей программы. Для активизации самостоятельной работы, обеспечения реальной возможности и выполнения студентом рабочая программа предполагает обязательное использование методических пособий, перечень которых указан в списке литературы. Аттестация студентов по завершению изучения курса «Экологические основы природопользования» установлена в форме контрольной работы. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3. Содержание программы ВВЕДЕНИЕ Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ВЗОИМОДЕЙСТИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА Тема 1. Природоохранный потенциал Студент должен: иметь представление: - о современном состоянии окружающей среды России и планеты; - о воздействии негативных экологических факторов на человека, их прогнозировании и предотвращении; - о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф. Природа и общество. Общие и специфические черты. Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, “парниковый” эффект и др. Пути их решения. Тема 2. Природные ресурсы и рациональное природопользование Студент должен: иметь представление: - о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды. Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Тема 3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами Студент должен: иметь представление: - об основных источниках загрязнения окружающей среды; - о классификации загрязнителей и путях из воздействия на человека; - об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. “Зеленая” революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Раздел 2. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Тема 4. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор Студент должен: иметь представление: - об истории становления Российского природоохранного законодательства; - о международных связях, взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды; знать: - задачи и цели природоохранных органов управления и надзора. История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон “Об охране окружающей природной среды” 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение. Тема 5. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду Студент должен: знать: - правовые вопросы экологической безопасности. Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий. 4. Планируемая самостоятельная работа студентов.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ» 1. Экология и здоровье человека. 2. Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания. 3. Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охранять природу. 4. Экология человека и социальные проблемы. 5. Экологическая культура человека. 6. Прогноз последствий взаимодействия человека с природой. 7. Город - новая среда обитания человека и животных. 8. Экологические проблемы, связанные с будущей производительной деятельностью студентов. 9. Значение не возделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота земель для поддержания экологического равновесия и биосферы (заповедники и др. охраняемые территории). Заповедное дело в России. 10. Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАОсновная 1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. «Экологические основы природопользования.» – М.; Академия, НМЦ СПО, 2008 2. Хатунцев Ю.Л. «Экология и экологическая безопасность.» – М.; Академия, 2002 г. 3. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. «Экология России.» - М.: АО “МДС”, 1995 4. Андреева А. Е., Тюрюканов А. Н., Гурова Т. Ф. «Беседы по экологии.» - М.:1997 5. Путилов А. В. «Охрана окружающей среды.» - М.: Химия, 1991 6. Поменский Ю. И. «Общая биология.» - М.: Просвещение, 1993 Дополнительная 1. Рувинский А. О. «Общая биология.» - М.: Просвещение, 1993 2. Под редакцией Данилова-Данильяна В. И. «Проблемы экологии России.» - М.: ВИНИТИ, 1993 АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Диафильмы 1. Оздоровление воздушной среды промышленных предприятий, в 2-х частях. 2. Охрана окружающей среды города. 3. Охрана внутренних вод. 4. Биосфера. Охрана природы. Видеофильмы 1. В гостях у природы, в 3-х частях, 120 мин. 2. Многоликая среда обитания, 2 частях, 120 мин. 3. Воздействие окружающей среды, в 3-х частях, 120 мин. 4. Экологические системы и их охрана, 1 частях. 5. Охрана окружающей среды города, 2 частях. 6. Экология. Нетрадиционная энергетика. 7. Жить или не жить. 8. Экология охраны природы. |
![]() | Место выполнения работы: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский технологический колледж... | ![]() | Фгос спо по специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение, утвержденного «23» июня 2010г. №695 и рабочей... |
![]() | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования... | ![]() | Методические рекомендации предназначены для организации выполнения практических работ по учебной дисциплине «Экологические основы... |
![]() | Методические указания предназначены для студентов заочного и дневного обучения | ![]() | Методические указания предназначены для студентов заочного и дневного обучения |
![]() | Фгос) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее спо) / профессии (профессиям) 43. 02. 11 Гостиничный... | ![]() | |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины биология для специальности среднего профессионального образования естественнонаучного профиля:... | ![]() | Автор: Зенькова М. Н., преподаватель естественнонаучных дисциплин гобу спо во «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум» |