Урок биологии на тему: «Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»


eco.na5bal.ru > Экология > Урок
Урок биологии на тему:

«Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»

7 класс, линия В.В.Пасечника.

Учитель: Копосова Татьяна Борисовна,

ГБОУ СОШ №423, Кронштадтского р-на,

г. Санкт-Петербург.
Цель: - показать общность в строении и образе жизни птиц различных

систематических групп, живущих в одинаковых экологических

средах;

- показать разнообразное значение птиц в природе и их

практическое значение в жизни человека;

- воспитывать бережное, уважительное отношение к пернатым.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации:

«Экологические группы птиц»

«Значение птиц»

выставка книг о птицах, карточки-задания по

характеристике экологических групп птиц, тесты.
Тип урока: урок-обобщение

Ход урока.


  1. Организационная часть

  1. Приветствие.

  2. Знакомство с темой урока, целями и путями их достижения.




  1. Повторение.


Фронтальный 1. Назовите отличительные черты внешнего строения птиц.

опрос 2. Назовите отличительные черты внутреннего строения птиц.


  1. Основная часть урока.




  1. Многообразие птиц.


Рассказ учителя: На протяжении нескольких уроков мы знакомились с разнообразием

пернатого мира нашей планеты. Мы познакомились с птицами десяти

отрядов. Это, конечно, очень немного от всего многообразия класса

Птиц.

Вот например, Альфред Брем в своей книге «Птицы» дает описание

более 30 отрядов, причем, в каждый отряд входит до 10 и более

семейств. Всего на Земле человеку известно свыше 9000 видов птиц.

Птиц можно встретить повсюду: в лесу, в пустыне, в океане, на болоте

и т. д. Такие группы птиц, которые обитают в одинаковых условиях

называются - экологическими.

2.

Включается заставка презентации «Экологические группы птиц»
Учитель: Сейчас мы попытаемся определить сходные черты строения и образа жизни

птиц следующих экологических групп:
Работа по группам 1. Птицы леса

с карточками-заданиями 2. Водоплавающие птицы.

(время для работы 3. Хищные птицы.

10мин.) 4. Птицы открытых пространств.

5. Птицы болот.
Отчеты рабочих групп

по плану: 1. Характерные особенности каждой группы.

(сопровождается 2. Представители отрядов, относящихся к данной

демонстрацией слайдов) экологической группе.


  1. Значение птиц.


Учитель: Такой многочисленный класс не может быть не связан с окружающей его

живой и неживой природой нашей планеты.

Вам предлагалось дома подумать над проблемой:

- Какое значение имеют птицы в природе и жизни человека?

Итак, подведем итог.
После высказываний учащихся демонстрируется слайд с обобщающей таблицей:

«Значение птиц в природе и жизни человека».
Далее слайд «Птицы – объекты охоты»
Сообщение - «Птицеводство»
Слайд – «Породы домашних птиц».
Учитель: Некоторые птицы своим внешним видом и сказочными голосами вдохновляли

и продолжают вдохновлять поэтов, художников и музыкантов в их творчестве.
Слайд –«Жаворонок» пение жаворонка, а затем – песня М.Глинки «Жаворонок».
Слайд – «Соловей» пение соловья, а затем романс Алябьева «Соловей».


  1. Охрана птиц.


Учитель: Издавна по-разному складывались взаимоотношения человека с птицами.

За всю историю человечества много было истреблено пернатых.

С 1800 года по вине человека исчезло с лица Земли около 150 видов

птиц. Вот некоторые из них:
Слайд – «Их можно увидеть только в книге»

Рассказ об исчезнувших видах птиц.

Рассказ о «Красной книге»: Более 100 видов птиц занесено в «Красную книгу» нашей

страны.

  1. Рефлексия.



Тесты



1. Птицы теплокровные хордовые, потому что имеют:

А) перьевой покров

Б) четырехкамерное сердце

В) сухую кожу

Г) артериальную кровь, насыщенную кислородом
2. У птиц хорошо развиты органы чувств:

А) обоняние

Б) слух

В) зрение

Г) осязание
3. Доказательством родства птиц с пресмыкающимися служит:

А) постоянная температура тела

Б) отделение артериальной крови от венозной

Г) строение яиц, богатых желтком
4. К экологическим группам птиц по месту обитания не относят:

А) насекомоядных птиц

Б) лесных птиц

В) водоплавающих птиц

Г) болотных птиц
5. К летающим птицам не относят:

А) журавля

Б) дрозда

В) сову

Г) пингвина
6. Зимой птицам страшен голод, а не холод, так как:

А) тело их покрыто перьями

Б) они способны к полету

В) пища для них является источником энергии

Г) они имеют сухую кожу
7. Доказательством родства птиц с пресмыкающимися служит:

А) постоянная температура тела

Б) отделение артериальной крови от венозной

В) наличие на коже роговых чешуек

Г) забота о потомства

Карточки-задания

Задание №1

Птицы леса


  1. Составить список видов птиц, обитающих в лесу

  2. Выделить группы лесных птиц по способам питания

  3. Перечислить черты приспособленности птиц к лесной среде обитания

  4. Указать редкие и исчезающие виды птиц этой группы

Задание №2

Водоплавающие птицы


  1. Составить список видов птиц, населяющих водоемы и их побережья

  2. Определить, что общего во внешнем строении водоплавающих птиц.

  3. Перечислить черты приспособленности водоплавающих птиц к жизни в воде: предохранение перьев то намокания; приспособления к плаванию, нырянию, и добывании пищи в воде.

  4. Указать редкие и исчезающие виды птиц этой группы

Задание №3

Хищные птицы


  1. Составить список видов хищных птиц.

  2. Указать общие особенности строения хищных птиц.

  3. Указать черты приспособленности птиц к хищному образу жизни: особенности перьевого покрова и его расположение на теле лесных хищных птиц и питающихся падалью; особенности строения клюва и пальцев конечностей.

  4. Отметить роль хищных птиц в природе; указать редкие и исчезающие виды этих птиц.


Задание №4

Птицы открытых пространств.



  1. Составить список видов птиц, обитающих на открытых пространствах.

  2. Указать общие особенности строения птиц, объединенных в эту группу.

  3. Указать редкие и исчезающие виды птиц этой группы

Задание №5

Птицы болот


  1. Составить список видов птиц, обитающих в болотистой местности.

  2. Указать общие особенности строения птиц, объединенных в эту группу.

  3. Указать редкие и исчезающие виды птиц этой группы

Значение птиц



В природе


Для человека




  1. Велика роль в круговороте веществ

  2. Ограничивают рост растений

  3. Содействуют опылению цветковых растений

  4. Способствуют распространению плодов и семян

  5. Ограничивают численность других животных

  6. Являются санитарами, истребляя больных

  7. Служат кормом для других животных




  1. Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства

  2. Промысловые и домашние птицы поставляют мясо, яйца. Пух.

  3. Птичий помет – ценное органическое удобрение

  4. Эстетическое и научное значение


Птицеводство.
Птицеводство – выгодная отрасль животноводства, дающая много высококачественной продукции.

Мясо домашних птиц отличается приятным вкусом и высокой питательностью.

Куриные яйца – один из незаменимых продуктов питания человека любого возраста. Яйца используют также в пищевой промышленности: они входят в состав разнообразных пищевых продуктов, улучшая их вкус, качество и внешний вид. Употребляют яйца и в медицине для приготовления лечебных препаратов.

Пуховые перья используют для изготовления подушек и перин.
На первом месте по хозяйственному использованию стоят куры. Они подразделяются на породы, отличающиеся друг от друга качествами, которые использует человек для своих нужд.

Родоначальниками домашних кур являются дикие банкивские куры, которые до сих пор живут в Южной и Юго-Восточной Азии. Около 4500 лет назад жители древней Индии приручили их.

Выделяют несколько хозяйственных групп кур:

  1. Яйценоские породы (например: русская белая, леггорн) разводят для получения яиц. От каждой такой несушки в год берут 200-270 и более яиц.

  2. Яйценосно-мясные породы (например: загорская и первомайская) получают мясо и яйца.

  3. Мясные породы выращивают для получения мясных цыплят, которые в возрасте двух месяцев имеют массу 1,6 килограмма и более.


Около 3000 лет назад человек одомашнил дикую утку-крякву. Утиные яйца не отличаются высокими вкусовыми качествами, поэтому разводят преимущественно мясные породы домашних уток (например: московская, украинская, пекинская) Двухмесячные утята этих пород достигают массы 2,6 кг и более.

Примерно в то же время, что и утки, были одомашнены и дикие гуси. Их также разводят с целью получения мяса.

Еще задолго до Колумба, мексиканские индейцы приручили крупных птиц, относящихся к отряду куриных. В ХVIв. Они были завезены в Европу и названы индейками. Теперь их разводят для получения вкусного и нежного мяса. Индейка – самая крупная домашняя птица, массой до 16 килограммов. Наиболее распространенными породами индеек являются: северокавказская, московская белая, бронзовая.

Для бесперебойного снабжения населения продуктами питания, получаемыми от домашних птиц. Служат мощные птицефабрики.

Птицы на птицефабрике содержатся в оборудованных помещениях, где автоматически регулируется температура, влажность, состав воздуха, продолжительность дня и ночи. Птицы содержатся в специальных клетках с сетчатыми стеками и полом.

Птицам скармливают так называемые комбинированные корма – высокопитательную и полезную пищу. Ее готовят из разнообразного кормового зерна, корнеплодов и других продуктов, необходимых для роста и развития организмов, витаминов и минеральных солей.

Выведение птенцов производится баз участия птиц-наседок в специальных автоматизированных аппаратах – инкубаторах.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урок биологии на тему: «Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека» iconСценарий мероприятия День птиц
Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека,...

Урок биологии на тему: «Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека» iconСценарий урока в 5 классе по биологии На тему «Лишайники»
Познакомиться с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Иметь представления о значение лишайников в природе...

Урок биологии на тему: «Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека» iconУрок биологии в 7 классе Тема урока: «Значение червей в природных экосистемах и жизни человека»
Цель урока: сформировать знания о роли червей в природных экосистемах, в жизни человека; обобщить и систематизировать знания учащихся...

Урок биологии на тему: «Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека» iconКонспект урока Тема: «Экологические группы птиц»
Слайд 6, 7 – разновидности экологических групп птиц и характеристика их образа жизни. Найти соответствие между экологическими группами...

Урок биологии на тему: «Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека» iconУрок биологии на тему: «Вирусы или заимствованная жизнь»
Цель: сформировать знания о специфической форме жизни— вирусах и их особой группе

Урок биологии на тему: «Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека» iconКонспект урока по живому миру в 5 классе на тему: «Значение морей и океанов в жизни человека»
Место выполнения работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат...

Урок биологии на тему: «Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека» iconУрок повторения: «Путешествие по природно-хозяйственным зонам России»
Цель: Используя различные источники географической информации обобщить и закрепить знания особенностей каждой природно-хозяйственной...

Урок биологии на тему: «Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека» iconО региональном комплексном мероприятии «День птиц» в рамках Международного Дня птиц
Дней наблюдений птиц, программ «Parus» и Евразийские рождественские учёты птиц, Международного Дня птицс целью привлечения внимания...

Урок биологии на тему: «Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека» iconУрока по учебному предмету «Окружающий мир» во 2 классе на тему «Будь...
Макарова Любовь Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №15 п. Березайка»

Урок биологии на тему: «Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека» iconО районном этапе регионального комплексного мероприятия «День птиц»...
Дней наблюдений птиц, программ «Parus» и Евразийские рождественские учёты птиц, Международного Дня птицс целью привлечения внимания...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную