Программа факультативных занятий «байкал и Я» для 3 класса общеобразовательных учреждений


страница1/2
eco.na5bal.ru > Экология > Программа
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации АМО

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»



ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

«БАЙКАЛ и Я»

для 3 класса

общеобразовательных учреждений

Авторы: Порошина Е.М., Завозина Н.Л.,

Гоманкова О.В., Окунева Л.В.

Ангарск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………………………

Календарно-тематическое планирование занятий…………………………………….

Поурочное планирование

3 класс

  1. Занятие Введение. Видеофильм о Байкале.

  2. Занятие Географическое положение озера Байкал «Путешествие Тюбая»

  3. Занятие Ветры Байкала

  4. Занятие Льды Байкала

  5. Занятие Тайны Байкальских глубин

  6. Занятие Деревья Байкала. Вечнозеленые растения.

  7. Занятие Травы Байкала. Дикорастущие ягоды.

  8. Занятие Цветы Байкала «Спасем красоту Байкала»

  9. Занятие Грибы Байкальских земель.

  10. Занятие Рыбы Байкала

  11. Занятие Птицы Байкала. Птицы лесов Байкала

  12. Занятие Звери Байкала. Звери Тайги.

  13. Занятие Экскурсия в Музей Природы (Иркутск)

  14. Занятие Красная книга Байкала. Берег бурых медведей

  15. Занятие Байкальский заповедник

  16. Занятие Прибайкальский национальный парк

  17. Занятие Байкальское агентство. Экопроект «Младшие братья заповедников»

  18. Занятие Исследователи Байкала (О.К. Гусев)

  19. Занятие Две культуры – один мир (устное народное творчество, коренные жители Байкала)

  20. Занятие М. Сергеев

  21. Занятие Петроглифы Байкала – памятники древней культуры народов Сибири

  22. Занятие«Байкальский сундучок» В.Стародумов.

  23. Занятие«Берестяное лукошко» » В.Стародумов.

  24. Занятие Экологические сказки С.Бунтовской (2 книга)

  25. Занятие«Сибирячок» в гостях у школьников (по страницам детского журнала) – устный журнал.

  26. Занятие Эндемики озера Байкала.

  27. Занятие Сколько этажей у озера Байкал?

  28. Занятие Зоопланктон Байкала

  29. Занятие Школьная олимпиада «Байкалиада»

  30. Занятие Самый, самая, самое…

  31. Занятие Байкал в живописи художников. Музыка природы Байкала. Фотоальбом Байкала.

  32. Занятие Поэзия Байкала. Конкурс стихов о Байкале.

  33. Занятие Защита творческих работ, посвященных Байкалу.

  34. Занятие Праздник День Байкала


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к факультативному курсу «Байкал и Я» на первой ступени обучения

МОУ «СОШ № 40»


  1. Актуальность

В настоящее время во всем мире все чаще и чаще происходят техногенные катастрофы и природные катаклизмы. Мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или же выбор пути предотвращения экологической катастрофы. Необходимо коренным образом изменить ситуацию, если человечество хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности. Для решения экологических проблем требуется высокий уровень экологической культуры населения, необходимо пробудить у подрастающего поколения интерес к живой природе, привить бережное отношение к ней, к её удивительному и многообразному растительному миру, к заботе о его сохранении и приумножении.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры каждого члена общества.

Наиболее эффективна работа по развитию экологической культуры на объектах родной природы, на изучении земли, которая нас вырастила и кормит, которая преобразована нашим трудом. Наш край богат природными ресурсами, сказочными пейзажами, но наиболее известен в мире – Байкал. Это совершенно необыкновенный пресный водоем, причем большинство его особенностей исключительны в масштабах земного шара. Такая экстраординарность Байкала ставит его в один ряд с величайшими памятниками природы мирового значения. 5 декабря 1996 года на 20-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в мексиканском городе Мерида, Байкал был включен в Список природного наследия ЮНЕСКО. Задача сохранения этого чуда природы легла на плечи нашего общества, и мы должны ее решить.

II. Новизна

Для эффективной работы по сохранению природного памятника Байкала необходимо включить как можно более широкие слои населения, включая, несомненно, младших школьников. Дети этого возраста интенсивно накапливают знания об окружающем мире, у них формируются отношения к природному и социальному окружению. Необходимо у младшего школьника формировать понятие о природе как взаимосвязанной и чувствительной вмешательству человека системе. Возраст 7 -10 лет наиболее благоприятен для формирования нравственных установок на невозможность нанесения ущерба природным объектам, установок на защиту окружающей среды.

Наибольшего эффекта достигнут экологические занятия с младшими школьниками по изучению и сохранению Байкала, проводимые в системе, с учетом преемственности, постепенного усложнения. В средней школе существуют факультативные занятия по Байкаловедению, в начальной школе нам неизвестно наличие данного факультатива, хотя его необходимость как пропедевтического курса очевидна.

III. Цель факультативного курса «Байкал и Я»:

- Расширение знаний учащихся о живой и неживой природе Байкала, его географии, истории исследования;

- формирование нравственного отношения к природе вообще и к природе Байкала в том числе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.

Данная цель достигается путем решения ряда задач.
Задачи курса:

  1. Создать условия для формирования у школьников знаний о ценности, уникальности и престижности сохранения о Байкале – участка Всемирного наследия, привитие любви и уважения к родному краю, традициям и обычаям его народа. Воспитать бережное отношение к природе, окружающему миру. Развивать стремление к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

  2. Воспитать уважительное отношение к представителям коренных народов Иркутской области их материальной и духовной культуре.

  3. Создать условия для определения и реализации культурного потенциала каждого ученика, формирование таких качеств личности, как экологическая грамотность, экологическая культура, патриотизм, гражданственность, толерантность, нравственность, эстетические начала юных Сибиряков, а также – развивать творческий потенциал личности, её способность к самореализации, обеспечивая условия для индивидуального выбора средств и стиля освоения экокультуры Сибиряков, способствуя их экологической грамотности и формированию экокультуры.

  4. Развитие исследовательских, аналитических познавательных способностей.

5. Привитие интереса к учебному процессу, самостоятельному добыванию знаний - самообразованию.
IV. Структура и содержание курса

Изучение программы факультативных занятий рассчитано на 34 часа в год, 3 года обучения (2-4 классы). Всего 102 часа. Программный материал расположен по принципу «спирали» и преемственности, т.е. разделы программы для каждого года обучения одинаковы, темы занятий дополняют и продолжают пройденное в прошлом году, усложняются. Программа факультатива предлагает для изучения в течение каждого года 8 разделов (по 4 часа каждый):

  1. Из истории и географии озера;

  2. Флора Байкала.

  3. Фауна Байкала.

  4. Заповедники Байкала.

  5. Люди и Байкал.

  6. Легенды и сказки Байкала.

  7. Экология Байкала.

  8. Уникальный Байкал.



3 класс
Тема I Введение (1час)

Байкал – уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России. Байкал – крупнейшее пресноводное озеро планеты. Значение озера Байкал для человечества. Положительная мотивация по сохранению природы Байкала.

Уточнение и расширение знаний о Байкале. Дать общие сведения об оз. Байкал

Рекомендуемая практическая деятельность

просмотр видеофильма;

выполнение заданий в тетради на печатной основе;

работы по личным впечатлениям.

Тема II Из истории и географии озера (4часа)

Байкал – древнейшее озеро мира. Общие физико-географические характеристики (возраст, происхождение названия, движение земной коры, расположение, острова, береговая линия, глубина, объём водной массы, водосборная площадь, площадь водного зеркала, ширина, длина озера, климат, …) Представления целостной картины прошлого и настоящего озера Байкал.

Географическое положение озера. Ветры Байкала. Особенность льдов Байкала. Рельеф дна. Познакомить с географическим положением озера Байкал Сформировать представление уч-ся о ветрах Байкала Сформировать представление о льдах Байкала Познакомить с жизнью подводного мира Байкала

Рекомендуемая практическая деятельность

моделирование береговой линии;

презентация «землетрясения на Байкале»;

создание макета льда.

Тема III Флора (4часа)

Разнообразие растительного мира поражает воображение, но не менее феноменально и его своеобразие. Множество растений не встречаются больше ни в одном водоеме земного шара.

Вечнозелёные растения. Травы. Дикорастущие ягоды. Грибы. Красная книга. Познакомить с растительным миром Байкала Познакомить с травами и дикорастущими ягодами Байкала Познакомить с цветковыми растениями Байкала Познакомить с царством грибов озера Байкал
Рекомендуемая практическая деятельность

презентации по темам;

пластилиновая аппликация;

создание гербария.

Тема IV Фауна (4часа)

Животный мир Прибайкалья и озера Байкал богат и разнообразен. Байкальская фауна – это сильная процветающая фауна, которая способна расселяться в другие водоёмы и там эволюционировать. Фауна Байкала является древней, а Байкал представляет собой хранилище остаточной фауны, некогда населявшей озеро. Для его защиты создано несколько заказников и заповедников. Ответственность человека за сохранение природного богатства.
Познакомить учащихся с разнообразием животного мира Байкала Познакомить с рыбами обитаемыми в озере Байкал Голомянка. Познакомить с птицами Байкала Птицы лесов (кедровка). Звери тайги (соболь). Познакомить учащихся с разнообразием и историей экспонатов в музее.

Тема IV Заповедники Байкала (4часа)

Формировать представления обучающихся о факторах угрожающих живой природе.

Познакомить с правилами поведения в природе, направленными на её сбережение. Познакомить с заповедниками Иркутской области.Представление об охраняемых территориях Байкальского региона. Положительная мотивация по сохранению природы родного края. Закон об охране природы.

Наиболее эффективной формы сохранения в естественном состоянии природных комплексов служит создание заповедников, заказников, национальных парков. Знакомство с памятниками природы, питомниками. Заочные экскурсии по заповедникам Байкала.

Сформировать знания уч-ся о Красной книге Байкала Байкальский заповедник. Географическое положение заповедника. Животные и растения охраняемые на территории заповедника. Сохранение уникальной природы хребта Хамар- Дабан

Прибайкальский национальный парк. Географическое положение заповедника. Животные и растения охраняемые на территории заповедника.

Красная книга Байкала (охраняемый вид животных - бурый медведь).

Создание экопроекта «Младшие братья заповедников

Тема V. Люди и Байкал (4часа)

Формировать представление об исследовании озера. Формировать представление о рыболовстве. Формировать экологически верное миропонимание. Развивать творческое восприятие, художественный вкус. Формировать умение работать с дополнительными источниками информации (журналы, электронные энциклопедии)Роль человека в изучении Байкала, его геофизического значения, природоохранных зон, живого мира Байкала, климата, природных условий, жизнь местного населения и их быта, культуры и истории.
Познакомить учащихся с жизнью О.К. Гусева, с его вкладом в исследования озера Байкал Исследователи Байкала (О.К.Гусев, С.С.Туров).

Устное народное творчество жителей Байкала. (сказки, пословицы, народные приметы о Байкале)

Традиции коренных жителей Байкала.

Познакомить с деятельностью М. Сергеева Произведение иркутского писателя М.Сергеева о Байкале.

Памятники древней культуры народов Сибири. Петроглифы Байкала. Саган- Заба, Сарма - стоянки древних людей.

Тема VI. Легенды и сказки Байкала (4часа)

Легенды и сказки Байкала пользуются популярностью и передаются из поколения в поколение. Они являются кладезем народной мудрости, в них выражено представление людей о явлениях природы Байкала, о взглядах на быт и культуру людей, их отношению к окружающему миру. Сказки и легенды о взаимоотношении человека и его соседей по планете.

Познакомить учащихся с легендами и сказками Познакомить учащихся с разнообразием экологических сказок Продолжить знакомство со сказками о Байкале

Легенды и сказки В Стародумова «Омулёвая бочка», «Кот ученый и нерпа».

Экологические сказки Софьи Бунтовской «Бутылка и муравей», «Жил – был суслик», «О том, как охотник дядя Коля был рябчиком».

Детский журнал «Сибирячок». Провести обзор журналов «Сибирячок»
Тема VII Экология Байкала (4часа)
Байкал является средой обитания для растений и животных, живущих в нём. Наука экология изучает жизнь различных организмов в их естественной среде, как они живут вместе, влияют друг на друга, хорошо ли им вместе или плохо и почему. Все организмы в природе и в нашем Байкале связаны между собой огромной пищевой цепью. Байкальская вода уникальна и удивительна, как сам Байкал. Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. И уже в древние времена она считалась целебной, с ее помощью лечили болезни.

Сформировать представление об эндемиках озера Байкал Своеобразие фауны и флоры Байкала состоит в том, что многие обитатели открытого озера не встречаются в других водоёмах, поэтому вводится понятие «эндемики».

Познакомить с подводными особенностями строения озера Условно толщу озера можно разделить на этажи или слои, по количеству света и тепла, поэтому вводится понятие «водные этажи» Байкала. Этажи озера Байкал: литораль, сублитораль, батиаль, абиссаль.

Познакомить с представителями зоопланктона Мелкие микроскопические водоросли, одноклеточные животные и мелкие беспозвоночные – планктон «блуждающий». Эта группа живых организмов представляет большой интерес для изучения.

Рекомендуемая практическая деятельность

  1. Оформление стенгазеты по теме «Сбережём Байкал!»

  2. Проведение интеллектуального марафона «Знатоки Байкала».

  3. Проведение школьной олимпиады «Байкалиада».

Выступление агитбригад План путешествия по карте .

Тема VIII Уникальный Байкал (5 ч).

Красота природы помогает человеку стать добрее, а доброта человека помогает природе стать красивее.

3 класс (5 ч)

Красота Байкала в живописи и поэзии: М.Сергеев сборник «В чудесном доме», Н.Ярославцев «Таёжная вкуснятина». Оформить выставку детских рисунков на тему: «Природа Байкала»Провести конкурс стихов Создать фотоальбом: «Байкал в жизни нашей»Музыка красок бересты (художник Е.Ушаков). Создать книжку – малышку об уникальных представителях Байкала Обобщить знания учащихся о Байкале через защиту творческих работ Воспитать любовь к природе Байкала через праздничную программу

Рекомендуемая практическая деятельность

  1. Проведение игры «Умники и умницы».

  2. Проведение конкурса стихов о Байкале.

  3. Проведение конкурса рисунков «Чудо природы – Байкал».

  4. Составление фотоальбома.

  5. Изготовление книжки – малышки об уникальных представителях Байкала.

  6. Проведение праздника «День Байкала».

  7. Презентация «Что я знаю о Байкале» Конкурс научно-исследовательских работ, посвященных Байкалу. Творческие выступления обучающихся,

  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Программа факультативных занятий «байкал и Я» для 3 класса общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий «байкал и Я» для 4 класса общеобразовательных учреждений
Занятие Музыка природы Байкала. Фотоальбом Байкала. Выставка-конкурс рисунков «Чудо природы –Байкал»

Программа факультативных занятий «байкал и Я» для 3 класса общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий «байкал и Я» для 2 класса общеобразовательных учреждений
Занятие «Сибирячок» в гостях у школьников (обозрение страниц детского журнала)

Программа факультативных занятий «байкал и Я» для 3 класса общеобразовательных учреждений iconУчебная программа факультативных занятий по всемирной истории для...
Ххі века определяется тем, что он соответствует новой парадигме образования и направлен на обеспечение условий для развития личности,...

Программа факультативных занятий «байкал и Я» для 3 класса общеобразовательных учреждений iconУчебные программы факультативных занятий для общеобразовательных...
Автор-составитель: Астрейко Сергей Яковлевич, заведующий кафедрой методики технологического образования, кандидат педагогических...

Программа факультативных занятий «байкал и Я» для 3 класса общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по предмету (курсу) «Химия»
Программа разработана на основе авторской программы курса химии для 8-9 класса общеобразовательных учреждений О. С. Габриеляна (О....

Программа факультативных занятий «байкал и Я» для 3 класса общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по изобразительному искусству для VII класса соответствует...
Программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...

Программа факультативных занятий «байкал и Я» для 3 класса общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по географии для 9 класса на 68
А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.; и на основе Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Программы общеобразовательных...

Программа факультативных занятий «байкал и Я» для 3 класса общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по экологии растений для 6 класса ориентирована...
Дпо «Сарипкипро», 2005. Рабочая программа по экологии растений для 6 класса ориентирована на использование учебника: А. М. Былова,...

Программа факультативных занятий «байкал и Я» для 3 класса общеобразовательных учреждений iconРабочая программа рассчитана на 105 учебных часов (3 часа в неделю)...
Умк «Английский язык» серии «Rainbow English» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева,...

Программа факультативных занятий «байкал и Я» для 3 класса общеобразовательных учреждений iconУчебник Е. М. Домогацких, Н. И алексеевских. География. Учебник для...
Учебник Е. М. Домогацких, Н. И алексеевских. География. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М. «Русское слово»,...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную