Пояснительная записка Чудеса природы, заставляют людей в который раз восхититься удивительным окружающим миром и постараться приложить все возможные усилия к тому, чтобы сохранить его таким как можно дольше, и чтобы в будущем чудес на Земле не стало меньше.


eco.na5bal.ru > Экология > Пояснительная записка
c:\users\секретарь\desktop\программы\чудеса природы 001.jpg
Пояснительная записка
Чудеса природы, заставляют людей в который раз восхититься удивительным окружающим миром и постараться приложить все возможные усилия к тому, чтобы сохранить его таким как можно дольше, и чтобы в будущем чудес на Земле не стало меньше. Все чудеса природы, известные человечеству, оттого и существуют, что люди во все времена оставались неравнодушными к удивительным явлениям природы.

В наше время, когда наиболее остро стоят проблемы загрязнения окружающей среды, исчезновения лесных массивов, некоторых видов животных и птиц, огромное внимание должно уделяться воспитанию у детей бережного отношения к природе, любви к родным местам, изучению живых организмов, природных ландшафтов родного края. «Чудеса природы» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности.

Актуальность. На пути формирования человеком мира необходимо привитие интересов к экологическим вопросам, вопросам сохранения исторического и культурного наследия, основанным на умении общаться с Природой, Человеком, понимать закономерности их развития. Поэтому экологическая грамотность, основанная на гуманистических ценностях необходима каждому. Экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок начал понимать человеческую речь. Совершенно очевидно, что человечество, если оно не хочет оставить после себя пустыню, должно знать общие законы экологии, кратко сводящиеся к следующим утверждениям, не противоречащим основным представлениям естественных наук, законам диалектики:

1. Все связано со всем

2. За все надо платить

З. Ничто не проходит бесследно

4. Природа знает лучше.

Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе эмоционального и развивающего воздействия на ребенка. Накопление реальных, достоверных представлений об окружающем мире способствует последующему формированию миропонимания. В настоящее время для выживания человечества каждый должен постичь и принять принципы Устойчивого развития. Главным из них является: формирование нового мировоззрения людей: отличать лучшее от большего, понимать истинную цену природы, и тех жизненно важных «услуг», которые она предоставляет. На основе этих принципов формируется не только система естественнонаучных знаний, но и система взаимоотношения во всех сферах жизни и деятельности настоящего и будущего поколения.

Новизна программы заключается в составлении образовательного маршрута обучающегося из предлагаемых блоков.Для реализации программы выбраны направления, из которых составляется образовательный маршрут. Эти направления объединены в блоки:

        • «Чудесные превращения вокруг нас» - дети знакомятся с различными, доступнымиих пониманию, компонентами окружающей среды, явлениями природы.

        • «Экологические вести» - знакомство детей с некоторыми последствиями

экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя экологически грамотно не только в лесу, но и в своем городе, доме.

  • «Экологическая лаборатория» -в лаборатории дети заняты игровой, экспериментальной деятельностью, наблюдениями. Ее главное назначение –повышение эффективности экологического образования. Работа в лаборатории проводится в игровой форме.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения оприроде) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ееэстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Программа рассчитана для детей 6-7 лет жизни с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. В этом возрастеу ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, здоровья от ее состояния. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Большое внимание в программе уделяется совместной с взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д. Экологические знания и навыки дети получают не только на занятиях, но и во время прогулок, экскурсий. Экологические знания становятся основой экологического воспитания.

Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Чудеса природы» расширяют познавательные возможности ребенка, обогащают его эмоциональную жизнь, делают доступными элементы творчества, формируют основы экологической культуры. Изучение окружающего мира, мира природы, понимание экологических проблем, способствуют развитию внимания, интеллекта, а это в свою очередь, влияет на становление личности ребёнка.

Срок реализации программы 1 год. Количество занятий в учебном году – 28(29)..Занятия проводятся в режиме: 1 раз в неделю по 1академическому часу.Количество детей в группе – от 10 до 15 человек.

Форма занятий фронтальная, групповая и индивидуальная, используются нестандартные формы и методы обучения: занятия-сказки, занятия-путешествия, занятия-праздники, индивидуальные творческие задания, экскурсии, целевые прогулки, игры, практические работы, решение экологических задач и ситуаций, изоминутки, составление репортажей, мини-дискуссии и др. В программе предусмотрены наблюдения за живыми объектами природы, демонстрация наглядных пособий и опытов. Велика роль и словесных методов. Большое место занимают и специфические формы организации деятельности. Это использование нетрадиционных форм обучения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Чудеса природы» естественнонаучной направленности прививает осознанную любовь и уважение к природе. Она помогает закрепить знания об окружающем мире, привлечь внимание к экологическим проблемам, научить использовать в общении с природой экологическую этику, посредством занятий, праздников, экскурсий, игр, совместной трудовой и практической природоохранной деятельности воспитанника и педагога. Приобщить детей к тем радостям, которыми так богаты проникновение в чудесные тайны жизни и «родственное внимание» ко всему живущему на нашей планете. Мини-лаборатория  создана для развития у детей познавательного интереса, эстетического, эмоционального развития, приобретения навыков самостоятельной работы, развития воображения, мышления, интеллекта, повышения интереса к исследовательской деятельности, формирования научного мировоззрения. В теоретическую часть занятия могут быть включены стихи, рассказы, сказки, загадки. Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. При изучении данной программы реализуются много развивающих задач.

Цель программы:ознакомление детей с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

Обучающие:

-углубить и систематизировать представления детей о взаимоотношениях человекас окружающей средой

- формировать уобучающихся представление о предметах и явлениях природы.

- формировать первоначальные умения и навыки грамотного и безопасного поведения ребенка в природе;

- Формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;

- научить проводить простейшие опыты и наблюдения;

- формировать представления детей о природе родного края, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;

-познакомитьс особенностями взаимоотношения человека и окружающей среды.

Развивающие:

- развивать умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.

- развивать инициативу исследователя, способствовать освоению экспериментальной и

проектной работы;

- развивать у обучающихся интерес к познанию окружающего мира;

- развить у ребят умение самостоятельно анализировать.

- развивать мышление образное и конкретное; зрительную и слуховую память; речь, внимание, восприятие.

Воспитывающие:

- воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе;

- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, нравственных чувств, выражающихся в сопереживании природе, и эстетических чувств, связанных с красотой природного мира;

- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Учебно-тематический план:


п/п

Название раздела, темы

Всего часов

Теория

Практика

Формы

контроля



Введение

1

0.5

0.5






Чудесные превращения вокруг нас

10

4

6

собеседования, практическая работа, творческое задание.



Итоговое занятие

1

0.5

0.5

Тесты, игры



Экологические вести

9

3

6

Беседа, игра, практическая работа, творческое задание.



Итоговое занятие

1

0.5

0.5

Тесты, игры



Экологическая лаборатория

5

2

3

практическая работа, творческое задание.



Заключительное занятие

1

0.5

0.5

Тесты, игры




Итого

28

11

17





Содержание программы
Радел 1. Введение.

Теория.Земля наш общий дом. Обитатели планеты. Окружающая среда.
Практическая работа:

Выполнение рисунков. Игра: «как прекрасен этот мир». Знакомство со станцией юннатов.

«Земля наш общий дом» -рисуем планету.

Игра «Помоги планете».
Раздел 2. Чудесные превращения вокруг нас

Теория.Природа живая и неживая. Человек – часть живой природы.Первобытные люди во всем зависели от природыособенности и закономерности природных явлений.Деятельность человека, взаимодействие природы и человека. Охрана природы.Наблюдения за сезонными явлениями природы. Времена года. Связь сезонных изменений в природе с изменением высоты солнца, уменьшение высоты полуденного солнца, сокращение продолжительности дня, похолоданиеПризнаки наступления осени. Изменения в природе, приметы. Явления природы:листопад, иней, дождь, снег, туман, радуга, роса, песчаные бури, облака, пещеры, северное сияние, молния, узоры на стекле.Растения и животные, их взаимоотношения. Влияние человека на жизнь растений и животных.

Практическая работа:

Подбор стихов, загадок о явлениях природы, выполнение рисунков.Наблюдение за изменениями в жизни растений (последовательность изменения окраски листьев, начало и окончание листопада, влияние погодных условий на опадание листьев). Ведение записей в «Календаре природы ». Изготовление аппликаций из засушенных листьев, цветов. Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Лесное диво». Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев и кустарников. «Эффект радуги». «Круговорот воды в природе».Выполнение рисунков «снежные узоры», аппликаций из различных материалов, выполнение работ в технике «Оригами», «Папье-маше», соленое тесто, «Ниткопись»- составление сюжетов из ниток. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Сбор природного материала для поделок.

Экскурсии на учебно-опытный участок: «Осенние явления в природе», «Зимние явления в природе», «Весенние явления в природе».

Опыты:«Облако в банке»
Раздел 3.Экологические вести

Теория.Признаки зимы.Изменения в природе с приходом зимы.Преобразования природы.Происшествия в лесу. Обитатели природы(птицы, звери, насекомые) и их значение. Влияние человека на жизнь животных. Нелюбимые животные (жабы, лягушки,змеи и др.). Растительность полей, лугов лесов и водоемов. Правила поведения в природе.

Практическая работа:

Выставка «Поделки из бытовых отходов». Ролевая игра «Давай поиграем в волшебников». Выполнение рисунков «Жалобная книга природы» (растения), «Жалобная книга природы» (животные). Составление экологических сказок. Работа с бросовым материалом; с тканью. Изготовление поделок и аппликаций на тему «Зима». Ведение записей в «Календаре природы». Экскурсия на учебно-опытный участок с целью изучения зимних явлений.Моделирование «Строим город Экоград » - создание макетов.
Раздел 4. Экологическая лаборатория

Теория.Признаки весны.Изменения в природе с приходом весны.Науки о природе. Природа – источник бесчисленных загадок и тайн.Опыты и эксперименты (вода, воздух). Животворное свойство воды.
Практическая работа:

Выращиваем кристаллы,Химические опыты, жидкие опыты (Вода – растворитель - меняет цвет, окрашивает растения). «Как сохранить воздух чистым в доме». Цветы лотоса. Разноцветные растения. Делаем увеличительное стекло. «Таяние снега», «Снег чистый?».Экологическая игра «Водоемы просят о помощи», конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?». Ведение записей в «Календаре природы». Экскурсия на учебно-опытный участок с целью изучения весенних явлений. «Освобождение бусинок из ледяного плена»

Планируемые результаты:
Учащийся должен знать:

- разнообразие растительного и животного мира;

- правила поведения в природе;

- отличия живой и неживой природы;

- сезонные изменения в природе, их причины и приспособленность живых организмов к неблагоприятным условиям;

- глобальные экологические проблемы, основы экологической этики.
Учащийся должен уметь:

- ориентироваться в экологических ситуациях;

- сравнивать и сопоставлять природные явления и вести наблюдения в природе;

- работать по заданному алгоритму карточек-заданий;

- участвовать в простейших развивающих и экологических играх.

- проводить простейшие опыты и эксперименты,

Способы контроля.
Процесс контроля в работе с каждым ребенком индивидуален и зависит от конкретных психических и физических особенностей учащегося. Применяется контроль в виде собеседования, рассказа обучающегося на заданную педагогом тему, в виде практического или творческого задания.
2.2. Формы аттестации —творческая работа, выполнение рисунков, беседа, педагогическое наблюдение.

2.3. Оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1.Календарный учебный график

Начало учебного года

01.10.2016 года

Окончание учебного года

30. 04.2017 года

Продолжительность учебного года


28 (29)недель

Нерабочие дни – праздничные, в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.

Режим работы

9.00 – 18.30

Продолжительность учебной недели:


6 дней

По индивидуальному графику, согласно тарификации и расписания занятий.

Недельная нагрузка для обучающихся

1 час (28 часов в год);


Продолжительность занятий:

 

Работа детских объединений организована по 1 занятию в неделю, при проведении практических работ допускается деление группы на подгруппы (Сан ПиН 2.4.4. 1251-03).

Продолжительность занятия для детей 6-7 – летнего возраста- 30 мин.Перерыв между занятиями 10минут.

Весенние полевые работы с переменным составом учащихся

С 01.05.2017 по 31.05. 2017 года

Осенние полевые работы с переменным составом учащихся

С 01.09.2017 по 30.09.2017 года

Каникулы

4 недели (в течение учебного года, согласно каникулярного времени в ОУ города)

Летние – с 01.06.2017 года по 31.08.2017 года

В каникулярное время занятия и мероприятия эколого-биологической направленности проводятся по отдельному графику, утвержденному директором учреждения.



2.1. Условия реализации программы:

  1. Учебный кабинет,

  2. столы,

  3. наборы стаканчиков разной степени прозрачности,

  4. ложечки,

  5. трубочки для коктейля,

  6. бумага для фильтрования,

  7. вата,

  8. губки,

  9. лупы,

  10. песочные часы,

  11. комплекты для игр с водой, песком, воздухом,

  12. магниты,

  13. кисточки,

  14. краски,

  15. термометры,

  16. зеркала,

  17. различные по размеру семена растений,

  18. воронки,

  19. различные по размеру бутылочки,

  20. пипетки, мензурки,

  21. фонарики,

  22. материалы для игр с мыльными пузырями,

  23. воздушные шары,

  24. сыпучие материалы (сахар, песок, соль, крахмал, мука),

  25. глина,

  26. различные по объему емкости,

  27. камни,

  28. металлические, стеклянные, пластиковые, деревянные предметы,

  29. шапочки различных зверей, рыб, насекомых, капелек воды.  


Оборудование лаборатории:
1 Приборы – помощники: микроскопы, лупы, компасы, термометры, часы, безмены, магниты.

2.Прозрачные ёмкости разной конфигурации и объёма, стаканчики, пластиковые бутылочки.

3. Флюгера, вертушки, палочки для коктейля, воздушные шарики, приспособления для пускания мыльных пузырей.

4. Небольшие подносы, салфетки, лопаточки, совочки, ложечки

5.Бумажные и тканевые фильтры, губки, воронки, тарелки, миски,

6. Магнитофон, аудиозаписи звуков природы, музыки.

7. Центр «воды и песка».

8. Ящик ощущений и др.
Материалы:

1.Камни, морская и речная галька

2. Разнообразные морские и речные раковины.

3. Образцы песка, глины, почвы.

4. Цветные прозрачные кусочки пластика;

5. Семена разных растений;

6. Кусочки коры разных деревьев;

7. Деревянные дощечки, бруски, кубики;

8. Магниты разного размера;

9. Разные виды картона и бумаги;

10. Разные виды тканей, различающиеся цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, марля, бинт, вата, ватные шарики, губки, мочалки.

3. Список литературы:


  1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс – М.: ВАКО, 2004.

  2. Горичесва В.С., Филиппова Т.В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». Ярославль. 2000г.

  3. Гурова А.Е. «Юный натуралист: Знакомство с природой» ЗАО «Торгово–издательский дом «Амфора», 2014г.

  4. Декларация и конвенция ООН о правах ребенка.

  5. Дмитриева О.И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»:3 класс- М.:ВАКО, 2011.

  6. Долгосрочный комплексный план мероприятий по развитию экологического образования и просвещения населения Свердловской области до 2015 г.

  7. Закон РФ «Об образовании».

  8. Закон Свердловской области «Об образовании».

  9. Зверев А.Т. Экологические игры. М.: «Дом педагогики». 1988г.

  10. Куприянова М.К., Новоженов Ю.И., Щенникова З.Г. «Фенологические наблюдения во внеклассной краеведческой работе». Екатеринбург. «Банк культурной информации». 2000г.

  11. Концепция развития дополнительного образования от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

  12. Колпакова О.В. «Знакомимся с окружающим миром».Издательский дом «Литур», 2016г.

  13. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль «Академия развития». 1997г.

  14. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Весенние праздники, игры и забавы для детей». М.: Творческий центр Сфера». 2000г.

  15. Поломис К. «Дети на отдыхе». М.: «Культура и традиция».

  16. Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем». М.: 1994г.

  17. Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей от 03.10. 2014г.

  18. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06–1844).

  19. Рыжова Н.А. « Наш дом природа». Тамбов ИПКРО, 1995г.

  20. Рындин Р.А. «Красноуфимские тайны». 1999г.

  21. Симонова Л.П. «Ключи от природы или этические беседы по экологии». М.: 1998г

  22. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.Москва-Синтез, 2008г.

  23. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «И учеба и игра: природоведение». Ярославль «академия развития». 1998г.

  24. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки. Экология для малышей». Москва. Прометей. Книголюб. 2003г.

  25. Юшкова С.Н. Программа по курсу «Наша окружающая среда». Урал Эко Центр. Екатеринбург 1998г.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка Чудеса природы, заставляют людей в который раз восхититься удивительным окружающим миром и постараться приложить все возможные усилия к тому, чтобы сохранить его таким как можно дольше, и чтобы в будущем чудес на Земле не стало меньше. iconПояснительная записка Чудеса природы, заставляют людей в который...
Земле не стало меньше. Все чудеса природы, известные человечеству, оттого и существуют, что люди во все времена оставались неравнодушными...

Пояснительная записка Чудеса природы, заставляют людей в который раз восхититься удивительным окружающим миром и постараться приложить все возможные усилия к тому, чтобы сохранить его таким как можно дольше, и чтобы в будущем чудес на Земле не стало меньше. iconПоисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного...
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками...

Пояснительная записка Чудеса природы, заставляют людей в который раз восхититься удивительным окружающим миром и постараться приложить все возможные усилия к тому, чтобы сохранить его таким как можно дольше, и чтобы в будущем чудес на Земле не стало меньше. iconПрограмма для молодёжи и школьников «шаг в будущее»
Часто аллергия у человека вызвана пылью, клещами, живущими в пыли, и их выделениями. Находящиеся в пыли микроорганизмы, вызывают...

Пояснительная записка Чудеса природы, заставляют людей в который раз восхититься удивительным окружающим миром и постараться приложить все возможные усилия к тому, чтобы сохранить его таким как можно дольше, и чтобы в будущем чудес на Земле не стало меньше. iconКонсультация для родителей на тему: «Профилактика гриппа у детей»
Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы...

Пояснительная записка Чудеса природы, заставляют людей в который раз восхититься удивительным окружающим миром и постараться приложить все возможные усилия к тому, чтобы сохранить его таким как можно дольше, и чтобы в будущем чудес на Земле не стало меньше. iconЖивотные Красной книги на монетах
С каждым годом на нашей планете становится все меньше и меньше диких животных. И это понять нетрудно: увеличивается количество населения...

Пояснительная записка Чудеса природы, заставляют людей в который раз восхититься удивительным окружающим миром и постараться приложить все возможные усилия к тому, чтобы сохранить его таким как можно дольше, и чтобы в будущем чудес на Земле не стало меньше. iconПрограмма «Наши питомцы»
Чтобы познание природы стало школой развития различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое воспитательное...

Пояснительная записка Чудеса природы, заставляют людей в который раз восхититься удивительным окружающим миром и постараться приложить все возможные усилия к тому, чтобы сохранить его таким как можно дольше, и чтобы в будущем чудес на Земле не стало меньше. iconИгра – как способ приобщения дошкольников к ознакомлению с окружающим миром
Проводя в течение ряда лет работу по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, провожу такие игры, как «Мама и детеныш», «Зоопарк»,...

Пояснительная записка Чудеса природы, заставляют людей в который раз восхититься удивительным окружающим миром и постараться приложить все возможные усилия к тому, чтобы сохранить его таким как можно дольше, и чтобы в будущем чудес на Земле не стало меньше. iconВнеклассное мероприятие «Экологическое путешествие в страну «Здоровья»...
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу...

Пояснительная записка Чудеса природы, заставляют людей в который раз восхититься удивительным окружающим миром и постараться приложить все возможные усилия к тому, чтобы сохранить его таким как можно дольше, и чтобы в будущем чудес на Земле не стало меньше. iconОбразовательного Учреждения «Пожарская средняя общеобразовательная школа»
Пьяна. Жители села могут гордиться тем, что в нашем селе есть такое место, где можно отдохнуть никуда не выезжая. Скоро в поисках...

Пояснительная записка Чудеса природы, заставляют людей в который раз восхититься удивительным окружающим миром и постараться приложить все возможные усилия к тому, чтобы сохранить его таким как можно дольше, и чтобы в будущем чудес на Земле не стало меньше. iconИсследовательская работа по теме: «Как появляется радуга. Получение радуги в домашних условиях»
Многие люди, также как и я с нетерпением ждут дождя, чтобы полюбоваться радугой. Какое же это разноцветное чудо природы? Как образуется...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную