Пояснительная записка курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры»


eco.na5bal.ru > Экология > Пояснительная записка
   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры» представляется особенно актуальным, так как рассматривается как  набор умений и навыков грамотного потребительского  поведения, как осмысление роли и места потребителя в социально-экономической системе общества.

Основная цель – формирование экономического мышления  и потребительской культуры учащихся и привитие навыков в принятии  самостоятельных решений  в различных жизненных ситуациях.

 

Программа ориентирована на решение следующих задач:

  1. Сформировать у обучающихся знания и умения грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях.

  2. Научить обучающихся принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценок полезности товаров, количества и качества альтернативных вариантов выбора, экологических характеристик товаров, личного бюджетного ограничения.

  3. Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен вести себя в соответствии с требованиями объективных экономических законов.

  4. Просветить обучающихся относительно их прав и обязанностей как потребителей, познакомить их с существующей в России системой защиты прав потребителей.

  5. Развивать у обучающихся логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.

  6. Воспитывать у обучающихся ответственность, организованность, деловитость, культуру потребления, самостоятельность, бережное отношение к ресурсам и смелость в защите своих прав.

         Особенности курса:

  • Практико-ориентированный подход в изложении содержания;

  • Опора на социальный опыт обучающихся;

  • Формирование активной потребительской позиции;

  • Обеспечение необходимого уровня потребительской грамотности обучающихся.


Программа состоит из двух разделов: «Домашняя экономика»  и  «Основы потребительской культуры».

Описание каждого раздела делится на две части. В первой части излагается собственно содержание, пункты раздела программы. Во второй  части  указаны  практикумы,  деловые игры,  конкурсные задания,  творческие задачи и практические ситуации, уроки – тесты, которые рекомендуются  использовать при изучении данного раздела для  более активного  вовлечения  ученика  в процесс познания предмета, опираясь на аналогии, примеры, реальную действительность.    

Содержание учебного материала программы обладает новизной для учащихся. Раздел «Домашняя экономика» представляет собой ряд тем: «Я и наша семья», «Семья и бизнес», «Трудовые  отношения в семье», «Экономика приусадебного участка» и др. Раздел «Основы потребительских знаний» состоит из тем: «Потребитель  и  его  потребности», «Источники  информации  для потребителей», «Маркировка товаров», «Защита прав потребителей» и др.

Курс включает практическую и теоретическую части.

При планировании и организации уроков  следует иметь в  виду, что теоретический материал должен осознаваться и усваиваться преимущественно в процессе выполнения практических работ.

Общее количество часов, отводимое на курс, при 1-часовой недельной нагрузке – 18 часов.

При изучении теоретического материала используются:

  • методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательско - творческий, репродуктивный (беседа, рассказ, лекция, применение  новых  знаний, решение проблемных задач);

  • методы контроля за знаниями, умениями  и навыками учащихся: текущие наблюдения, устный  опрос, письменный  опрос, творческие  задания

  • дидактические принципы обучения: наглядность, системность и последовательность знаний доступность и посильность, сознательность  и  активность, связь теории с практикой, обучения с жизнью, научность, прочность и т.д.;

  • виды деятельности учащихся  (учебной): репродуктивный (деятельность по образцу), репродуктивно-поисковый, частично-поисковый, поисковый (творческий);

  • виды учебной работы: чтение, пересказ, слушание, ответы на вопросы;

  • формы учебной работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Обучающиеся, изучившие данный курс, должны овладеть следующими умениями и навыками:

должны знать и понимать:

-    основные экономические понятия;

-    цели и значение домашней экономике;

-    роль экономики в ведении домашнего хозяйства;

-    функции семьи, экономические функции семьи; 

-    роль членов семьи в формировании семейного бюджета;

-    экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества;

-    виды предпринимательской деятельности и бизнеса;

-    пирамиду потребностей по А.Маслоу;

-    составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей;

-    возможности рационального использования средств и пути их увеличения;

-    три вида бюджета;

-    постоянные, переменные и непредвиденные расходы семьи;

-    что такое кредит и при каких условиях он выдается;

-    физиологические обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью;

-    права и обязанности потребителя;

-    источники и средства информации;

-    признаки определения качества товаров;

-    виды рекламы и его цели;                                                            

-    требования к оформлению рекламы;

-    иметь представление о способах воздействия  бизнеса на потребителей (через рекламу, особые способы продажи и т. п.);  

-    систему и правила действий потребителя при защите своих прав;

-    правила приобретения товаров;

-    оформление заказов на услуги;

-    источники и средства информации;

-    принципы организации труда в семье;

-    что такое приусадебный (дачный) участок и его задачи;

-    роль приусадебного участка в экономии средств семейного бюджета.

 

       На основе полученных знаний учащиеся должны уметь применять на практике:

-    оперировать экономическими терминами;

-    анализировать и планировать семейный бюджет;

-    различать виды потребностей, объяснять причины возникновения проблемы выбора;

-    определять источник образования доходов в семье;

-    определять расходы учащегося и находить способы их уменьшения;

-    учитывать свойства товаров при покупке;

-    найти способы снижения расходов в семье путём соизмерения  потребностей с  материальными доходами и  возможностями  семьи,  экономии  электроэнергии, бережного  отношения  к продуктам и одежде;

-    разрабатывать график недельной занятости членов семьи;

-    рассчитывать прибыль, которую можно получить при реализации выращенной продукции;

-    пользоваться законом «О защите прав потребителей»;

-    определять информацию, необходимую для компетентного выбора товаров и услуг;

-    искать и анализировать потребительскую информацию; оценивать  достаточность информации,  возможность её недостоверности;

-    определять качество товара;

-    читать знаки на упаковке товара;

-    различать символы  на этикетках, упаковках, вкладышах; извлекать из них необходимую и важную для себя информацию;

-    определять пищевые добавки в продуктах;

-    читать штриховой код;

-    составлять рекламу товару или услуге;

-    анализировать рекламу потребительских товаров;

-    отстаивать свои права при покупке товара или оказании услуги;

-    разумно потреблять имеющиеся блага;

-    читать договор на услуги;

Овладение школьниками содержанием данной  программы  позволит решать  не только  образовательные задачи, но и подготовит обучающихся к конкуренции  на рынке труда и профессий: менеджер, маркитолог, предприниматель, бухгалтер, экономист и др.

Содержание курса:



п/п

Разделы и темы

Количество часов





Раздел 1. Домашняя экономика (10ч.)




1

 Введение в экономику. Я и наша семья.

1

2

Семья и бизнес. Деньги и их функции.

1

3

 Потребности семьи. Ресурсы семьи.

1

4

Заработная плата.

1

5

Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

1

6

 Бюджет семьи. Доходы семейного бюджета.

1

7

Расходы семейного бюджета. Расходы на питание и составление меню.

1

8

Виды и формы бизнеса

1

9

 Экономика приусадебного (дачного) участка.

1

10

Современная банковская система

1




 Раздел 2. Основы потребительской культуры (8ч.)




1

Потребитель и его потребности.

1

2

Источники информации для потребителей.

1

3

Маркировка товаров.

1

4

Реклама и ее регулирование.

1

5

 Обмен качественного и некачественного товара.

1

6

Что должен знать потребитель о службе быта.

1

7

Защита прав потребителей.

1

8

Игра « Знаю ли я права потребителя»

1




Всего:

18

  Содержательная часть программы:

                  Домашняя экономика (10 ч.)

Введение в экономику. Я и наша семья (1ч.)

Основные теоретические сведения

Понятие о домашней экономике. Роль  экономики  в ведении домашнего хозяйства, роль потребителя, производителя, гражданина в экономике. Цели и задачи экономики. Семья – первичная  социально экономическая  ячейка  общества. Состав  семьи. Функции  семьи. Экономические  связи в семье.

Практическая работа № 1.

Развивающие процедуры: игра «Кто ты, мой компаньон?». 

 

Семья и бизнес. Деньги и их функции (1ч.)

          Основные теоретические сведения.

Понятие  о  благосостоянии семьи. Предпринимательство  как  сфера человеческой  деятельности. Факторы  предпринимательской деятельности.  Взаимосвязь  государства, фирмы  и домашнего хозяйства. Бизнес и его разновидности.

Практическая работа № 2.

  Составление перечня товаров и услуг, которые можно производить в условиях семьи.

 

Потребности семьи (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Понятие о потребности  семьи.  Структура  потребностей и характеристика их видов. «Пирамида» человеческих потребностей по А.Маслоу.  Требования,  предъявляемые  к покупке. Свойства товаров и правила покупки. Советы покупателю.

Практическая работа № 3.

Диагностические процедуры: тест «Потребности» или «Парные сравнения».

 

Ресурсы семьи (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Понятие о ресурсах семьи. Виды ресурсов. Ресурсы семьи.

Практическая работа № 4.

Описание ресурсов семьи, выявление  возможности их увеличения.

 

Бюджет семьи. Доходы семейного бюджета (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Понятие о бюджете семьи. Виды бюджета. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода  бюджета семьи. Роль школьника  в  увеличении  доходной части семейного бюджета и его законном использовании.

         Практическая работа № 5.

Деловая игра «Бюджет семьи».

 

Расходы семейного бюджета. Расходы на питание и составление меню (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Постоянные, переменные и непредвиденные расходы. Экономия средств. Распределение бюджета. Подоходный налог, кредит. Расчёт потребительской корзины. Расходы на питание. Физиологически  обоснованные нормы  расхода продуктов  питания на человека, семью. Меню семьи. Учет биологических  требований  к питанию семьи  и её экономических возможностей. Затраты на питание. Что значит «правильно питаться»?

Практическая работа № 6.

Планируемый месячный бюджет. Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое обоснование.

 Виды и формы бизнеса(1ч.)

Основные теоретические сведения.

представление о понятии «бизнес», основные виды бизнеса ( производственный, торговый, финансовый) и их взаимосвязь;

       Практическая работа № 7. 

Заполнение таблицы:

Формы организации бизнеса

Достоинства

Недостатки

Трудовые отношения в семье (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Понятие  о комфортности  семьи. Задачи  трудовых  отношений  в  семье. Принципы  организации труда в семье. Способы организации домашнего хозяйства в семье.

         Практическая работа № 8. 

Составление таблицы семейных обязанностей членов семьи.

Разрабатывание графика недельной занятости членов семьи.

Внесение предложения по рационализации занятости членов семьи.

Экономика  приусадебного (дачного) участка (1ч.)

Основные теоретические сведения.

 Понятие о приусадебном (дачном) участке. Задачи приусадебного участка.

         Практическая работа № 9. 

Расчёт площади, необходимой для выращивания садово-огородных культур для вашей семьи.

Расчёт прибыли, которую можно получить, если реализовать выращенную продукцию.

Современная банковская система. (1 ч.)

Процент и капитал. Как «работают» деньги. Формула капитала. Текущая дисконтированная стоимость. Банки и банковская деятельность. Что такое кредит? Принципы кредита. Сбережения и кредит. Как банки «делают» деньги. Как образуется прибыль банка. Банковская система. Два уровня банковской системы. Зачем нужен центральный банк. Коммерческие банки. Государственное регулирование денежно-кредитной системы. Как правильно использовать деньги.

 

            Основы потребительской культуры (8ч.)

Потребитель  и его потребности (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Понятия о  потребителе. Закон Российской Федерации  «О защите  прав потребителей». Суверенитет  потребителя. Права  и обязанности  потребителя. Психология потребителя.  

         Практическая работа № 10.

Чтение и обсуждение газетных статей.

 

          Источники информации для потребителей (1ч.)

         Основные теоретические сведения.

Информация. Источники информации. Информация изготовителя. Анализ информации.  Понятия  о сертификате. Сертификация продукции.

Практическая работа № 11.

Диагностические процедуры: тест «Информация».

 

Маркировка товаров (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Маркировка товаров. Символы  на  этикетках,  упаковках  и  вкладышах. Товарные знаки  и их назначение. Стандарты качества и безопасности. Экологические символы. Международные стандарты размеров одежды. Штриховой код. Индекс Е. Классификация пищевых добавок.

Практическая работа № 12.

Определение пищевых добавок в продуктах.

 

Реклама и ее регулирование (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Понятие о  рекламе.  Рекламное  объявление. Рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель. Достоинства и недостатки рекламы. Рекламное преувеличение. Рекламные приемы. Регулирование рекламы. Недобросовестная реклама. Скрытая реклама. Социальная реклама. Роль социальной рекламы. Требования к оформлению рекламы.

         Практическая работа № 13.

Составление рекламы товару или услуге (по выбору). Конкурс «Реклама и её обыгрывание».

 

Обмен качественного и некачественного товара (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Качество товаров. Недостатки: явные, скрытые, существенные. Специальные сроки: гарантийный срок, срок  годности, срок службы. Замена  недоброкачественного  товара. Обмен  товара надлежащего качества. Особенности продажи товаров: в кредит, по образцам, по заказам и на дому у покупателя, по почте, в комиссионном магазине. Преимущества и  недостатки  указанных видов продажи.

Практическая работа № 14.

Деловая игра «Как я покупаю товар».

 

Что должен знать потребитель о службе быта (1 ч.)

Основные теоретические сведения.

Предприятия службы быта. О правилах  бытового обслуживания населения. Договор. Что должно быть указано в договоре? Поведение потребителей: в химчистке, в ремонтной мастерской, в ателье. Сроки  выполнения  работ  (услуг) и  какова ответственность за  их несоблюдение. Устранение  недостатков в выполненной работе. Условия выполнения  работ из материала исполнителя и (или) заказчика.

Практическая работа № 15.

Решение практических ситуаций.

 

Защита прав потребителей (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Органы  по  защитеправ  потребителей.  Общественные  организации  потребителей: их  функции и полномочия. Правила обращения в суд. Как обжаловать решения суда? Кассационная жалоба. Что должно  быть указано  в исковом заявлении? Кто может  определить размер морального вреда? Как возмещается моральный вред?

         Практическая работа № 16.

Составление текста делового письма в комиссию по  защите прав потребителей  на некачественно приобретённую продукцию.

-    составить  текст  делового  письма  в  комиссию по защите  прав  потребителя на некачественно  приобретённую продукцию;

-    уметь грамотно вести  себя в типичных потребительских ситуациях: при  покупке товара, пользовании услугами службы быта;

-    умение интерпретировать и использовать знания в конкретных ситуациях.

 Игра « Знаю ли я права потребителя»(1ч.)

Литература:

 

1.   Автономов В.С. Введение в экономику: 9-10 кл. – М.: Вита-Пресс, 1998. – 256с.:ил.

2.   Александрова А.Л. и др. Основы потребительской  культуры: Пособие для учителя. – Екатеринбург: Сред. – Урал, кн. изд-во, 1995. – 112с.

3.   Дидактический  материал  по  курсу  « Твоя  профессиональная  карьера »:  Кн.  для  учителя. / И.П.Арефьев,Т.В.Васильева, А.Я.Журкина и др.; Под ред. С.Н.Чистяковой.– М.: Просвещение, 1998. – 112с.

4.   Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. - 48с.

5.   Защита  прав потребителей. 100  вопросов  и  ответов. /  Под ред. В. И.Таланцева. – М.: Кросналекс, 1996. –168с.

6.   Кушина А.П., Кушин М.А. Семейная экономика. – Тула, 1991. – 225с.

7.   Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11кл. – М.: Вита-Пресс, 1996. – 544с.: ил.   

8.  Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. /  Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и  др. Под  общ. ред. П. Крючковой. –  3-е изд., перераб. и доп. – М.: Вита- Пресс, ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2001.- 272 с.: ил.

9.  Оценка  качества  подготовки   выпускников  основной  школы  по  технологии. / Авт. - сост. В.М.Казакевич,А.В.Марченко. – М.: Дрофа, 2000. – 256с.

10.  Правила торговли. –  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 64с.

11.  Программно - методические материалы: Технология. 5 - 11 кл. / Сост. А.В.Марченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Дрофа, 2000. – 192с.

12.  Программно - методические материалы: Экономика. 8-11 кл. / Сост. Б.И. Мишин. – 3-е изд., сте  реотип. -  М.:Дрофа, 2001. – 192с.

13.  Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – с.: ил.

14.  Симоненко В.Д. Основы домашней экономики. – Брянск: БГПУ, 1995. – 190с.

15.  Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Потребитель в экономике. – Брянск, 1996. – 243с.

16.  Тесты. Вы  джентльмен?  Вы бизнесмен?  Вы семьянин? / Сост. В. Ю. Лившиц. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998. –192с. (Серия «Вам, джентльмены»).

17.  Технология:  Учебник  для  учащихся  8  класса общеобразовательной  школы. /  Под  ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вента-Графф», 2002. – 240с.: ил.

18.  Федеральный закон «О рекламе». –2-е изд. – М.: Ось-89, 2004. – 32с. (Актуальный закон).

19.  Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные  игры для школьников / Художники  М. В. Душин, В. Н. Куров. –Ярославль: «Академия  развития», 1998. – 208 с., ил. – (Серия: «Минута  на  размышление»).

20.  Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита  прав потребителей: Учебно- практическое пособие / Под общ. ред. доктораэкономических наук, профессора Л.П. Дашкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 256с.                                                                                         

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры» iconИ управления имени К. Г. Разумовского кафедра «Экономика и управление народным хозяйством»
«Мировая экономика», «Экономика организаций», «Региональная экономика», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»,...

Пояснительная записка курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры» iconОтзыв на автореферат диссертации Аксенова Ильи Антоновича
Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства; региональная экономика)

Пояснительная записка курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры» iconПояснительная записка Программа «Начальный курс географии»
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта...

Пояснительная записка курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры» iconПояснительная записка Дошкольный возраст самоценный этап в развитии...
«Формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников посредством ознакомления их...

Пояснительная записка курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры» iconПояснительная записка Курс «География России»
С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя...

Пояснительная записка курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры» iconПояснительная записка Воспитание экологической культуры актуальнейшая задача современности

Пояснительная записка курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры» iconУчебный курс обж в основной школе в 5 классе строится так, чтобы были достигнуты следующие
«Основы безопасности жизнедеятельности». Ведь только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения...

Пояснительная записка курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры» iconПояснительная записка. (9 класс) Цели и задачи
...

Пояснительная записка курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры» iconПояснительная записка Курс «География материков и океанов. 7 класс»
Планирование составлено на основе Программы основного общего образования по географии. 5—9 классы, Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов,...

Пояснительная записка курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры» iconПояснительная записка курс «География. Экономическая и социальная география мира»
Сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную