Игра – как способ приобщения дошкольников к ознакомлению с окружающим миром


eco.na5bal.ru > Экология > Документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 16 «Колосок» комбинированного вида»

662608, Россия, Красноярский край, г. Минусинск, ул.Октябрьская 16; тел. 2 – 13 – 82

Воспитатель коррекционной группы IV вида Пасменко Светлана Ивановна

Игра – как способ приобщения дошкольников к ознакомлению

с окружающим миром

Мир детства – мир игры. Поэтому игровой деятельности принадлежит особое место в становлении экологического сознания. В игре ребенок психологически готовится к реальным ситуациям в природе, овладевает приемами общения со сверстниками, взрослыми, объектами природы. В образовательной деятельности использую различные игры, в том числе и экологического содержания. Использую систему развивающих игр: игровые ситуации, игры – путешествия, дидактические игры, театрализованные и подвижные игры. Проводя в течение ряда лет работу по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, провожу такие игры, как «Мама и детеныш», «Зоопарк», «Земля, воздух и вода», «Кто с кем дружит?», которые развивают у детей воображение, групповую сплоченность, выразительность движений.

Развитию коммуникативных навыков, ловкости, умения распознавать язык мимики и жестов, особенно у детей младшего дошкольного возраста, способствуют игры: «Медвежата, «Лягушата», «Петушиные бои», «Десять птичек – стайка». Они также помогают эмоциональной разрядке, выходу агрессии, учат ребенка управлять своим телом.

Важное место в моей работе занимают ролевые игры, нацеленные на овладение определенными правилами поведения в природе; совместные вечера «Сейчас узнаем», «Что, где, когда?», «Экологические викторины», где идет обсуждение на доступном детям уровне экологических проблем и путей их решения. В игровых обучающих ситуациях использую кукольные персонажи: Буратино, Лесовичка, Айболита. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов. Ситуации, в которые попадают персонажи, требуют от детей знаний, опыта, умения находить оптимальный вариант. Играя, ребенок усваивает и правила поведения в окружающей среде. Ребенок становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.

В работе использую такие виды игр:

1.Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.

2.Предметные игры (с листьями, семенами, цветами): «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «От чьей ветки лист» для обследования предметов.

3.Настольно - печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

4.Словесные игры: «Летает - не летает», «Воздух, вода, земля» - формируют умение по слову воспроизводить образ предмета, воспитывают интерес к живой природе, развивают сообразительность.

5.Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек».

6. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы: «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».

7.Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые игры природоведческие игры, строительные игры с природными материалами)

Те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы, стараюсь подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности.

Особую роль в формировании положительного отношения дошкольников к природе играют наблюдения. Наблюдения в природе знакомят дошкольников с жизнью птиц, насекомых и растений. Дети очень любят играть на прогулках в такие игры, как «К дереву беги», «Опиши, мы отгадаем», «Четвертый лишний», «Кто кем будет». В игре дети лучше запоминают новое, проявляют самостоятельность, инициативу, легко общаются. Как итог наблюдений провожу такие игры, как «Веселые задания»: «Сказки – кроссворды о животных», «Отгадай загадки и узнай героев», «Найди ошибки у художника, поэта», «Может так быть или нет».

Организуя игры с водой и песком, не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику. Дети очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова строить.

Игры с водой вызывают у детей положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности детей. В такие игры с водой и песком мы играем: «Достань ракушку, камешек», «Теплый – холодный», «Что как плавает», «Печем печенье».

В группе есть экологическая зона. Там имеется большое разнообразие природного материала, атрибуты для исследовательской деятельности: опытов, экспериментов, наблюдений. Здесь же много разнообразных комнатных растений. Чтобы провести с детьми занятия по обследованию комнатных растений, использую такую игровую обучающую ситуацию как «Профилактический осмотр комнатных растений доктором Айболитом». Айболит «выписывает рецепты» по уходу за растениями, дети выполняют все рекомендации доктора.

Одной из эффективных форм работы является проведение развлечений, праздников. Вместе с музыкальным руководителем организуем праздник «День Земли». Дети с большим желанием принимают в нем участие: учат стихи, песни, обыгрывают сценки, вместе с родителями готовят костюмы.

Особое внимание уделяю правилам поведения в природе. Любят дети игру «Что можно делать в природе, а что нельзя и почему?» с использованием иллюстраций. Интересным в работе с детьми является такой игровой прием, как получение жалоб – писем от жителей леса, сада, огорода. Дети задумываются над содержанием писем, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу своего края и всей планеты.

Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса - посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку».

Диагностические данные показывают, что проводимая мною работа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром через экологические игры является эффективной. У детей повысилась познавательная активность, они умеют рассуждать, делать выводы, у них развито положительное отношение к окружающему миру.

Считаю, что такая работа актуальна на сегодняшний день. Дети вместе со мной открывают мир природы, который нас окружает, накапливают свой личный опыт общения с природой, получают практические навыки, обогащают эмоционально – чувственную сферу, у детей формируется правильное представление о природе.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Игра – как способ приобщения дошкольников к ознакомлению с окружающим миром iconРабочая программа по предмету «Ознакомление с окружающим миром и...
«ознакомление с окружающим миром и развитие речи», автор С. Г. Шевченко. М. Парадигма, 2010 и скорректирована в соответствии с учебным...

Игра – как способ приобщения дошкольников к ознакомлению с окружающим миром iconРусский фольклор как источник развития речи и ознакомления с окружающим миром
...

Игра – как способ приобщения дошкольников к ознакомлению с окружающим миром iconПо самообразованию
«экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста с нарушенным слухом через ознакомление с окружающим миром»

Игра – как способ приобщения дошкольников к ознакомлению с окружающим миром iconМуниципальное дошкольное образовательное бюджетное образование
«Совместная работа с родителями по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями»

Игра – как способ приобщения дошкольников к ознакомлению с окружающим миром iconКак указывалось в предыдущих разделах, учебная деятельность на этой...
Каждая ступень общего образования – самоценный, принципиально новый этап в жизни обучающегося, на котором расширяется сфера его взаимодействия...

Игра – как способ приобщения дошкольников к ознакомлению с окружающим миром iconКак указывалось в предыдущих разделах, учебная деятельность на этой...
Каждая ступень общего образования — самоценный, принципиально новый этап в жизни обучающегося, на котором расширяется сфера его взаимодействия...

Игра – как способ приобщения дошкольников к ознакомлению с окружающим миром iconВнеклассное мероприятие «Экологическое путешествие в страну «Здоровья»...
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу...

Игра – как способ приобщения дошкольников к ознакомлению с окружающим миром iconСценарий занятия по театрализации средствами экологии «Солнце, воздух...
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром

Игра – как способ приобщения дошкольников к ознакомлению с окружающим миром icon1 Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 12 4
Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром

Игра – как способ приобщения дошкольников к ознакомлению с окружающим миром icon«Современные информационно- коммуникационные технологии в обучении...
Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную