Важное место в системе накопления ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка


eco.na5bal.ru > Экология > Документы
Актуальность проекта:c:\documents and settings\admin\рабочий стол\19 февраль 2013 г.jpg
Важное место в системе накопления ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами и склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организация на ней работы с детьми.
Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно - образовательной работы с детьми, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей.

В связи с тем, что лесные массивы находятся очень далеко от детского сада и дети не могут часто их посещать, наблюдать за природой своего края. Поэтому на территории нашего детского сада необходимо проложить малую экологическую тропу, экскурсии по которой позволят познакомить детей с растительным миром ближайшего окружения, дети смогут рассмотреть произрастающие в нашем регионе растения в естественных условиях не выходя за пределы детского сада и в любое время года.

Некоторые растения экологической тропы можно пересадить из леса на территорию детского сада в специально отведенных для них местах, соответствующих условиям их произрастания. Другие растения уже растут на территории и тоже будут включены в экологическую тропу

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы как занятий, так и прогулок: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.


Цель проекта:

Создать экологическую тропу на территории ДОУ «Полянка».
Задачи проекта:


  • уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях и о состоянии окружающей среды,

  • формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие),

  • развитие интереса к миру природы;

  • воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия, путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой,

  • закладывать основы экологической культуры личности.


Описание проекта.

Проект «Экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Создание тропы мы начинали с разработки маршрута и планирования экологических объектов. На разработанном маршруте изобразили подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане отметили те места, которые содержат интересные природные объекты.

Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие насекомых и птиц, так как они связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

   Для повышения интереса детей к экологическим занятиям на подготовительном этапе проводится конкурс среди участников проекта на роль «хозяина тропы». Наиболее интересного «хозяина (или хозяйку) тропы» выбирают персонаж сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.). Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы.

План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. Возле каждого объекта тропинки выставляется информационная табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. Если территория детского сада активно посещается посторонними, обеспечить сохранность оборудования невозможно, сделайте легкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.

На тропе у нас деревья разного возраста, это позволит увидеть детям многообразие насекомых, лишайников, грибов, мхов, которые обычно поселяются на них. На тропе есть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволит организовать более интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками.

Круглый год, в разные времена года воспитатели детского сада совместно с педагогами дополнительного образования могут проводить различные мероприятия. Что позволит приобщать детей с самого раннего детства к природе и ее охране. Формировать навыки поведения в природе, воспитывать бережное отношение.

Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность. Осуществлять тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Экологическая тропа будет расположена на территории ДОУ, что позволит всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы не только во время запланированных занятий, но и на прогулках.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы преследуете конкретную цель, то ограничитесь только одним объектом.

В ходе реализации проекта обязательно участие родителей, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера для детей.

Прогулки по экологической тропе понравятся всем - и взрослым, и детям. Днем дети будут внимательно слушать и изучают природу, а вечером они уже сами могут выступать в качестве экскурсоводов для своих родителей.

Предполагается на территории детского сада, вокруг здания, создать маршрут, состоящий из 12 объектов наблюдения. Объекты должны быть доступны детям и находиться в поле их зрения. Подробное описание объектов наблюдения в приложение № 2

Ожидаемые результаты проекта:

  • Экологическая тропа на территории детского сада «Полянка» с 12объектами наблюдения.

    • Повысить уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

    • Улучшить состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизит уровень тревожности и позитивно повлияет на эмоциональное самочувствие детей;

    • Повысить уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;


Календарный план реализации проекта



Этапы

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1.Подготовительный

Обследование и изучение территории д.сада

(составление план-схемы)




Каптигулова А.Л.

Гавриленко Г.Л.





Выбор места под намеченные объекты




Швец Н.В. – завхоз

Демина О.В.- Зам.завед. по воспитательной работе




Назначение ответственных за каждый участок (педагоги ДОУ)




Зам.завед. по воспитательной работе - Демина О.В.




Консультирование педагогов и ознакомление с проектом «Мир вокруг нас»




Каптигулова А.Л.

Гавриленко Г.Л.




Конкурс среди участников проекта на роль «хозяина тропы»




Зам.завед. по воспитательной работе - Демина О.В.

2.Основной этап

Подготовка участков под объекты экологической тропы (расчистка)




Педагоги ДОУ




Изготовление атрибутов для объектов




Педагоги ДОУ совместно с родителями




Размещение и установка оборудования для объектов




Педагоги ДОУ совместно с родителями

Швец Н.В. – завхоз





Изготовление и установка «Путеводителя» по экологической тропе




Каптигулова А.Л.

Гавриленко Г.Л.


3.Заключительный этап

Открытие экологической тропы (развлечение)





Муз.руков.- Матвеева А.А.

Васильева О.Н.




Оформление фотоальбома совместно с детьми




Каптигулова А.Л.

Гавриленко Г.Л.

Зелент М.И



Приложение 1

План – схема детского сада «Полянка»

Приложение 2





  1. «Метеостанция»

  2. «КЛУМБА»

  3. «Альпийская горка»

  4. «Пустырь»

  5. «Кусты»

  6. «Огород»

  7. Зеленая аптека «У Айболита»

  8. «Солнечная поляна»

  9. «Скворечник»

  10. «Сухой ручей».

  11. «Сосновый бор»

  12. «Птичья столовая»



Приложение 2
Описание объектов наблюдения


  1. Объект «Метеостанция»


изображение 215


Этот объект находится на поляне за хозяйственным блоком, по левую сторону от главного входа.

Метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды.



  • На высоком металлическом шесте прикреплен флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. (рис.1)

  • Указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах. Он представляет собой как бы мешок-трубу из легкого материала (плащёвка). Обычно они раскрашены в полоску, как шапочка Буратино. (рис.2)

  • Солнечные часы. (рис.3)

  • Дождемеры - для измерения осадков. Сделаны они из пластиковых бутылок. Их также можно ставить в разных точках тропинки и выяснять, где и почему выпадает больше осадков (на открытом месте и под кронами разных деревьев.

  • Ветродуй. Который приобретается в магазине. ( Рис 4).


rooster_weather_vane d3s_2357
Рисунок 1 Рисунок 2

img_1514 704881_b
Рисунок 3 Рисунок 4


  1. ОБЪЕКТ «КЛУМБА».dsc00729


Нет лучше способа украсить свою жизнь цветами, чем собрать их на одном месте. Это место называется цветником или клумбой. В нашем детском саду самая большая клумба — цветник оформлена в виде двухъярусного треугольника. Цветы живут своей жизнью, пробуждаются весной, распускают листья и бутоны с мая по октябрь и радуют наши взоры.


  1. ОБЪЕКТ «Альпийская горка».изображение 217

На тропинке должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят вашу тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Для этого мы предлагаем создать «Альпийскую горку». Этот объект мы предлагаем расположить под окнами групп «Колокольчик» и «Клубничка».


Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Ниже мы предлагаем два вида горок.


gorka 5891041086



  1. Объект «Пустырь».

изображение 219

На этом объекте будут расти сорные растения: крапива, репейник, вьюнок полевой, молочай, марь (лебеда) и т.д.

  1. Объект «Огород».

Этот объект остается на своем месте (но сокращается в два раза, поскольку на второй половине будет находиться зеленая аптека). Грядки мы предлагаем разместить в деревянных каркасах сделанные из досок, и сверху добавить хорошей земли. Так же мы разместим милое чучело, которое будет изготовлено своими руками. Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений. На огороде высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, пряности, которые можно употреблять в пищу: лук, горох, бобы, редис, салат, морковь, петрушка, сельдерей, базилик, укроп.изображение 200

  1. Объект «Кусты»изображение 220


Этот объект располагается между группами «Рябинка» и «Березка». По плану там будут располагаться разнообразные кустарники: черная смородина, сирень, малина, акация. Некоторые кустарники уже растут на этом объекте, такие как; черная смородина, малина, сирень. Остальные необходимо посадить.


  1. Объект Зеленая аптека «У Айболита»

Этот объекты мы расположим на первой половине огорода. Лечебные травы мы предлагаем посадить в шины от автомобилей (которые будут приобретены с помощью родителей). Возле каждого колеса необходимо поставить табличку с названием травы. Так же мы предлагаем поместить силуэт доктора Айболита, который будет изготовлен из ДВП. Левее от зеленой аптеки мы расположим фитобар. В него входит:изображение 221

    • Деревянный стол круглой формы, с отверстием в центре, для большого зонта от солнца

    • зонт

    • 10 пластмассовых стульчиков. изображение 206

На участке с лекарственными травами можно выращивать: мяту перечную, календулу лекарственную, подорожник, душицу, тысячелистник обыкновенный, и др. Детей знакомят со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

  1. Объект «Солнечная поляна»

Один из объектов  детского сада – «Солнечная поляна», которая будет располагаться между участками групп «Одуванчик» и «Березка». Своим великолепием объект будет привораживать взгляд своим разнообразием и великолепием. Дети будут иметь возможность наблюдать за ростом разных цветов, сравнивать их( от появления – весной, до появлением семян- осенью). А так же на «Солнечной полянке»мы сможем наблюдать за её маленькими жителями – насекомыми: кузнечик, бабочка, шмель, пчела, муравей, жук, муха и т.д.изображение 225

http://prv3.lori-images.net/oduvanchiki-na-lugu-krupnym-planom-0000127051-preview.jpg

  1. Объект «Скворечник»

Этот объект располагается на участке группы «Одуванчик»изображение 224

Дети смогут наблюдать за жизнью птиц в разное время года: от заселения – весной, до появления птенцов и их выкармливания.c2bbc6df5623b0dd9244d8fb212f2cdb



  1. Объект «Сухой ручей».изображение 223


Этот объект располагается напротив участка группы «Рябинка»

604053035


dc10b0068dd38f61fa3df052b715892a
p38_img_278092954bb8dd7f234f5



  1. Объект «Сосновый бор»

Этот объект уже расположен с правой стороны от главного входа.

изображение 214


  1. Объект «Птичья столовая»

изображение 216


Благодаря специально оборудованным кормушками, домикам, поилкам, на территории нашего детского сада будет много птиц. Дети и взрослые будут иметь возможность наблюдать за ними.

tropa_11

Приложение 3

Общие рекомендации педагогам в работе с детьми на экологической тропинке детского сада:

  • Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

  • Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

  • Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.

  • Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

  • Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

  • Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.


Смета расходов




Наименование предметов и материалов

Кол - во




Цена

1

Металлическая труба (шест)

3-4 метра

родители




2

Деревянный шест

3-4 метра

родители




3

Ткань «Плащевка»

2 метра

(1м- красного цвета,

1м –белого)




500 руб

4

Ветрудуи

8 шт.




500 руб

5

Семена цветов







300 руб.

6

Удобренная земля




Завхоз




7

Большие камни для «Альпийской горки»




Завхоз

Родители




8

Доски: для грядок

Для стола

Для табличек

21 метров

(3 метра

на грядку =7 грядок)

6 метров

6 метров




1500 руб.

500 руб

500 руб.

9

Рассада цветов




Родители,

Педагоги.




10

Лист ДВП для чучела и Айболита

1 лист




500 руб.

11

Семена для огорода







300 руб

12

Семена лечебных трав







300 руб

13

Большой зонт от солнца

1 шт




1000 руб

14

Стульчики пластмассовые

10 шт




2500 руб.

15

Шины автомобильные

7 -8 шт.

Родители




16

Песок, галька




Родители, завхоз




17

Краска масленая по 1 литру

7 штук

(цвета радуги)




1050 руб

18

Компас

5 шт.




300 руб

Итого:


9750 рублей




Поделиться в соцсетях



Похожие:

Важное место в системе накопления ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных контактов с...

Важное место в системе накопления ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка iconПояснительная записка Дошкольный возраст самоценный этап в развитии...
«Формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников посредством ознакомления их...

Важное место в системе накопления ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка iconПроект «Экологический десант» Проект разработала: Соколова Дарья Сергеевна, ученица 11 класса
Соколова Дарья и вся наша команда, не раз приходили к мысли, что нам нужна какая-то свежая волна, идея или какие-то сильные мотивы...

Важное место в системе накопления ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка iconВажным аспектом в системе экологического образования в детском саду...
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только...

Важное место в системе накопления ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка icon«Растения наши верные друзья»
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с...

Важное место в системе накопления ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка icon«Растения наши верные друзья»
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с...

Важное место в системе накопления ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка iconОбобщение опыта работы. Тема: «Место современных педагогических технологий...
История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании

Важное место в системе накопления ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка iconПедагогический проект «путешествие в мир насекомых» (краткосрочный)...
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с...

Важное место в системе накопления ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка iconРеферативная часть
Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и...

Важное место в системе накопления ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка iconМир, окружающий ребенка это прежде всего мир природы, с безграничным...
В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную