Вопросы для анализа рассказа Б. Екимова «Охота на хозяина» Каким вы видите в начале рассказа десятилетнего мальчика?


eco.na5bal.ru > Экология > Рассказ
Методический комментарий

Предполагаемый урок в 10 классе является продолжением работы над заданием 25 в рамках подготовки к ЕГЭ.

За месяц до проведения урока учащиеся получают опережающие задания:

-перечитать тексты художественных произведений по теме «защита окружающей среды», изученных в 9-10 классах;

-распределиться на творческие группы, подготовив

А. выступление и презентацию по теме «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма – это наши легкие» с опорой на вопросы для домашнего задания.

Б. выступление по итогам самостоятельного аналитического прочтения рассказов Б. Екимова «Охота на хозяина» и Н. Терехова «Живые каски».

В качестве ключевого направления для исследования в творческих группах и для выступления на уроке предлагаются следующие вопросы.

Вопросы для анализа рассказа Б. Екимова «Охота на хозяина»

— Каким вы видите в начале рассказа десятилетнего мальчика?

— Как раскрывается внутренний мир мальчика на природе? Что для него является главным во время рыбалки?
— Какие фольклорные образы вводит писатель перед драматической ситуацией на реке? Какова их роль?
Художественное чтение эпизода встречи мальчика и деда с Савушкой.

— Какие художественные средства чаще всего использует автор при описании картин природы? Почему?
— Почему автор наделяет мудростью ребенка, а не его деда?

— Когда, кем было брошено в его душу зерно мудрости?

— В чем смысл противоборства человека и рыбы? Как выглядит человек в этой схватке?
— Перечитайте описание сна мальчика в конце рассказа. Какой смысл, по-вашему, видит в нем автор?

(Художественное чтение учащимися заключительных абзацев)

— Каким человеком представляется вам автор, написавший этот рассказ?

Вопросы для анализа рассказа Н. Терехова «Живые каски»

Вопросы по теме «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма – это наши легкие»:

— Какие основные экологические проблемы существуют в Волго-Ахтубинской пойме?

— Кто причиняет вред пойме?

— Какие пути выхода Вы предлагаете?

Планируемые результаты:

Предметные: понимание темы «защиты окружающей среды», выявление нравственных ценностей, понимание авторской позиции, формулирование собственного мнения по данной теме.

Метапредметные: умение понимать проблему урока, находить пути и способы ее решения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы по ключевым вопросам урока; умение самостоятельно работать с различными источниками информации, при этом анализировать ее, применяя приемы сопоставления и сравнения. Умение работать в творческих группах в формате поисково-исследовательской деятельности.

Личностные:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе;

  • формирование экологического сознания;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).

Виды учебной деятельности.

Репродуктивная:

Продуктивная творческая:

Поисковая:

Исследовательская:

Урок развития речи в 10 классе

(в рамках подготовки к ЕГЭ задание 25)

Вступительное слово учителя: Сегодня у нас с Вами урок развития речи, посвященный подготовке к ЕГЭ задание 25. Мы попробуем пройти основные этапы, чтобы подготовиться к написанию сочинения-рассуждения.

План, по которому мы сегодня будем работать, и по этому плану должно строиться ваше сочинение-рассуждение.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

1.  Выявления темы текста

2.  Формулировка проблемы, комментарии к тексту

3.  Выявление позиции автора, аргументация его точки зрения (не менее трех аргументов)

4.  Собственное мнение по данной проблеме (теме)

5.  Выводы

Начнём с разминки. Ответьте на вопросы:

  • Что такое сочинение-рассуждение? (Это тип текста, в котором выдвигается и доказывается тезис)

  • Из каких частей всегда состоит сочинение-рассуждение? (Тезис, доказательства, иллюстрации и вывод)

  • Что такое тезис? (Это положение, мысль, которую требуется доказать)

  • Сколько доказательств должно быть в рассуждении? (два и более)

Не путайте доказательства с иллюстрациями. Доказательства – это ответ на вопрос, почему. Например, ваш тезис «Надо читать книги». Доказательства отвечают на вопрос «зачем?»

Так зачем же надо читать книги? (Чтобы быть образованным, эрудированным, много знать; чтобы речь была развита; читая книги, мы становимся более грамотными, так как зрительно запоминаем, как пишутся слова)

  • Откуда у вас могут быть доказательства, что является источником их? (личный опыт, материалы СМИ, из художественной литературы, из истории)

Учитель: Итак, представьте, что вы на экзамене, и перед вами лежит текст. Прочтите его внимательно. Перед вами текст из сборника В. П. Астафьева «Затеси» «Вкус талого снега». По нему-то мы и будем готовиться писать сочинение-рассуждение.

Первый этап – внимательно прочитайте текст. Читает учитель.

ВКУС ТАЛОГО СНЕГА

(1)Лет уже тому... много лет, кажется, век назад, сидел я на склоне Урала, на старых вырубках с ружьем среди пеньев и кореньев, слушал и не мог наслушаться весеннего разгульного хора птиц, от которого качалось небо. (2)3емля и все на ней замерли, не шевелились, веточкой единой не качали, дивясь тому чуду, тому празднику, которому сама же она и была творцом.

(З)Утро пролетело, туманы осели, солнце поднялось высоко, но птицы всё не унимались, и меж пеньев, кореньев и кустов всё шипели, всё уркали и воинственно подпрыгивали распетушившиеся косачи.

(4)Поднявшись из засидки, я тут же подрубленно осел - занемели ноги. (5)Много я часов просидел, от темнозори до солнца, и не заметил времени. (6)И только сделал я шаг, из-под ног моих, затрещав крыльями, черной бомбой катнулся косач, ткнулся в одинокую березу и вытаращился на меня.

(7)Я выстрелил. (8)Косач, ударяясь о ветви, клубя перо, покатился вниз, захлопался под березой, и только протянул я руку, чтобы взять птицу, как услышал над головой мелкую сыпь и щелчки дождя. (9)Я поднял голову — небо было чисто, солнечно, однако в лицо мне, сгущаясь, падали и падали капли. (10)Облизнувшись, я почувствовал вкус талого снега, слабенькую, нежную сладь на губах и понял — это сок, березовый сок.

(11)Падая вниз, косач выбил из пазухи березы, оторвал от ствола ветку, да и дробью пробило белую кору, и дерево тут же заплакало, зачастило слезами, будто нутром и кожей предчувствовало, что следующей весной с самолетом обсыплют порошком эти бесконечные вырубки, эту землю, на которой природе почти удалось залечить раны и нарожать зверюшек, птиц и разной живности.

(12)Сам охотник будет идти в полуубитых молодых зарослях по щиколотки в пере и плакать, слыша, как хрустят под сапогами хрупкие косточки, и со смятением в сердце думать о будущем. (13)Брызнет ли березовый сок в лицо детишкам нашим и внукам? (14) Почувствуют ли они пенную сладость талого чистого снега на губах? (15)Услышат ли пенье птиц, да такое, что от него даже качается небо и забывается хмельная земля, ошалелая от вешнего удальства и разгула?..

(По В. Астафьеву)

Сейчас мы работаем с черновиком. То же самое вы будете делать и во время экзамена. Открываем тетради, делаем записи.

Учитель: Как можно сформулировать тему текста?

Ответы учащихся. (Тема: охраны окружающей среды) Записываем в тетрадь.

  • Теперь – надо сформулировать проблему.

  • Что такое проблема? (Это вопрос, который решает автор)

  • Какие вы знаете типы проблем? (Идеологическая, Общественная, Политическая, Социальная, Философская, Нравственная, Морально-этическая, Экологическая, Психологическая)

  • В данном тексте, какой тип проблемы? (экологическая проблема).

Проблем может быть несколько. Исходя из типа проблемы, опираясь на текст, попробуйте сами сформулировать круг проблем. Кто больше найдёт и точнее сформулирует? Вам даётся 3 минуты. Запишите проблемы в тетрадь.

Ответы учащихся.

Итак, первая проблема – охраны природы;

Вторая проблема – ответственности человека перед будущими поколениями. Пока мы пропустили один пункт – это комментарий проблемы. Пока вы не выполните следующие этапы работы – вы не совсем точно сможете прокомментировать проблему.

Следующий этап – формулировка позиции автора по поставленной проблеме, то есть, как он отвечает на поставленный вопрос. Ответ может содержаться в самом тексте, вы его можете процитировать, а можете сформулировать самостоятельно. Причём по каждой проблеме в тексте есть позиция автора. Соотнесите их: вот проблема-вопрос, а вот позиция автора, то есть ответ на этот вопрос.

Учитель: Какова в этом тексте позиция автора? Формулируем, подкрепляем цитатами из текста.

Ответы учащихся (предложения 2, 11, 12-15).

Выводы записываем в тетрадь: 1) то, что создано природой – величайшее чудо;

2) нельзя по-варварски относиться к природе;

3) мы в ответе перед будущими поколениями за сохранение всего живого на земле.

Из всех проблем надо выбрать одну, на которой вы и сосредоточите своё внимание. Запомните: писать надо только по одной проблеме! И позиция автора должна быть только по этой проблеме, а не по другой.

Сейчас каждая группа выберет одну из проблем. Как надо выбирать? Конечно, надо выбирать ту проблему, которая больше «зацепила». Во-вторых, надо выбирать ту проблему, по которой вы можете подобрать 2 аргумента. Итак, минута на раздумье! (Каждая группа выбирает проблему)

Разделить класс на две группы. В одной – проблема охраны природы.

В другой – проблема ответственности человека перед будущими поколениями.

Учитель: Как вы относитесь к мнению автора?

Ответы учащихся.

Учитель: Какие аргументы приведете в доказательство своей позиции?

Две творческие группы занимались подбором аргументов.

1-ая группа подготовила презентацию, опираясь на жизненный опыт, на тему: «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» – наши легкие».

2-ая группа основывалась на литературном материале. Они проанализировали рассказ Бориса Екимова «Охота на хозяина», Терехов «Живые каски».

Теперь после того, как вы поработали с текстом и осмыслили, о чем этот текст. Вы можете сделать для себя сделать выводы и вернуться к комментированию проблемы. Комментарий к проблеме. Когда он пишется? (После формулировки проблемы). То есть во втором абзаце, до позиции автора, до аргументов.

Что же такое комментарий? Это пояснения, разъяснения, как бы расшифровка. Здесь вы должны сказать, насколько эта проблема актуальна, современна, определить каков тип проблемы. Также здесь надо чуть-чуть проанализировать текст, то есть проследить, как развивается мысль автора, с чего он начинает, какие примеры приводит, к какому выводу приходит. Вывод – это и есть позиция автора. Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это — самое сложное. Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

  • Так, какова степень актуальности текста?

  • Мы определили, к какой категории относится эта проблема.

  • Как автор текста подходит к решению этой проблемы?

  • Мы проследили, насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее.

  • Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию). И здесь вам поможет задание В8.

  • Какова точка видения писателя, если это художественный текст (автор рисует происходящее с позиции всеведения, показывает глазами рассказчика, говорит от имени героя прямо или неявно (несобственно-прямая речь)?

  • Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя? 

Таким образом, мы теперь можем вернуться к нашему плану к комментарию проблемы.

Сейчас каждый из вас попробует написать комментарий к проблеме. Буквально несколько предложений 3-5. Затем вы прочтёте все в своей команде и представите на наш суд лучшую работу. Вам даётся 7 минут. (Учащиеся пишут комментарии, затем выступают представители команд)

Итак, мы прошли основными этапами написания черновика сочинения: сформулировали проблемы, позиции автора по поставленным проблемам, подобрали аргументы, прокомментировали проблему. Вам надо только собрать это всё воедино и написать своё сочинение. Это будет ваше домашнее задание.

Домашнее задание. Написать сочинение рассуждение по данному тексту, используя материалы урока и опираясь на клише.

Рефлексия: Закончи предложение (на заранее заготовленных листах).

«Я без проблем справлюсь (не справлюсь)_________, потому что_______»

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Вопросы для анализа рассказа Б. Екимова «Охота на хозяина» Каким вы видите в начале рассказа десятилетнего мальчика? iconРассказа Е. И. Носова «Кукла». Цель урока
В этом рассказе? Проблемы добра и зла

Вопросы для анализа рассказа Б. Екимова «Охота на хозяина» Каким вы видите в начале рассказа десятилетнего мальчика? iconКалендарно-тематическое планирование по «окружающему миру» 2 класс
Стимулировать интерес, воображение к процессу составления рассказа о своей стране

Вопросы для анализа рассказа Б. Екимова «Охота на хозяина» Каким вы видите в начале рассказа десятилетнего мальчика? iconБорис Евсеевич Черток Книга Ракеты и люди. Фили Подлипки Тюратам
Первая книга моих воспоминаний началась с событий 1945 года, с рассказа о командировке советских специалистов в Германию для изучения...

Вопросы для анализа рассказа Б. Екимова «Охота на хозяина» Каким вы видите в начале рассказа десятилетнего мальчика? iconПрактическая работа 5\ Энергосбережение
Создайте фотоальбом «Энергосбережение» для рассказа на классном часе об использовании энергосберегающих технологий в быту. Файлы...

Вопросы для анализа рассказа Б. Екимова «Охота на хозяина» Каким вы видите в начале рассказа десятилетнего мальчика? icon2. Требования к курсовой работе 47
Методические указания предназначены для формирования у студентов практических навыков анализа рынка, анализа внутренней среды предприятия,...

Вопросы для анализа рассказа Б. Екимова «Охота на хозяина» Каким вы видите в начале рассказа десятилетнего мальчика? icon2. Требования к курсовой работе 47
Методические указания предназначены для формирования у студентов практических навыков анализа рынка, анализа внутренней среды предприятия,...

Вопросы для анализа рассказа Б. Екимова «Охота на хозяина» Каким вы видите в начале рассказа десятилетнего мальчика? iconМетодика оценки уровня развития художественно-эстетической среды...
Автор на примере четырех предполагаемых дошкольных организаций показывает, каким образом работает методика и каким образом применяются...

Вопросы для анализа рассказа Б. Екимова «Охота на хозяина» Каким вы видите в начале рассказа десятилетнего мальчика? iconКонспект занятия тема занятия: Грибная охота
Научить детей классифицировать грибы на съедобные и несъедобные, познакомить с правилами их сбора

Вопросы для анализа рассказа Б. Екимова «Охота на хозяина» Каким вы видите в начале рассказа десятилетнего мальчика? iconПроблемный анализ образовательного процесса школы Цель анализа
Цель анализа: на основе реального состояния образовательного процесса обозначить концептуальные подходы и задачи образовательной...

Вопросы для анализа рассказа Б. Екимова «Охота на хозяина» Каким вы видите в начале рассказа десятилетнего мальчика? iconПояснительная записка Учебный план среднего общего образования мбоу...
Приоритетными учебными предметами по результатам анализа упомянутых материалов являются русский язык, алгебра и начала анализа, история,...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную