Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Экономика»


страница1/8
eco.na5bal.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Норильский государственный индустриальный институт»

Политехнический колледж

Методические указания

к самостоятельной работе студентов

по дисциплине «Экономика»
Для специальности:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


2016

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Экономика» для специальности:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Организация-разработчик: Политехнический колледж ФГБОУ ВО «Норильский государственный индустриальный институт»

Разработчик: А.Д. Чабаева, преподаватель


Содержание

1Введение………………………………………………………………………….3

2 Виды самостоятельной работы студентов…………………………….............5

3Тематический план ………………………….…………………………………..7

4 Темы заданий для самостоятельного изучения ……….…… ……………....10

5 Тесты для самопроверки………………………………………………………58

6 Рекомендации по выполнению самостоятельной работы…………………..63

7 Список литературы…………………………………………………………… 70

8 Приложение А………………………………………………………………….71

9 Приложение Б………………………………………………………………….72

Введение
Предлагаемое пособие содержит методические рекомендации и задания самостоятельных занятий по дисциплине «Экономика».

В нём излагаются возможные варианты занятий, целью которых является получение студентами начальных представлений о принципах функционирования рыночной экономики и усвоений базовых концепций экономической теории.

Темы занятий затрагивают базовые экономические понятия, без усвоения которых невозможно более глубокое изучение экономической науки. В частности, на понимании концепции ограниченности ресурсов базируется вся система современных представлений о предмете и целях экономической науки; уяснение механизма воздействия спроса и предложения абсолютно необходимо для выработки ясной картины функционирования рынка.

Рассмотрение понятия «экономическая система», обсуждение экономических целей, которые общество ставит перед собой, и методов, которыми каждая система достигает поставленных целей, необходимо для формирования целостного представления студентами об экономике, выработке ясной картины окружающего мира.

Изучение тем происходит не только на лекциях. Необходима систематическая самостоятельная работа студентов, связанная с выявлением новой опубликованной практики в экономике, нового законодательства, чтением экономических периодических изданий.

Прежде чем приступить к решению задач и выполнению заданий, следует тщательно изучить опорный конспект лекций по указанной теме, ознакомиться с методическими рекомендациями, проконсультироваться с преподавателем, внимательно изучить рекомендуемый материал.


1 Виды самостоятельной работы, предусмотренные

в рабочей программе дисциплины «Экономика»:

- изучение дополнительной литературы;

- подготовка докладов, сообщений;

- написание рефератов;

- работа со словарями и справочниками;

- работа с конспектом лекции;

- составление опорных схем;

- наблюдения;

- решение ситуационных задач;

- ознакомление с нормативными документами;

- подготовка презентаций;

- составление плана ответа на специально подготовленные вопросы.



2 Планирование самостоятельной работы в рабочей программе по дисциплине «Экономика».

Наименование разделов и тем

Содержание самостоятельной работы обучающегося

Объем часов

1

2

3

Раздел 1

Экономика и экономическая наука.








Тема 1.1

Потребности. Свободные и экономические блага. Важнейшие экономические ресурсы.


Самостоятельная работа:

Тематика домашних заданий по написанию реферативных сообщений: «Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли». «Экономические потребности общества», « Экономические ресурсы». Составление схемы.



3

Тема 1.2

Факторы производства и факторные доходы.

Самостоятельная работа:

Тематика домашних заданий по написанию докладов

Подготовка доклада по теме 1.2

Характеристика форм оплаты труда, видов заработной платы.

3

Тема 1.3

Выбор и альтернативная стоимость.

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспектов лекций, учебной литературы

2

Тема 1.4

Типы экономических систем.

Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий

Презентации различных моделей экономики.

Определить основные черты современной рыночной экономики.

Определить виды прав на имущество. Гражданский кодекс.

Подготовиться к тестированию.


3

Раздел 2

Деньги и банки.







Тема 2.1

Понятие денег и их роль в экономике.

Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий

Возникновение и эволюция денег. Конституция РФ.

Подготовка презентаций.

Подготовиться к тестированию по теме 2.1.


3

Тема 2.2

Банковская система. Финансовые институты.

Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий по написанию докладов

Центральный банк и его роль. Конституция РФ.

Проработать конспект лекций, учебной литературы.

Подготовиться к тестированию по теме 2.2.


2

Тема 2.3

Инфляция и ее социальные последствия.


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий

Социально-экономические последствия инфляции

Государственная система антиинфляционных мер.

Определение понятий дефляции и инфляции.

Подготовиться к тестированию.


3

Раздел 3

Семейный бюджет.







Тема 3.1

Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения на селения. Страхование.


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий по написанию реферативных сообщений

«Бюджет моей семьи». «Планирование бюджета».

Проработать конспект лекций, учебной и специальной литературы.

Экономика семьи. Гражданский кодекс.

3

Раздел 4

Рыночная экономика.







Тема 4.1

Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры.


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий по написанию докладов:

Электронные рынки как феномен мировой экономики.

Проблемы вступления России в ВТО.

Проработать конспект лекций, учебной литературы.

Презентации по теме 4.1

Классификация рынков.

Подготовиться к тестированию.


3

Тема 4.2

Экономика фирмы: цели, организационные формы.

Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий по написанию докладов:

Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ.

«Дерево целей» предприятия (составление бизнес-плана); классификация видов предпринимательства.

Проработать конспект лекций, учебной литературы.

3

Тема 4.3

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий по составлению таблиц

Характеристика понятий «Инфраструктура предприятия.»(графа 1).

Анализ основного капитала (графа 2).

Презентации по темам.


2

Тема 4.5

Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок

Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий

Расчет показателей по теме 4.4.

Сбор информации по интернет – ресурсу и экономическим словарям; подготовка к занятию по учебной литературе.

Составить словарь терминов по теме 4.5.

Подготовиться к тестированию.

3

Раздел 5

Труд и заработная плата.







Тема 5.1

Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование

труда


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий

Характеристика современных систем и форм оплаты труда.

Формирование заработной платы на рынке труда.

Социальные проблемы рынка труда.

Презентации по теме.


3

Тема 5.2

Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы.


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий по написанию докладов

Проработать конспект лекций, учебной литературы.

Экономические проблемы безработицы.

Профсоюзы на рынке труда.

Презентации по теме.


2

Раздел 6

Государство и экономика.







Тема 6.1

Роль государства в экономике. Общественные блага.

Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий по написанию доклада:

Финансовый кризис 1998 года в России.

Проработать конспект лекций; материалы учебной литературы.

Государственная система регулирования - характеристика. Составить словарь терминов.

3

Тема 6.2

Налоги. Система и функции налоговых органов.

Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий по написанию доклада:

Офшорный бизнес и его роль в экономике России.

Изучение схем, сравнительный анализ, работа с документами. Подготовка сообщений. Презентации по теме. Подготовка к тестированию.

3

Тема 6.3

Государственный бюджет. Государственный долг


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий

Поиск информации в интернет – ресурсах. Работа с источниками информации, работа с нормативными документами, сравнительный анализ. Подготовка презентации и сообщений по теме.

3

Тема 6.5

Основы денежной политики государства

Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий по написанию реферативных сообщений

Внутренние и внешние источники финансирования.

Характеристика политики «дорогих» и «дешевых» денег. Характеристика современных кредитных регулирований финансовых ресурсов. Сравнительный анализ.

2

Раздел 7

Международная экономика.







Тема 7.1

Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика домашних заданий по написанию докладов

Европейская валютная система.

Расширение и углубление европейской интеграции.

Россия на рынке технологий. Мировые товарные рынки.

Работа с источниками информации, проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.


2

Всего:

51



Темы заданий для самостоятельного изучения
Тема 1.1 Потребности. Свободные и экономические блага. Важнейшие экономические ресурсы.

Цели: закрепить знания, основные понятия экономики, термины.

Студент должен

иметь представление:

-об основных понятиях экономики;

- закономерности функционирования современной экономики;

- основные категории и инструменты, экономическую сущность дисциплины

Краткие теоретические сведения

Предмет экономической науки. Экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, обмена, потребления, распределения жизненных благ, составляют предмет экономической науки.

Экономика имеет важное практическое значение для любого бизнеса. Понимание общего характера функционирования экономической системы помогает руководителям предприятий и менеджерам лучше определять свою хозяйственную политику, принимать разумные производственно-хозяйственные решения.

Экономика — дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает: что, как и для кого производить.

Человеческие потребности практически не ограничены, тогда как в любом обществе имеется ограниченное количество ресурсов, которое может быть использовано для производства товаров и услуг. Именно в силу ограниченности ресурсов они предоставляются использующим их предпринимателям за плату, которая принимает форму процентного дохода, ренты.

Современной экономикой принято называть национальное хозяйство. Оно состоит из различных отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и др.), куда входит множество соответствующих предприятий. Все они создают блага и услуги, необходимые для жизнедеятельности людей и поддержания обороноспособности страны. Экономика постоянно производит два основных рода богатства: предметы потребления и средства производства.


Задание 1

1 Прочитайте, законспектируйте и подготовьте ответы по следующим темам: «Предмет экономической науки». «Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов». «Виды ресурсов». «Проблемы выбора».

Задание 2

Выполните тестовое задание на соответствие. Совместите основные термины экономики с ниже перечисленными понятиями.

Например: А – 5, Б – 7 и т.д.

Основные термины экономики

А экономические проблемы.

Б производственные ресурсы.

В труд.

Г капитал.

Д земля.

Е предпринимательский талант.

Ж потребительские товары.

З средства производства.

Понятия

1 Естественные ресурсы (пахотные земли, полезные ископаемые, водные ресурсы).

2 Оборудование, орудия труда, машины, сырьё, с помощью которых производят товары и услуги.

3 Способность человека рационально использовать производственные ресурсы, принимать рациональные решения, активно участвовать в инновационных процессах, уметь рисковать и выигрывать.

4 Товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности людей.

5 Физические и умственные способности человека, затрачивающиеся при производстве товаров и услуг.

6 Созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и косвенно удовлетворяют потребности людей.

7 Что производить, как и для кого?

Критерии оценок:

    1. – «5»

2-3 – «4»

4-5 – «3»

больше 5-ти неправильных ответов – «2».

Задание 3

Найдите определение понятия «экономика» в различных учебных пособиях, прокомментировать и обосновать их.

Задание 4

Обобщите информацию: что является предметом и методом экономической науки.

Задание 5

Обратите внимание на основную проблему экономической теории: ее прошлое и настоящее;

Задание 6

Установите какие вопросы являются главными вопросами экономики?

1) что производить?

2) для кого производить?

3) как производить?

4) 1и 2

5) 1,2 и 3

Задание 7

Тематика домашних заданий по написанию реферативных сообщений: «Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли». «Экономические потребности общества», « Экономические ресурсы».

Контрольные вопросы

1 Почему потребности людей и экономические интересы составляют основу экономики?

2 Что является предметом и методом экономической науки?

3 В чем заключается экономическое содержание общественного богатства?

4 Почему факторы производства участвуют в создании жизненных благ, используемых обществом для удовлетворения своих потребностей?

5 Какова роль наемного труда в рыночной экономике?

6 Изложите современные концепции экономических систем?


  1   2   3   4   5   6   7   8

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Экономика» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы Для студентов экономических специальностей
Методические указания предназначены для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» дневной и заочной...

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Экономика» iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Экономика организации»
Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине «Экономика организации», являющейся общепрофессиональной...

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Экономика» iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Экономика организации»
Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине «Экономика организации», являющейся общепрофессиональной...

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Экономика» iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «редактирование»
Задания и методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Редактирование» для студентов заочной формы обучения...

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Экономика» iconМетодические указания по написанию курсовой работы для студентов...
Методические указания по написанию курсовой работы утверждены научно-методическим советом университета

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Экономика» iconМетодические указания по проведению самостоятельной внеаудиторной...
Название работы: Методические указания по проведению самостоятельной внеаудиторной работы по физике для студентов 1 курса

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Экономика» iconМетодические указания (сборник текстов по техническому переводу)...
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения направления подготовки 051000. 62 Профессиональное обучение...

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Экономика» iconВодный менеджмент Методические указания к курсовому проекту для студентов...
Методические указания предназначены для студентов заочного и дневного обучения

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Экономика» iconВодный менеджмент Методические указания к курсовому проекту для студентов...
Методические указания предназначены для студентов заочного и дневного обучения

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Экономика» iconМетодические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную