Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине р «естествознание»


eco.na5bal.ru > География > Методические рекомендации
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине

Б3.Р «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»

профиль 050108 «Начальное образование»

Квалификация выпускника - бакалавр педагогики

ЧАСТЬ 1

ОЗО

ZВП Нач 1-1

Составитель: доцент Т.И. Жилина


Армавир, 2013

Литература
Основная

  1. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учеб.пособие для студ.пед.вузов. – Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 456 с.

  2. Неклюдова Н.П. Общее землеведение.- Просв., 2006.

  3. Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению. - М., Выс. шк., 1999.

  4. Кожевникова В.Н., Жилина Т.И. Самостоятельная работа по естествознанию: Учебно-методическое пособие для студентов ОЗО по профилю бакалавриата 050108 «начальное образование»

  5. Жилина Т.И. Опыты по природоведению в начальной школе. Учебно-методическое пособие. Армавир, 2002.


Дополнительная

  1. Берлянт А.М. Картография: Учебник для вузов. М., 2001.

  2. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

  3. Галант Т.Г., Гурвич Е.М. Практические занятия по землеведению и краеведению. М., 1988.

  4. Геоморфология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /С.В. Болтрамович, А.И.Жиров, А.Н.Ласточкин и др.; – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  5. Голубчик М.М. География. М., 2003.

  6. Карлович И.А. Геология. М., 2003.

  7. Никонова М.А., Данилов П.А. Практикум по землеведению и краеведению. М., 2001.

  8. Савцова Т.М. Общее землеведение. М., 2003.

  9. Селиверстов Ю.П., Бобков А.А. Землеведение. М., 2004.

  10. Симонов Ю.Г. Геоморфология. СПб., 2005.

  11. Миронов В.И. Фенологические наблюдения и календарь природы в школе: Учебно-метод. пособие. - Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2002. - 96 с.


Интернет-ресурсы:

Российский образовательный портал: www.edu.ru

http://www.philosophy.ru/edu/ref/kse/arucev/index.html

С.В.Сипаров Концепции современного естествознания: курс лекций

http://www.philosophy.ru/edu/ref/kse/siparov/index.html

Астрономия, солнечная система.

http://astro.physfac.bspu.secna.ru/SolarSys/

Лекции по астрономии.

http://crydee.sai.msu.ru/ak4/Table_of_Content.htm

История Земли.http://dino.claw.ru/

Модели Земного шара, спутниковые снимки поверхности Земли с высоким разрешением http://www.Google.ru (Earth)
ЗАДАНИЯ К ЛЕТНЕЙ СЕССИИ

Выполнить задания по темам дисциплины в отдельной тетради

Тема 1. Земля и Вселенная

Показать схематично и сделать описание: системы Вселенной; строение Солнечной системы; отобразить размеры частей геоида (земного шара).

Тема 2. Земля - планета Солнечной системы

  1. Изобразить на рисунке годовое движение Земли. Показать на рисунке пояса солнечного освещения. Объяснить смену времен года.

  1. Рассмотрите рисунки.

c:\documents and settings\tanya\рабочий стол\для естествознание нежприрода\карта контурная0009.jpg


Есть ли суточная динамика освещенности на этих планетах?

Есть ли смена времен года?

Какая из планет похожа на Землю?

Тема 3. Строение литосферы

  1. Формы земной поверхности, их особенности

Формы рельефа

Абсолютная высота

Особенности форм рельефа

  1. Низменности

  2. Возвышенности

  3. Плоскогорья

  4. Горы низкие

  5. Горы средневысотные

  6. Горы высокие

0-200 м. над уровнем моря.


Плоская и холмистая равнина




  1. Типы горных пород по происхождению. Их особенности

Типы горных пород

Характерные особенности

  1. Магматические




  1. Осадочные

  2. Метаморфические

Эффузивные (излившиеся) - Пемза, туф и др.

Интрузивные - гранит, сиенит и др. описать как магматические




  1. Факторы рельефообразования и формы рельефа

Факторы рельефообразования

Формы рельефа

1.Внутренние процессы (эндогенные)

  1. вулканизм

  2. землетрясения

  3. гейзеры

  4. медленные колебания суши

2.Внешние процессы (экзогенные)

  1. морозное выветривание

  2. движения горных ледников

  3. деятельность рек

  4. деятельность подземных вод

  5. волноприбойная деятельность

  6. деятельность ветра


Горы, вулканические плато

Пенеплен, поля курумов


Тема 4. Атмосфера

  1. Изобразить вертикальное строение атмосферы. Описать сферы атмосферы.

  2. Описать методы определения влажности, температуры, давления в разных частях Земли.

  3. Описать типы ветров, места их развития.

  4. Описать типы облаков.

  5. Заполнить таблицу «Климатические пояса Земли»

Климатические пояса




Темп.

лета

Темп. зимы

Кол-во

осадков

Главные ветры пояса




  1. Экваториальный




  1. Субэкваториальный

  2. Тропический

  3. Субтропический

  4. Умеренный

  5. Арктический

0-50 с. и

ю. ш.

+26

+26

около 1500

С. и Ю. , вертикального подъема




  1. Рассмотрите и прокомментируйте таблицу.

c:\documents and settings\tanya\рабочий стол\для естествознание нежприрода\карта контурная0018.jpg

  1. Познакомиться с основными понятиями по теме «Фенология» (Приложение 1)

  2. Познакомиться со статьей В.Н.Кожевниковой «Учителю об особенности времен года на Кубани»

  3. Выполнить простейшие опыты с воздухом (приложение 3. см список литературы №10)

Тема 5. Гидросфера

Таблица. Подземные воды

Типы подземных вод

Характерные особенности

  1. Межпластовые




  1. Ювенильные

  2. Капиллярные

  3. И др.

-располагаются на различных глубинах между двумя водонепроницаемыми горизонтами



Таблица. Озерные котловины

Типы озерных котловин

Особенности образования

  1. Вулканические

  2. Старицы




  1. Осадочные

  2. И др.

-образуются в котлованах - кратерах потухших вулканов

-образуются в долинах равнинных рек, когда в половодье часть русла отсекается наносами

  1. Приливы и отливы.c:\documents and settings\tanya\рабочий стол\для естествознание нежприрода\карта контурная0010.jpg


Рассмотрите рисунок и прокомментируйте его.


  1. Выполнить простейшие опыты с водой (приложение 3. См. список литературы №10)

Тема 6. Биосфера. Дать характеристику основным природным зонам мира: Зона арктических пустынь; Тундра; Лесная зона; Степь; Полупустыни; Субтропики; Тропические пустыни; Саванна; Влажные экваториальные леса

по плану:

  1. Географическое положение

  2. Главные формы рельефа, горные породы

  3. Месторождения главных полезных ископаемых

  4. Климатические особенности

  5. Воды,

  6. Почвы,

  7. Растительность (примерно по 5 разновидностей трав, кустарников, деревьев), Животный мир (примерно по 5 разновидностей)

  8. Деятельность человека

  9. Возможные экологические проблемы

по образцу (Зона арктических пустынь):

  1. Географическое положение

Акватория Сев. Ледовит. Океана с островами и участками побережья Евразии и Сев. Америки

  1. Главные формы рельефа, горные породы

Скалистые горы и низменные пространства, покрытые ледниками и снежниками. Преобладающие горные породы кристаллические.

  1. Месторождения главных полезных ископаемых

Уголь на островах Шпицберген, крупные бассейны нефти и газа на шельфе, проявление свинца, никеля, железных руд на побережье.

  1. Климатические особенности

Температура: летом +2 -2 (средняя), +10 градусов (максимальная); зимой -40 (средняя), до -55 град. (минимальная). Общее количество осадков от 200 до 300 мм. Ветры, преимущественно, северные. Летом до широты около 65 - 70 град., порой внедряются более теплые ветры умеренных широт. Северней 66 град. 33 мин. северной широты отмечается длинные полярный день и полярная ночь, севернее 30 град. северной широты часто наблюдаются северные сияния.

  1. Воды. Океанические воды с торосящимися льдами, устья рек Лена, Енисей, Обь, Маккензи и др.

  2. Почвы. На островах почв нет, в некоторых прибреж-ных областях глеевые и торфяно-болотные

  3. Растительность (примерно по 5 разновидностей трав, кустарников, деревьев), Животный мир (примерно по 5 разновидностей)

Бедность видового состава, преобладают мхи и лишайники. Из трав полярный мак, снежный лютик, камнеломки, некоторые злаки, микроскопические водоросли красного цвета, в водах океана недавно обнаружены водоросли длиною до 200 м.

Млекопитающие - белые медведи, песцы, лемминги, мускусный бык, волк. На скалах летом - птичьи базары (кайры, чистики, малая гагарка и др.).

  1. Деятельность человека

Рыбный промысел, охота на нерпу, медведя и др. Добыча нефти, газа, науч. исследования.

  1. Возможные экологические проблемы

Загрязнение вод океана и побережья орудиями лова, изношенным оборудованием по добыче пол. ископаемых, разливы нефти в акваториях Баренцева, Норвежского, Гренландского морей, вынос загрязнителей реками
Тема 7. Основы картографии.

  1. Градусная сеть карт. Понятие о картах и картографических проекциях.

Измерение расстояний на местности (методом глазомерной съемки).

  1. Масштаб. Как составить план местности? Измерение расстояний с помощью масштаба. Ориентирование по карте.

  2. Ориентирование на местности (по компасу и местным признакам). Азимут. Ориентирование по азимуту. Ориентирование по Полярной звезде, по солнцу, луне, созвездиям.

  3. Выполните задание, приведенное ниже.

c:\documents and settings\tanya\рабочий стол\для естествознание нежприрода\карта контурная0014.jpg

Выполните ОДИН вариант контрольной самостоятельной работы:
Вариант 1

  1. Почему солнечные и лунные затмения повторяются не каждый месяц, а значительно реже?

  2. По каким критериям отбираются картографические проекции при создании карт различного назначения?

  3. Как различия подстилающей поверхности влияют на ее нагревание солнечными лучами?

  4. Дайте геологическую характеристику раннего кембрия.

  5. Дайте полную характеристику субарктического и субантарктического географических поясов.


Вариант 2

  1. Поясните доказательства и следствия вращения Земли вокруг своей оси.

  2. Объясните механизм движения литосферных плит.

  3. Какова роль для географической оболочки основных газов, составляющих атмосферу Земли?

  4. Дайте геологическую характеристику ордовикского периода.

  5. Дайте полную характеристику субтропических географических поясов.


Вариант 3

  1. Проследите, как изменялись представления о форме и размерах Земли.

  2. Почему существует много типов берегов и береговых линий морей и океанов?

  3. Как и почему изменяются характеристики воздушных масс при адиабатическом подъеме? Где в природе происходят эти процессы?

  4. Дайте геологическую характеристику силурийского периода.

  5. Дайте полную характеристику тропических географических поясов.


Вариант 4

  1. Объясните, почему в умеренных широтах происходит смена времен года, а на экваторе – нет.

  2. Покажите генетическую связь между эрозионными бороздами - промоиной – оврагом – балкой – долиной реки.

  3. Опишите круговороты, происходящие в географической оболочке.

  4. Дайте геологическую характеристику девонского периода.

  5. Дайте полную характеристику субэкваториальных географических поясов.


Вариант 5

  1. Можно ли увидеть с Земли Луну со всех сторон? Объясните ответ.

  2. Как свойства горных пород зависят от их происхождения?

  3. Какие виды термометров используются в метеорологии для измерения температуры воздуха? С чем это связано?

  4. Дайте геологическую характеристику каменноугольного периода.

  5. Дайте полную характеристику экваториального географического пояса.


Вариант 6

  1. На каких широтах и почему наблюдаются «белые ночи»?

  2. Объясните влияние вращения Земли на направления ветров?

  3. В чем отличия плана местности и карты. Классификация карт, методы работы с картами.

  4. Дайте геологическую характеристику пермского периода.

  5. Дайте общую характеристику умеренных географических поясов, наиболее подробно остановившись на лесной природной зоне.


Вариант 7

  1. Каково совместное влияние Луны и Солнца на процессы, происходящие в географической оболочке?

  2. Опишите основные элементарные почвообразовательные процессы.

  3. Проследите, как изменялся газовый состав атмосферы Земли с момента ее появления до наших дней. С чем это связано?

  4. Дайте геологическую характеристику юрского периода.

  5. Дайте общую характеристику умеренных географических поясов, наиболее подробно остановившись на лесостепной природной зоне.


Вариант 8

  1. Что изменится в географической оболочке, если угол наклона оси вращения Земли к ее орбите станет равен 45?

  2. Почему действующие вулканы расположены неравномерно по земному шару?

  3. Как изменение содержания углекислого газа в атмосфере может отразиться на географической оболочке?

  4. Дайте геологическую характеристику мелового периода.

  5. Дайте общую характеристику умеренных географических поясов, наиболее подробно остановившись на степной природной зоне.


Вариант 9

  1. Что изменится в географической оболочке, если угол наклона оси вращения Земли к ее орбите станет равен 90?

  2. Почему на Курильских островах часто происходят землетрясения? Укажите другие районы, где они также часты.

  3. Почему в различных природных зонах в почвах содержится разное количество гумуса? Что влияет на содержание гумуса в почвах?

  4. Дайте геологическую характеристику миоценового периода.

  5. Дайте общую характеристику умеренных географических поясов, наиболее подробно остановившись на природных зонах полупустынь и пустынь.


Вариант 10

  1. Почему в один и тот же момент на разных меридианах местное время отличается? Почему часы не всегда показывают местное время?

  2. Какова роль материнских горных пород в почвообразовании?

  3. Виды атмосферных осадков. Объясните их большое разнообразие.

  4. Дайте геологическую характеристику четвертичного периода.

  5. Дайте полную характеристику арктического и антарктического географических поясов.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Место общего землеведения в системной классификации географических наук.

  2. Космические и планетарные факторы формирования географической оболочки.

  3. Внутреннее строение и состав Земли.

  4. Земной магнетизм.

  5. Геохронология. Основные этапы развития географической оболочки.

  6. Вращение Земли вокруг оси и его географические следствия. Глобус.

  7. Вращение Земли вокруг Солнца и его географические следствия.

  8. Карта. План. Масштаб.

  9. Ориентирование.

  10. Движения литосферы. Концепции развития литосферы.

  11. Глазомерная съемка местности.

  12. Материки и океаны.

  13. Вулканизм, землетрясения.

  14. Литосфера. Строение и состав литосферы.

  15. Экзогенные и эндогенные процессы в литосфере.

  16. Рельеф суши. Рельеф дна Мирового океана.

  17. Минералы и горные породы.

  18. Полезные ископаемые.

  19. Экологические проблемы литосферы.

  20. Атмосфера. Строение, состав, происхождение атмосферы.

  21. Тепловые процессы в атмосфере.

  22. Общая циркуляция атмосферы.

  23. Погода и климат. Типы климатов (по Б.П. Алисову).

  24. Свойства воздуха. Ветры.

  25. Воздушные массы и атмосферные фронты.

  26. Экологические проблемы атмосферы.

  27. Гидросфера. Мировой океан.

  28. Свойства воды.

  29. Мировой океан как среда жизни.

  30. Воды суши: реки, озера, подземные воды.

  31. Циркуляция воды в Мировом океане.

  32. Вода в атмосфере. Типы облаков. Осадки.

  33. Экологические проблемы гидросферы.

  34. Биосфера. Основы теории биосферы.

  35. Морфология почвы. Состав и свойства почвы.

  36. Основные этапы развития наземной жизни.

  37. Современные взгляды на происхождение человека.

  38. Понятие о почве. Факторы почвообразования.

  39. Основные типы почв и их географическое распространение.

  40. Ноосферный этап в развитии биосферы.

  41. Функции живого вещества в биосфере.

  42. Экологические проблемы биосферы.

  43. Целостность географической оболочки. Круговорот вещества и превращение энергии в географической оболочке.

  44. Ритмические явления в географической оболочке.

  45. Зональность и азональность в географической оболочке. Закон периодической зональности.

  46. Понятие о географическом ландшафте. Антропогенный ландшафт.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине р «естествознание» iconМетодические рекомендации по организациивнеаудиторной самостоятельной...
Данные методические рекомендации разработаны для обучающихся 1 курса специальностей спо технического профиля с целью организации...

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине р «естествознание» iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Для специальности 15. 02. 07 (220703) Автоматизация технологических процессов и производств

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине р «естествознание» iconМетодические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине р «естествознание» iconМетодические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине р «естествознание» iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине...
Методическое пособие предназначено для студентов и слушателей ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080500 «Менеджмент» профиль...

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине р «естествознание» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине: «Иностранный язык»
Название работы: Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине: «Иностранный язык»(английский) по специальности:...

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине р «естествознание» iconМетодическое пособие и контрольные задания на домашнюю контрольную...
Приведены методические указания по самостоятельному изучению ряда тем и разделов дисциплины «Охрана труда» для студентов специальностей...

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине р «естествознание» iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Экономика»
Организация-разработчик: Политехнический колледж фгбоу во «Норильский государственный индустриальный институт»

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине р «естествознание» iconМетодическое руководство по организации самостоятельной работы студентов...
Министерство образования и науки Российской Федерации новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх»

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине р «естествознание» iconМетодические указания по проведению самостоятельной внеаудиторной...
Название работы: Методические указания по проведению самостоятельной внеаудиторной работы по физике для студентов 1 курса


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную