|
![]() Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы Домогацких Е.М. Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 г. Основная цель курса — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Курс географии помогает осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию. Для достижения цели изучения географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач. Задачи курса: -сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы; -сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов; -сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны; -продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве; Общая характеристика учебного предмета Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6 – 7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе. Всё это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение. Описание места учебного предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы: — ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции: — осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона); — осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства; — осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; — осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; — осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности; — гармонично развитые социальные чувства и качества: — патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей; — любовь к своему Отечеству, местности, своему региону; — гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями; — уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность; — эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. ЗУН в освоении конкретного учебного предмета Учащиеся должны: 1. Знать (понимать): - географические особенности природных регионов России; основные географические объекты; - причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины; - связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны; - факторы размещения основных отраслей хозяйства России; - основные отрасли хозяйства России, географию их размещения; - крупнейшие городские агломерации нашей страны; - причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению; - географию народов населяющих нашу страну; 2. Уметь: - давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа; - приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека; - объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи. Содержание учебного предмета Часть I. Природа России Раздел 1. Общая физическая география России (33 ч) Тема 1. Географическое положение (3 часа) Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные, водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки. Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы. Практические работы. 1 .Определение координат крайних точек территории России. 2 .Решение задач на определение поясного времени. Тема 2. Исследование территории России (3 часа) Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследование Русского географического общества. Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северной морской путь. Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнёв, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С. Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В.Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. Докучаев, Н.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий. Тема 3. Геологическое строение и рельеф (4 часа) Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления. Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение. Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А., Обручев, И.М. Губкин. Практическая работа :установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми. Тема 4. Климат и погода (7 часов) Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения. Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогноз погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений. Климат и погода и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта. Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон. Персоналии: А.И. Воейков. Практические работы. 1 .Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. 2 .Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам. Тема 5. Моря и внутренние воды (8 часов) Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России, их органический мир и природно-хозяйственное значение. Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озёра, их происхождение. Искусственные водоёмы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение. Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы. Персоналии: В. Беринг, Г.И. Невельской. Практические работы. 1. Характеристика морей, омывающих территорию России. 2 .Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. 3 .Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Тема 6. Почвы (2 часа) Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозём. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв. Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы. Персоналии: В.В. Докучаев. Тема 7. Природные зоны (7 часов) Природные и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории. Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник. Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг. Практические работы. 1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. 2 .Прогнозирование изменения одного из компонентов природно – территориального комплекса при заданном изменении другого. Раздел 2. Крупные природные районы России (33 ч) Тема 1. Островная Арктика (1 час) Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остов Врангеля. Тема 2. Восточно-Европейская (Русская) равнина (4 часа) Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемы Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др. Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности. Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье. Практическая работа: определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно – Европейской равнины. Тема 3. Кавказ (2часа) Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа. Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен. Практическая работа : составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа. Тема 4. Урал (3часа) Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала. Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы. Персоналии: А.Е. Ферсман. Практическая работа : оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа. |
![]() | Рабочая программа составлена на основе программы Домогацких Е. М. Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений.... | ![]() | ... |
![]() | Примерной программой основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской... | ![]() | «Обществознание» под редакцией Кравченко А. И., Хромова И. С. («Обществознание». Программа курса для 5-7 классов общеобразовательных... |
![]() | Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевского «География. Население и хозяйство России», М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2012 | ![]() | ... |
![]() | Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального... | ![]() | Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089. Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов составлена в соответствии... |
![]() | Учебник Е. М. Домогацких, Н. И алексеевских. География. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М. «Русское слово»,... | ![]() | Настоящая программа по литературе для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного... |