|
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004г. № 1089). Рабочая программа для 8 класса разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н.Вангородским и в соответствии с ФГОС. В программе предусмотрены требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О безопасности дорожного движения», « О безопасности на железнодорожном транспорте», «О пожарной безопасности» и постановлений правительства РФ «О федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Программа рассчитана на 34 часов(1 час в неделю). Цели: - формирование у учащихся представление о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, причинах их возникновения, факторах опасности и последствиях; - создание условий для овладения учащимися знаниями о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях техногенного характера; - воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с этическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни. - формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Задачи: - организовать формирование общих учебных умений: познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности; - ориентировать учащихся на использование своих индивидуальных способностей и чувственно-осознанного опыта для самообеспечения безопасности в различных социальных условиях; - прививать учащимся навыки предвидеть, распознавать и оценивать влияние опасных техногенных факторов на человека, а также сформировать практические навыки по безопасному поведению до, во время и после аварий и катастроф; - развивать интерес у учащихся к правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах города. Для реализации программного содержания используется: В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений – М: Дрофа, 2011. Латчук В. Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Программа для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 класс»: — М.: Дрофа, 2010. В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Основы безопасности жизнедеятельности» Планирование и организация занятий в школе - М.: Дрофа, 2003г. В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии. Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения». Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни». Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях; продолжается изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, более глубокое ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни. Учебные темы распределены с учетом возраста. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья. Требования к результатам обучения и воспитания: Личностные: -усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах(ж/д); -формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; -усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов; -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; -формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; -освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; -развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; -формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; -осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; -формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные: -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; -умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; -формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; -освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; -формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные: -формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; -формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; -понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; -формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; -знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства; -знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; -умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; -умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Требования к уровню подготовки обучающихся. Должны: знать/понимать -Знать правила поведения во время ЧС с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамических авариях; -основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику; -правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; уметь -уметь правильно оценить ситуацию во время техногенных аварий, пожаров и взрывов; -уметь применять знания по оказанию первой медицинской помощи; -действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; -соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; -оказывать первую медицинскую помощь при бытовых отравлениях; -пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; -действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи. Содержание. Основы безопасности личности , общества и государства (23ч) Промышленные аварии и катастрофы. Их причины и возможные последствия. Общее понятие чрезвычайной ситуации техногенного характера, понятие аварии и катастрофы. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и с учетом тяжести последствий. Потенциально опасные объекты. Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро-взрывоопасные объекты. Причины и возможные последствия. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника. Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Причины аварий и возможные последствия при авариях на химически опасных объектах. Сильнодействующие ядовитые вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества. Аварии на радиационно опасных объектах, их причины и возможные последствия. Основные виды радиационно опасных объектов. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Характер поражения людей и животных. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Режимы радиационной защиты. Гидродинамические аварии, их причины и последствия. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Биосфера и человек. Экология и экологическая опасность. Экологическая система, экологический кризис, экологическая катастрофа. Виды загрязнения биосферы. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Мероприятия по защите здоровья человека, проводимые в местах нарушения экологического равновесия. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах. Обучение способам оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в городах, населенных пунктах и на промышленных предприятиях. Сигнал - "Внимание всем!". Речевая информация, передаваемая по радиоприемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Обучение правилам эвакуации населения. Организация и проведение эвакуации. Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания. Ознакомление с защитными сооружениями гражданской обороны, порядком их использования. Ознакомление с организацией защиты сельскохозяйственных объектов в зонах чрезвычайных ситуаций. Мероприятия по защите сельскохозяйственных животных при стихийных бедствиях, производственных авариях. Мероприятия по защите фуража, воды, продуктов животноводства от заражения. Отработка практических действий обучаемых при возникновении аварий и катастроф, наиболее вероятных для регионов проживания. Основы медицинских знаний и основы здорового образа жизни (11ч) Первая медицинская помощь при отравлениях газами и средствами бытовой химии. Пищевая токсикоинфекция. Первая медицинская помощь. Физическая культура и закаливание. Занятия физкультурой и спортом. Воспитание необходимых физических качеств. Беременность и формирование плода. Факторы, способствующие рождению здорового ребенка. Понятие о воспитании детей. Тематическое планирование.
|
![]() | Программа предназначена для изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении... | ![]() | Обж, на основе примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности.... |
![]() | Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности разработана на базе федерального компонента... | ![]() | Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами... |
![]() | Бабенко В. Г., Богомолов С. П.; М.: «Вентана-Граф» 2001 г. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа 1 час в неделю. Настоящая... | ![]() | Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии... |
![]() | Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ![]() | «Музыка» для 5-8 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90. [6] с.) |
![]() | Программа предназначена для обучающихся 5, 7, 8, 10 классов мбв(с)оу «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №16 при ик №5».... | ![]() | Умк “Английский язык. 5-й год обучения” для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений (Москва, «Дрофа», 2009 г.) |