Пояснительная записка естественнонаучное образование один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе


страница1/4
eco.na5bal.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3   4
c:\загрузки браузера\еа 005.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе.

Химия - неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.

Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.

От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны1.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности,. способности к успешной социализации в обществе;

  • дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшекласниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Рабочая программа разработана на основе Примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии, примерной учебной программы основного общего образования по химии и программы: курса химии для 8-11 классов для общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара (10 кл.). Химия: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень) - Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара.

Основной задачей курса химии 10 класса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по химии (2004 г). Так, значительное внимание в курсе 10 класса уделено внутри - и межпредметной интеграции знаний и умений, их систематизации и обобщению, классификации и сравнению химических объектов и процессов. Расширен блок методологических знаний (знаний о знаниях, методах их приобретения, о химическом языке и о способах самоорганизации деятельности). Авторами учебника усилена фундаментальность курса, его целостность. «В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем»2. В содержание учебного предмета включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.

Курс имеет химико-экологическую направленность, его содержание, последовательность и методы раскрытия учитывают возрастные и типологические особенности учащихся с целью обеспечения доступности учебного материала на каждом этапе обучения.

В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в профильных социально-экономическом и информационно-технологических 10 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 68 учебных часов из расчета – 2 учебный часа в неделю.

Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для 10 класса3, комплект дидактических материалов «Малый химический тренажер: Технология организации адаптационно-развивающих диалогов»4, дидактический материал по химии5. Методическое пособие6, позволяет организовать изучение базового курса органической химии путем применения методики проектирования и проведения проблемно-интегрированных уроков химии в 10 классах основной школы.

Учебник построен по двухуровневому принципу: материал, соответствующий базисному учебному плану при 2-х часовом планировании, а также материал для углубленного изучения при условии выделения на изучение предмета дополнительного часа. В курсе 10 класса закладываются основы знаний по органической химии. Курс химии включает IV основных раздела: I.Теоретические основы органической химии – 6 часов; II. Классы органических соединений 40 часов; III. Вещества живых клеток – 14 часов; IV. Органическая химия в жизни человека – 6 часов.

Комплект дидактических материалов дает обширную возможность для организации самостоятельной работы на уроках и домашней работы учащихся. В них содержатся разноуровневые задания. Пособие по химии для 10-11 классов содержит 41 работу. Задания отличаются по своим дидактическим целям: одни из них требуют от учащихся простого воспроизведения материала, другие заставляют сравнивать и анализировать, третьи требуют творческого осмысления и применения знаний в новых ситуациях. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание самостоятельной работы по времени и уровню сложности, а также позволяет одновременно организовать всех учащихся класса, обеспечить условия для работы каждого в отдельности.

Принципы обучения химии, подходы к определению содержания курсов химии, последовательность изложения материала, методы и средства обучения, организация уроков химии, контроль усвоения знаний рассматривается в методике обучения химии7.

В методическом пособии О.С. Зайцева рассмотрены основы организации и конкретная методика проблемно-интегрированного обучения химии в общеобразовательной школе.

Содержание данной Программы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Для каждого раздела указано общее количество учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практические занятия. Учитель может варьировать этот план, используя предусмотренный резерв учебного времени. Считаю необходимым начать изучение органической химии с повторения основных вопросов неорганической химии (классы неорганических соединений, основные химические свойства классов неорганических соединений, генетическая связь, основные типы решения задач).

    Система уроков условна, но выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационные опыты, разработанные учителем или учениками мультимедийные продукты.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. У учащихся вырабатываются умения и навыки решения задач не только на уровне обязательного минимума, но и на более высоком уровне.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, научения технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте, причем в компьютерном варианте, всегда с ограничением времени.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:

уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

Аукцион. Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания - ответы, а «купившим» считается тот, кто последним даст правильный ответ. Предметы для продажи подбираются так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где последний – самый трудный. Урок учит видеть явления, закономерности в окружающей жизни.

Вводные уроки. Цель таких уроков - создать у школьников соответствующие психологические установки на предстоящую учебную работу, вызвать интерес к знаниям, раскрыть практическую роль знаний.

Урок - диспут. Это спор, полемика. Главная ценность этих уроков состоит в том, что в них формируется диалектическое мышление школьников. Это непринужденный, живой разговор учащихся, высказывание собственного мнения и его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, обнаруживая слабые места, умения задавать вопросы по фактическому материалу темы, активное превращение знаний в убеждения.

Закрепление изученного материала. Основной дидактический смысл заключается в закреплении и осмыслении изученного материала в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных. Целью уроков закрепления является тренировка, которая должна обязательно предполагать необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений и их использования в нестандартных ситуациях.

Урок - зачет. Учащиеся отчитываются об усвоении какой-то темы программы или логически связанной группы вопросов. Зачеты бывают разных видов. Иногда они представляют собой комплексную проверку знаний: и по теории, и по решению задач, и по практической или лабораторной работе; иногда на зачет выносят какой-то один вид проверки. Зачет организуют и в строгом академическом стиле, и в форме игры. Он может быть письменным и устным.

Урок - изобретательство. Развивают творчество учащихся, их умения нестандартно мыслить, давать нестандартные решения задач. Они пробуждают вкус к усовершенствованию чего-то, рационализаторству. На уроках применяется комплекс методов обучения, активен не только учитель, но и школьники.
Триединой целью таких уроков является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний. Основное назначение - формирование знаний и умений.

Урок - консультация. Цель такого урока - оказание учебной помощи ученикам. Обобщение и систематизация знаний. Основная черта обобщающих уроков - приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобщения, переосмысления имеющихся знаний.

Повторение изученного. Предотвращение забывания усвоенного материала, углублении его связей с ранее изученным материалом, уточнении приобретенных представлений. Урок-практикум (практическая работа). На этих уроках проводятся большие по объему и сложные по содержанию работы. Учащиеся самостоятельно выполняют практические работы. Компьютер на таких уроках может использоваться как виртуальная лаборатория.

Урок - путешествие. Урок - познавательная игра, в ходе которой совершаются с помощью книг, карт экспедиции в разные эпохи, страны. Они могут быть вводно-обзорные по теме и заключительные.

С использованием компьютера. Позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Реализация программы позволяет решить следующие задачи:

- освоение учащимися системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

- овладение учащимися умениями характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание у учащихся убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

- применение учащимися полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, радикал, химическая связь, электроотрицательность, валентность, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в органической химии;

- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

классификацию и номенклатуру органических соединений;

природные источники углеводородов;

вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, глюкоза, крахмал, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры;

Уметь

- называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

- определять: изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших органических веществ;

- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определение возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2 ч в неделю, всего – 70 ч.; из них 2 ч. – резервное время)



Тема



Количество часов

Контрольные работы

Практические работы

Раздел I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

11







I

Введение в органическую химию

2







1

Предмет и значение органической химии

1







2

Отличительные признаки органических соединений

1







II

Теория строения органических соединений

2







1

Теория химического строения А.М.Бутлерова

1







2

Изомерия. Жизнь, научная и общественная деятельность

А.М. Бутлерова

1







III

Особенности строения и свойств органических соединений.

Их классификация

3







1

Электронная природа химических связей в органических веществах

1







2

Гибридизация атомных орбиталей при образовании ковалентных связей

1







3

Классификация и методы познания органических соединений

1







IV

Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений

4







1

Теоретические основы протекания органических реакций

1







2

Особенности и классификация химических реакций с участием органических веществ

1







3

Обобщение знаний по темам 1-4

1







4

Контрольная работа № 1

1

1




Раздел II

КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

37







V

Углеводороды

16







1

Понятие о предельных углеводородах. Алканы

1







2

Гомологический ряд, изомерия, номенклатура, способы получения, свойства алканов

1







3

Изомерия и номенклатура алканов

1







4

Получение, физико-химические свойства и применение алканов

1







5

Циклоалканы

1







6

Понятие о непредельных углеводородах. Алкены

1







7

Получение, физико-химические свойства и применение алкенов

1







8

Практическая работа №1

«Получение этилена и изучение его свойств»

1




1

9

Алкадиены. Строение, свойства, применение

1







10

Алкины. Строение

1







11

Получение, физико-химические свойства и применение алкинов

1







12

Арены. Бензол. Гомологи бензола

1







13

Получение, физико-химические свойства и применение аренов

1







14

Генетическая взаимосвязь классов углеводородов

1







15

Обобщение знаний по теме. Решение расчетных задач

1







16

Контрольная работа № 2

1

1




VI

Спирты и фенолы

6







1

Понятие о спиртах. Предельные одноатомны спирты. Водородная связь

1







2

Получение и химические свойства одноатомных спиртов

1







3

Многоатомные спирты

1







4

Фенолы. Строение. Физические свойства

1







5

Получение и химические свойства фенолов

1







6

Решение расчетных задач

1







VII

Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и сложные эфиры

9







1

Классификация, номенклатура и особенности строения альдегидов

1







2

Получение, физико-химические свойства и применение альдегидов

1







3

Понятие о карбоновых кислотах

1







4

Получение, физико-химические свойства и применение карбоновых кислот. Сложные эфиры.

1







5

Практическая работа №2

«Получение уксусной кислоты и изучение её свойств»

1




1

6

Обобщение знаний по темам 5, 6

1







7

Генетическая связь изученных классов соединений

1







8

Решение расчетных задач

1







9

Контрольная работа № 3

1

1




VIII

Азотсодержащие соединения

6







1

Понятие об азотсодержащих органических соединениях. Амины

1







2

Анилин – представитель ароматических аминов

1







3

Ароматические гетероциклические соединения

1







4

Табакокурение и наркомания – угроза жизни человека

1







5

Обобщение знаний по темам 7, 8

1







6

Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач по теме «Химические свойства органических веществ и качественные реакции на них»

1




1

Раздел III

ВЕЩЕСТВА ЖИВЫХ КЛЕТОК

10







IX

1

Жиры - триглицериды, состав, строение, свойства

1







X

Углеводы

3







1

Классификация углеводов. Глюкоза: строение, свойства, применение

1







2

Сахароза

1







3

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза – природные полимеры

1







XI

Аминокислоты. Пептиды. Белки. Нуклеиновые кислоты

6







1

Аминокислоты

1







2

Белки: классификация, пространственное строение, свойства

1







3

Нуклеиновые кислоты: биополимеры

1







4

Обобщение знаний по теме «Вещества живых клеток». Единство биохимических функций изученных веществ

1







5

Практическая работа №4: Приготовление растворов белков, выполнение опытов с ними

1




1

6

Практическая работа №5: Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток»

1




1

Раздел IV

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

10







XII

Природные источники углеводородов. Промышленный органический синтез

1







1

Природный и попутный нефтяной газы.

1







2

Нефть.

1







3

Коксохимическое производство

1







XIII

Полимеры и полимерные материалы

4







1

Понятие о синтетических высокомолекулярных соединениях.

1







2

Пластмассы, каучуки, волокна

1







3

Практическая работа №6: Распознавание пластмасс

1




1

4

Практическая работа №7: Распознавание волокон

1




1

XIV

Органическая химия и окружающая среда

3







1

Понятие о химической экологии.

1







2

Влияние органических соединений на окружающую среду










3

Обобщение знаний по темам 8 - 11

1










ИТОГО

68

3

7


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка естественнонаучное образование один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе iconПояснительная записка
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование...

Пояснительная записка естественнонаучное образование один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе iconРабочая программа по немецкому языку в 7классе Пояснительная записка
Программы общеобразовательных учреждений по немецкому языку для 5-9 классов И. Л. Бим (М.: Просвещение,2010г). Это обеспечивает полное...

Пояснительная записка естественнонаучное образование один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе iconПояснительная записка в необходимости формирования основ экологической...
Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений...

Пояснительная записка естественнонаучное образование один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе iconНа уроках изобразительного искусства в свете внедрения новых Федеральных...
В условиях современной экологической ситуации важна экологизация воспитания подрастающего поколения. В настоящее время каждый человек,...

Пояснительная записка естественнонаучное образование один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе icon«Проектная деятельность в начальной школе» считается актуальной,...
Основоположники данного метода предлагали строить обучение на активной деятельностной основе. Принципиальным условием было предложить...

Пояснительная записка естественнонаучное образование один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе iconПрограмма строится на принципе культуросообразности. Реализация этого...
В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в...

Пояснительная записка естественнонаучное образование один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе iconВоспитание здорового образа жизни у детей с детского сада
От того, как проведёт ребёнок этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть многое. Именно поэтому задача всех работников...

Пояснительная записка естественнонаучное образование один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе iconПояснительная записка рабочая программа для детей 6-7 лет подготовительной...
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой». Рабочая программа создана...

Пояснительная записка естественнонаучное образование один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе iconПрограмма работы с детьми в период летних каникул «радуга»
Формирование основ экологического просвещения, здорового образа жизни, формирования гражданско-патриотического воспитания у подрастающего...

Пояснительная записка естественнонаучное образование один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе iconПояснительная записка Кружок «Мой край» (1-4 кл.) Руководитель кружка: Бондарь Г. Н
Цель: формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную