ТЕМА
Введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс в условиях введения ФГОС ОО
Одной из технологий обучения в преподавании математики является задачная технология, т.е. введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс.Задачи с жизненно-практическим содержанием используются для формирования положительной мотивации учащихся к математической деятельности.
При использовании задач с жизненно-практическим содержанием на уроке математике, их условие и требование должны быть доступны учащимся, исходить из имеющихся у них знаний, опираться на них и на жизненный опыт школьников. Также подобранный материал должен соответствовать той жизненной ситуации, которая актуальна в наше время.
Например, на уроке геометрии вместо абстрактной задачи на нахождение площади прямоугольника можно предложить задачу определения затрат на ремонт кабинета.
Дано: размеры кабинета длина а=6 м, ширина b=5м, высота с=3м; два окна 2мх1,4м; 1 дверь 2мх1м.
Стоимость материалов: 1 рулон обоев(1х10м2) – 200 руб.; 1 пачка клея (на 40 м2поверхности) – 200 руб.; 1 кг масляной краски (60г на 1 м2) – 120 руб.; 1 кг водоэмульсионной краски (30 г на 1 м2) – 60 руб.
Стоимость работ: оклейка обоев – 40 руб./ м2, покраска пола – 30 руб./ м2, побелка потолка – 40 руб./ м2.
Найти: материальные затраты на ремонт кабинета.
При вычислении объемов можно рассмотреть следующие задачи.
Длина кабинета 7 м 40 см, ширина – 6 м 10 см. Какова должна быть высота потолка в классной комнате, если в среднем в каждом классе по 28 учащихся и на каждого ученика необходимо 3,6 куб. м. воздуха?
При аварии трубопровода необходимо отрыть канаву длиной 25 м. Разрез канавы есть трапеция с основаниями 1 м и 0,7 м. Высота трапеции 0,6 м. Сколько надо назначить рабочих, чтобы с момента аварии в 9.00 до 15.00 канава была отрыта? За 1 час один рабочий может вынуть 0,75 м³ грунта.
Сможете ли вы поднять одной рукой брусок свинца размером 25см х 15см х 12см , если 1куб. см свинца весит примерно 15 г? (брусок по размерам похож на булку хлеба)
На рынке продаются два арбуза разных размеров: один арбуз в обхвате на четверть больше другого, зато в полтора раза дороже. Какой арбуз выгоднее купить?
Одна кружка вдвое ниже другой, зато в полтора раза шире. Какая из двух кружек вместительнее?
В работе по закреплению знаний задачи с жизненно-практическим содержанием могут быть предложены как для работы на уроке, так и для индивидуальной работы с отдельными учениками, а также в качестве творческих заданий тем школьникам, которые проявляют интерес к математике и ее приложениям.
Имеется кабина грузового лифта с размером 2м x 2,5м x 1.2м. Его двери открываются полностью на всю ширину кабины (то есть не оставляя углов). Влезет ли в этот лифт шкаф размером 0,8м x 2,8м х 0,5м так, чтобы двери лифта закрылись?
Задачи с жизненно-практическим содержанием способствуют формированию у учащихся социального опыта. Тексты задач должны расширять кругозор учащихся за счет сообщения некоторых фактов, сведений, цифровых данных из повседневной жизни.
Подобных готовых задач, способствующих социальной адаптации, в учебниках математики не достаточно. Поэтому учителю нужно самому составлять задачи практического содержания. Можно использовать различные справочные материалы (прейскурант цен, меню, кулинарные рецепты, цены на проезд), образцы бланков коммунальных услуг, тарифов на переговоры, телеграммы, краеведческий материал, данные из газет и т.д.
Примеры некоторых цифровых данных
Города Кузбасса
| Город
| Год образования
| Площадь территории, кв. км.
| Население, тыс.чел.
| 1
| Анжеро-Судженск
| 1931
| 120
| 83
| 2
| Белово
| 1938
| 170
| 135
| 3
| Березовский
| 1965
| 82
| 47
| 4
| Гурьевск
| 1938
| 90
| 25
| 5
| Калтан
| 1959
| 32
| 25
| 6
| Кемерово
| 1918
| 279
| 520
| 7
| Киселевск
| 1936
| 215
| 104
| 8
| Ленинск-Кузнецкий
| 1925
| 128
| 107
| 9
| Мариинск
| 1856
| 48
| 42
| 10
| Междуреченск
| 1955
| 335
| 107
| 11
| Мыски
| 1956
| 109
| 42
| 12
| Новокузнецк
| 1622
| 424
| 562
| 13
| Осинники
| 1938
| 80
| 47
| 14
| Полысаево
| 1989
| 34
| 31
| 15
| Прокопьевск
| 1931
| 217
| 211
| 16
| Салаир
| 1941
| 40
| 9
| 17
| Тайга
| 1911
| 50
| 25
| 18
| Таштагол
| 1963
| 79
| 23
| 19
| Топки
| 1933
| 52
| 31
| 20
| Юрга
| 1949
| 45
| 84
| Подсчитано, что для нормальной жизни в промышленном городе на каждого жителя необходимо иметь 25 квадратных метров зеленых насаждений. Как вы считаете, достаточно ли зеленых насаждений в нашем городе? (Например, в г. Киселёвске под лесом занято 349372 га)
1 га леса за 1 час поглощает углекислого газа столько, сколько выдыхает 200 человек. Одно дерево за час перерабатывает 2 кг 500 г углекислого газа.
Районы города Кемерово
-
№
| Район
| Территория
| Население (тыс)
| 1
| Заводской
| 5491,5 
| 117,920
| 2
| Кировский
| 7000га
| 57, 800
| 3
| Ленинский
| 22га
| 141,000
| 4
| Рудничный
| 5400га
| 52,900
| 5
| Центральный
| 1250га
| 102,600
|
| Длина реки Чулым на территории нашей области 25км, реки Иня – 433 км.
Длина реки Кия 548 км, реки Яя – 380 км. Река Томь имеет длину 827 км. На территории Кузбасса она протекает на протяжении 596 км. Состав, объем и структура потребительской корзины России ( с 1 января 2013года)
| Расчетный объем потребления (в среднем на 1 человека в год) в кг
| Наименование продукта питания
| Трудоспособное население
| Пенсионеры
| Дети
| Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко)
| 290,0
| 257,8
| 360,7
| Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия) (в пересчете на муку, крупы, бобовые)
| 126,5
| 98,2
| 77,6
| Картофель
| 100,4
| 80,0
| 88,1
| Овощи и бахчевые культуры
| 114,6
| 98,0
| 112,5
| Свежие фрукты
| 60,0
| 45,0
| 118,1
| Сахар и кондитерские изделия (в пересчете на сахар)
| 23,8
| 21,2
| 21,8
| Мясопродукты
| 58,6
| 54,0
| 44,0
| Рыбопродукты
| 18,5
| 16,0
| 18,6
| Яйца (средний вес куриного яйца составляет 55 г.)
| 11,6
| 11,0
| 11,1
| Масло растительное, маргарин и другие жиры
| 11,0
| 10,0
| 5,0
| Прочие продукты (соль, чай, специи)
| 4,9
| 4,2
| 3,5
| Примерный_суточный набор продуктов для школьников (в граммах)
Молоко - 200
Творог - 200
Масло сливочное- 35
Мясо – 120
Рыба- 80
Яйцо- 1
Хлеб ржаной -120
Крупы- 50
Макароны- 20
Сахар - 45
Фрукты - 200
Овощи – 400
Путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя при различной скорости движения
Скорость а/м, км/час
| Путь, проходимый за время реакции, м
| 0,5 сек
| 0,8 сек
| 1,0 сек
| 1,2 сек
| 1,5 сек
| 2,0 сек
| 10
| 1,38
| 2,22
| 2,77
| 3,33
| 4,16
| 5,55
| 15
| 2,08
| 3,33
| 4,16
| 5,00
| 6,25
| 8,33
| 20
| 2,78
| 4,44
| 5,55
| 6,66
| 8,33
| 11,10
| 30
| 4,16
| 6,66
| 8,33
| 9,99
| 12,49
| 16,66
| 40
| 5,55
| 8,88
| 11,11
| 13,33
| 16,66
| 22,22
| 50
| 6,94
| 11,10
| 13,88
| 16,66
| 20,82
| 27,77
| 60
| 8,33
| 13,33
| 16,66
| 19,99
| 24,99
| 33,32
| 70
| 9,72
| 15,55
| 19,44
| 23,33
| 29,16
| 38,88
| 80
| 11,11
| 17,77
| 22,22
| 25,00
| 33,33
| 44,44
| 90
| 12,50
| 20,00
| 25,00
| 30,00
| 37,50
| 50,00
| 100
| 13,88
| 22,22
| 27,77
| 33,32
| 41,65
| 55,54
| Зависимость остановочного пути при различном состоянии покрытия от скорости транспортного средства
Скорость,
Км/час
| Остановочный путь
при различном состоянии
покрытия, м
|
Скорость,
Км/час
| Остановочный путь
при различном состоянии
покрытия, м
|
| Сухое
| Мокрое
| Укатанный
снег
| Гололе-
дица
|
| Сухое
| Мокрое
| Укатанный
снег
| Гололедица
| 20
| 14
| 15
| 19
| 27
| 60
| 58
| 69
| 104
| 176
| 30
| 22
| 25
| 34
| 52
| 70
| 71
| 87
| 135
| 231
| 40
| 33
| 38
| 54
| 85
| 80
| 86
| 107
| 170
| 296
| 50
| 44
| 52
| 77
| 126
| 90
| 103
| 130
| 209
| 360
| Остановочный путь – это расстояние, которое пройдет автомобиль с момента обнаружения пешехода на дороге до полной остановки автомобиля. Это расстояние складывается из трех составляющих: пути, пройденного за время реакции водителя; пути, пройденного за время срабатывания тормозного привода; тормозного пути. |