|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная педагогическая академия»
ПРОГРАММА итоговой государственной аттестации выпускников по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование (код) (наименование направления подготовки) Профиль подготовки (бакалаврская программа) Дошкольное образование Группы H-Дош 4-1, ZSH - Дош 5-1,5-2, ZSH - Дош 5-3 -1 Квалификация (степень) - бакалавр (наименование квалификации, степени) Армавир 2014 1. Общие положения Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО соответствующего направления подготовки с учетом бакалаврской программы, разработанной в академии. 1.1 Итоговая государственная аттестации по направлению подготовки (специальности) 050100.62 «Педагогическое образование» включает: а) государственный экзамен; б) защиту выпускной квалификационной работы Государственный экзамен – это форма проверки сформированности профессиональных компетенций выпускников. Государственный экзаменносит комплексный, системный, междисциплинарный характер, позволяющий установить уровень сформированности профессиональной компетентности выпускника. В основу положен метод групповых экспертных оценок с привлечением в качестве экспертов преподавателей и представителей работодателей. Государственный экзамен по дневной и заочной форме обучения факультета дошкольного и начального образования проводится как комплексный и состоит из двух частей: междисциплинарного теоретического вопроса по педагогике и психологии (случайный выбор) и практико-ориентированного задания. При комплексном экзамене итоговая отметка выставляется на основании результатов ответа на теоретический вопрос и выполнения практико-ориентированного задания. Междисциплинарный государственный экзамен охватывает всё необходимое содержание по предметам, установленным государственным образовательным стандартом высшего образования в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов, определяет степень усвоения материала, предусмотренного учебными программами, научной и практической подготовкой выпускников. При ответе на вопросы студенты должны продемонстрировать умение подтверждать теоретические положения конкретными примерами из практики, анализировать их с точки зрения психолого-педагогической науки. При выполнении практико-ориентированного задания выпускнику необходимо продемонстрировать умения и способности оперировать теоретическими знаниями применительно к анализу конкретной проблемы в области профессиональной деятельности учителя в системе начального образования. Выполнение подобного задания позволяет выпускнику продемонстрировать сформированные у него профессиональные знания, умения и навыки, а также компетенции, позволяющие как выявлять ключевые проблемы, так и проектировать профессиональные действия по их разрешению. 1.2. Виды профессиональной деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности: 1.2.1 Виды профессиональной деятельности выпускников. В Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» определены основные виды профессиональной деятельности выпускника:
1.2.2 Задачи профессиональной деятельности Бакалавр по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образованиедолжен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности:
в области культурно-просветительской деятельности:
1.2.3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы 1.2.3.1 Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
1.2.3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: - общепрофессиональными (ОПК):
- в области педагогической деятельности:
- в области культурно-просветительской деятельности:
2. Требования к выпускнику, проверяемые в ходе государственного экзамена В рамках проведения итогового междисциплинарного экзамена проверяются следующие компетенции:
2.1 Перечень основных учебных модулей (дисциплин) образовательной программы или их разделов и вопросов, выносимых для проверки на государственный экзамен: Модуль 1. Психология Модуль 2. Педагогика Модуль 1. Психология Программа государственного экзамена включает в себя учебные дисциплины психологического цикла: Общая психология, Психология развития и возрастная психология, Детская психология, Педагогическая психология. Перечень вопросов к ГАК (1-й вопрос билета)
Содержание программы
Основные этапы становления психологии как науки: донаучная психология древних философов (Демокрит, Аристотель, Сократ, Платон); психология — наука о сознании, структуралистский подход в психологии. (Р.Декарт, В.Вундт); психология — наука о поведении, функционалистский подход в психологии (Уильям Джеймс, Дж. Уотсон); психоанализ как учение о бессознательном в психике (З.Фрейд); гуманистическая психология и ее понимание предмета и метода (К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Олпорт, Г.Мерфи); человек в генетической психологии (Ж.Пиаже); психология — наука о психическом. Советская психология (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Определение возрастной психологии как науки. Предмет возрастной психологии. Принципы возрастной психологии: принцип развития, детерминизма, единство сознания и деятельности, развития психики в деятельности, индивидуального подхода к развитию психики ребёнка. Детская психология как раздел возрастной психологии. Связь возрастной и детской психологии с другими науками: анатомией и физиологией, философией, психологией человека, дошкольной педагогикой, частными методиками, дефектологией и логопедией, методикой развития речи, изобразительной деятельности, музыкального развития детей и др. Современные задачи возрастной и детской психологии. Понятия «метод» и «методика». Классификация методов возрастной и детской психологии. Наблюдение: определение, его достоинства и недостатки. Виды наблюдения: по цели и программе проведения, по времени протекания, по охвату детей, по характеру взаимодействия с объектом, по характеру контакта и др. Эксперимент: определение. Виды эксперимента: в зависимости от места проведения, от последовательности организации, в зависимости от научной дисциплины, от количества испытуемых. Ведущее значение формирующего эксперимента в отечественной детской психологии. Вспомогательные психодиагностические методы детской психологии: анализ продуктов детской деятельности, анкетирование, беседа, близнецовый метод.Социометрия: определение, значение её использования в работе с детьми, методика её организации с детьми дошкольного и школьного возраста. Работа воспитателя по итогам социометрии. Тестирование детей: определение, задачи, виды тестов, правила тестового обследования детей. Привести примеры тестовых методик.
Общее понятие «возраст» и его виды: календарный, биологический, психологический и социальный. Краткая их характеристика. Определение соотношения календарного и психологического возрастов. Проблема уровней психического развития детей. Проблема возрастной периодизации психического развития в зарубежной психологии (Ж.Пиаже, З.Фрейд и др.) и отечественной (П.П.Блонский, Л.С.Выготский). Основания для возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психические новообразования. Их краткая характеристика. Вклад Д.Б.Эльконина в дальнейшее развитие возрастной периодизации психического развития. Значение знания данной проблемы в практической деятельности дошкольных работников. Закономерности психического развития ребенка по (Л.С.Выготскому). 1. Цикличность развития. Определение, привести примеры циклов интенсивного интеллектуального и личностного развития детей и циклов их замедления. Чем определяется ценность каждого года жизни ребёнка. 2. Неравномерность развития детей: определение. Раскрыть неравномерность личностного развития детей; неравномерность их интеллектуального развития. Привести примеры. 3. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребёнка. Привести примеры. 4. Динамичность переходов от одного возраста к другому. Стабильные и кризисные периоды психического развития. Определение кризиса, его виды: новорожденности, 1-го года, 3-х лет, 6-7 и 11-12 лет. Краткая их характеристика: причины возникновения; показатели каждого возрастного кризиса развития, сроки начала и окончания. Значение возрастного кризиса в психическом развитии детей. 5. Акселерация развития детей: определение, виды (физическая, социальная) и их показатели. Привести примеры. Причины появления акселерации и ее проблемы: позитивные и негативные.
Определение понятия «ведущая деятельность» и ее признаки (А.Н.Леонтьев). Ведущая деятельность детей на каждом этапе онтогенеза. Её значение в психическом (интеллектуальном и личностном) развитии детей и в формировании других видов деятельности. Механизмы её формирования. Значение знания данной проблемы в практической деятельности воспитателя ДОУ. Влияние общения ребенка со взрослыми и сверстниками на его психическое развитие. Основные формы (виды) общения ребенка с взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная форма общения. Их краткая характеристика по возрастным этапам онтогенеза. Значение каждой формы (виды) общения ребенка с взрослыми в их психическом развитии. Ребенок в группе сверстников. Причины однополой и разнополой общительности, товарищества и дружбы у детей-дошкольников. Конфликты и линии примирения. Стили взаимодействия взрослого с детьми (по К.Левину): авторитарный (императивный), либерально-попустительский, демократический. Раскрыть каждый стиль по следующему плану: определение, причины возникновения; его показатели (критерии); черты характера, формирующиеся под влиянием данного стиля у ребенка сангвинико-холерического и флегматико-меланхолического темперамента. Значение знания данной проблемы в практической деятельности дошкольных работников. Л.С.Выготский о проблеме взаимосвязи обучения и развития. в развитие данной проблемы: диалектическая взаимосвязь обучения и развития. Обучение и «сензитивные периоды» развития психики ребенка. Уровень актуального развития, уровень ближайшего развития, зона ближайшего развития. Роль обучения в формировании высших психических функций. Л.С.Выготский о сроках обучения детей. Современные подходы к поздним и ранним срокам обучения детей. Привести примеры из передового семейного воспитания детей, научных исследований. Социально-организованная и стимулированная деятельность как основа, средство и условие развития психических процессов и способностей ребёнка.
Определение кризиса, его виды: новорожденности, 1-го года, 3-х лет, 6-7 и 11-12 лет. Краткая их характеристика: причины возникновения; показатели каждого возрастного кризиса развития, сроки начала и окончания. Значение возрастного кризиса в психическом развитии детей. Кризис первого года жизни, его причины. Значение данного кризиса в дальнейшем развитии психики и личностных новообразований ребенка. Условия развития детей-младенцев на первом году жизни и в течение кризиса. Кризис трех лет – кризис «семизвездия», его причины (противоречия) и внешние проявления. Краткая характеристика каждого его признака: негативизма, упрямства, строптивости, своеволия и др. Проявление кризиса 3-х лет в трех сферах отношений ребенка: к предметному миру, к другим людям и к себе. Кризис 6–7 лет, определение, его значение в интеллектуальном и личностном развитии детей. Показатели начала данного кризиса. Мнение отечественных психологов о сроках и показателях окончания кризиса (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер и др.). Связь кризиса 6-7 лет с адаптацией первоклассников к обучению в школе. Определение понятия «ведущая деятельность» и ее признаки (А.Н.Леонтьев). Ведущая деятельность детей на каждом этапе онтогенеза. Её значение в психическом (интеллектуальном и личностном) развитии детей и в формировании других видов деятельности. Механизмы её формирования.
Составные слагаемые человеческой реальности — человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность |
![]() | Государственная итоговая аттестации по направлению подготовки (специальности) 44. 03. 01 «Педагогическое образование» включает | ![]() | Итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников вуза на соответствие их подготовки ожидаемым... |
![]() | Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 2014 – 2015 учебного года мбоу «Лицей №35» | ![]() | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края |
![]() | Государственная итоговая аттестация (гиа) в общеобразовательных учреждениях проводится в письменной форме | ![]() | Перечень ппэ по выборным предметам в период досрочного проведения государственной итоговой аттестации в 2014 году |
![]() | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №17 города Сызрани городского... | ![]() | Структура и содержание экзаменационных материалов гвэ-9 по математике (устная форма) 18 |
![]() | Фгос впо) по направлению подготовки 051000. 68 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «магистр»), утверждённым... | ![]() | Подготовка экспертов к итоговой аттестации учащихся по русскому языку в 9 классе (новая форма) |