Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей


страница1/5
eco.na5bal.ru > Правоведение > Закон
  1   2   3   4   5
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей

Содержание

Введение

Глава I. Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей

1.1 Правовое положение несовершеннолетних детей в России

1.2 Специализированная система юстиции для несовершеннолетних детей

Глава II. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних детей

2.1 Семейно-правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России

2.2 Формы и способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей

2.3 Процессуальные правила разбирательства семейных дел

Глава III. Виды судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей

3.1 Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав несовершеннолетних детей

3.2 Определение места жительства ребенка при раздельном проживании родителей

3.3 Иски об отобрании ребенка

3.4 Дела об ограничении родительских прав

3.5 Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах

Заключение

Список источников и литературы
Введение

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов[1]. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация, как правопреемник СССР, на законодательном уровне в последние годы предпринимает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.

Формирование правового, демократического государства предполагает социальную защищенность детей, оказание им такой социальной помощи, которая бы обеспечила социальное благополучие каждому ребенку. Любые декларации о правах и свободах ребенка, даже прописанные в Конституции и иных многочисленных законодательных актах, ущербны, если не обеспечены реальными гарантиями со стороны структур власти государства и общества.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве. Согласно ст.ст.1, 8, 56 СК РФ, ст.11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.

Основой данного исследования явились Федеральные законы: Семейный кодекс РФ 1995 г.[2], «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.)[3], «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.)[4], «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001 г.)[5] «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.)[6], Конвенция о правах ребенка 1989 года[7] и многие другие нормативно-правовые акты.

Правительством были определены «Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года», Принята Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 - 2006 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732)[8]. Но реалии жизни свидетельствуют, что такого рода мер явно недостаточно. В этой связи долг федеральных и региональных органов исполнительной власти — постоянно наращивать потенциал самой системы правоприменения, повышать исполнительскую дисциплину, совершенствовать профессионализм специалистов, работающих в области обеспечения прав молодых граждан страны.

Полемический характер дискуссии по проблемам ювенальной юстиции уже вышел на законодательный уровень, что нашло отражение в подготовке и публикации различных проектов федеральных законов, в том числе: «О судах по делам семьи и несовершеннолетних», «О предотвращении насилия в семье», «Основы законодательства о ювенальной юстиции в Российской Федерации» и ряд других. Все эти документы, безусловно, должны быть известны не только специалистам, но и широкой общественности.

Практическая значимость данного дипломного исследования состоит в том, что при оценке названных законопроектов требуются не субъективные умозаключения, а квалифицированное понимание правовой действительности, состояния органов правозащиты, научное обеспечение механизмов возможного усиления охраны прав, свобод и законных интересов подрастающего поколения, данные фактор определит и круг читателей, для которых работа будет представлять интерес – социальные работники, руководители различных детско-юношеских учреждений, юристы, сотрудники органов внутренних дел и прокуратуры. В работе использованы материалы следующих исследователей: Ананиан Л.Л., Беспалова Ю., Вышкиной С.В., Диана В., Королева Ю.А., Нечаевой А.М., Сахновой Т.В., Тер-Акопова А. А., Шнекендорфа З.К., Шерстюка В.М., Эрделевского А.М. и других ученых правоведов.

Цель и задачи настоящей работы: проанализировать способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей, проанализировать различные точки зрения на проблему создания специализированной системы юстиции для несовершеннолетних; обобщить имеющийся опыт судебной практики по делам, касающимся защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Структурно работа состоит из трех глав, разбитых на соответствующие параграфы, введения, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Глава I. Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей

1.1 Правовое положение несовершеннолетних детей в России

Социально-экономический кризис в России привел к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав детей. За последние десять лет количество детей сократилось почти на 4 млн. Младенческая и детская смертность в России в 2005 г. в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. В ходе реформ были разрушены многие механизмы защиты прав ребенка. Часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы и национальные планы[9].

Результаты специального исследования реальности и реализуемости прав детей в нашем государстве за последние годы показали, что:

во-первых, принцип приоритета детства, декларируемый на всех уровнях власти, ни на одном из них не реализуется в полной мере;

во-вторых, интересы детей при разработке многих законов не принимаются во внимание;

в-третьих, проблемы улучшения положения детей решаются фрагментарно, от случая к случаю, без системной основы, т. е. в основном проводится бесперспективная политика «латания дыр»;

в-четвертых, законодательные акты, регулирующие финансовые, налоговые, экономические, правовые решения, не учитывают последствий их принятия в сфере детства, а отсюда, по существу, следует, что ни один из многочисленных законов, принятых за последние пять лет, не содержит прогноза прямых и косвенных результатов своего действия в сфере детства.

Необходимо признать, что законы создающие условий для улучшения положения детей оказались неработающими и органами исполнительной власти разных уровней они во многом не выполняются.

Политическая и социально-экономическая ситуация в Российской Федерации характеризуется тотальной деморализацией общества, вседозволенностью и безнаказанностью при демонстративном игнорировании социальных и правовых норм. Россия к концу XX века не стала ни демократическим, ни правовым государством. Российское законодательство не обеспечивает в должном объеме безопасность детей, индифферентно к их физическому, духовному, психическому здоровью. Эти обстоятельства приводят к росту детской преступности. Исполнительная власть страны далека от интересов детей, ей сегодня не до них. Она реорганизует управление государства, ищет новые формы и методы управления экономикой и производством. В лучшем случае власть способна фиксировать социальные девиации в детской среде. Изменить что-либо такая «социальная активность» исполнительной власти объективно не может.

Положение российских детей остается до сих пор в критическом состоянии. Около 35 млн. детей (что составляет 23,9% населения России) остаются в течение многих лет самой незащищенной частью российского общества. Похоже, что нашему государству дети не нужны, и они стали жертвами социально-политических и экономических реформ. Жизненный уровень ребенка в нашей стране зависит от социального положения его законных представителей, государство не дает никаких гарантий для достойного развития несовершеннолетних граждан. В России не созданы условия, необходимые для нормального развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, получения образования, обеспечивающего духовно-нравственные ценности личности, ее позитивную социализацию, востребованность на рынке труда, готовность принимать ответственные решения и вести здоровый образ жизни.

Анализируя положение детей в ретроспективе, к числу основных причин, обусловливающих в последние годы сокращение для абсолютного большинства российских детей вышеперечисленных условий вплоть до их полной ликвидации, можно отнести:

-  попрание прав детей в различных сферах их жизнедеятельности;

-  снижение уровня благосостояния семьи, имеющей детей;

-  неразвитость системы социальной защиты материнства и детства (пособия на детей ничтожно малы);

-  рост безработицы;

-  тотальную духовно-нравственную деградацию общества;

-  легализацию криминальных форм жизнедеятельности не только и не столько отдельных личностей, сколько уже сформировавшихся поколений.

Конвенция ООН по правам ребенка, участником которой является и Российская Федерация, обязывает государства совершенствовать правовой механизм, препятствующий нарушению прав несовершеннолетних. Национальная политика в отношении молодежи, включающая защиту и заботу о различных группах молодежи, - истинный показатель справедливости общественного устройства, легитимности власти.

Специализация в сфере правовой защиты гражданских прав в зависимости от категории лиц, чьи права подлежат защите, - мировая тенденция. Специализированные правозащитные органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции, по восстановлению нарушенных прав, анализу ситуации, приведшей к их нарушению, по выработке рекомендаций превентивного характера.

Применительно к защите прав несовершеннолетних мировая практика выработала специальные механизмы. Это органы ювенальной юстиции - судьи, суды по делам несовершеннолетних, специальные омбудсманы по делам несовершеннолетних. В Нидерландах, например, в 10 муниципалитетах в целях защиты нарушенных прав ребенка действуют консультативные центры. В каждом из них есть, по крайней мере, один врач, один социальный работник и церковный координатор. Ярким примером такой службы является и Государственный арбитр по делам ребенка, в течение многих лет, эффективно действующий в Норвегии.

В России комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, благотворительные учреждения и организации - традиционные и вновь образуемые механизмы защиты прав ребенка - к сожалению, не всегда действуют должным образом.

1.2 Специализированная система юстиции для несовершеннолетних детей

На начальном этапе любого научного анализа необходимо определить исходные понятия. Применительно к данной главе основным понятием, несомненно, является термин юстиция. В юридической литературе этот термин употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле слово юстиция понимается как «система органов судебного ведомства, находящегося в подчинении Министерства юстиции»[10]. В широком значении юстиция – это деятельность, направленная на осуществление права, правосудия, законности[11]. Для целей данного изучения представляется необходимым использовать второе более широкое понятие, имеющее не столько правовой, сколько социальный смысл. Одним из видов ювенальной юстиции является ювенальная юстиция, которая существует в целом ряде стран Европы и Америки. Ювенальная юстиция это система органов осуществляющих защиту прав и интересов несовершеннолетних.

Социальная потребность в системе ювенальной юстиции связана с необходимостью, прежде всего, нормализовать условия жизни и воспитания детей и подростков путем защиты их прав и свобод, оказания правового воздействия на лиц, непосредственно занимающихся воспитанием, обучением, подготовкой к труду, охраной здоровья и т.п. Не менее важная социальная задача ювенальной юстиции связана с корректировкой нравственно-психологического развития личности несовершеннолетнего, совершающего правонарушения. При наличии правового основания органы ювенальной юстиции принимают решения и реализуют в отношении лиц, не достигших 18 лет, необходимые меры правового воздействия (наказания, принудительное воспитание, лечение).

Сформулированные таким образом цели ювенальной юстиции позволяют определить ее функции. На наш взгляд, их нельзя свести к основной задаче органов правосудия — обеспечению законности и обоснованности выносимых правовых решений и их исполнению. Представляется также недостаточным, если к этому добавить особые воспитательные средства воздействия, которые должны оказывать органы юстиции на несовершеннолетнего правонарушителя. Не отрицая важность всех этих задач, мы, тем не менее, полагаем, что ювенальной юстиции присущ ряд специфических функций. Ее органы, по нашему мнению, должны обеспечить в максимально возможной степени справедливость любого правового решения в отношении несовершеннолетних. Понятие справедливости шире законности и обоснованности, оно включает:

а) правильный выбор меры воздействия в пределах санкции закона;

б) охрану несовершеннолетних от реального проявления несовершенства закона, его несоответствия реальным условиям жизни подрастающего поколения и т. п., любое несправедливое решение подростком воспринимается не так, как взрослым, оно быстрее и интенсивнее блокирует желание несовершеннолетнего исправиться и, наоборот, способствует сохранению социально-психологической установки, противоречащей нормам права;

в) защиту прав и законных интересов, несовершеннолетних при рассмотрении любого дела (не только гражданского, но и уголовного, административного и т.п.). Речь идет о правах и законных интересах, как связанных с предметом доказывания по делу, так и находящихся за его пределами, о нарушении которых становится известно правоохранительным органам. Столь широкий подход обусловлен тем, что в отношении материнства и детства государство берет на себя функции защиты (ст. 38 Конституции РФ);

г) обеспечение в максимально возможной степени социализации несовершеннолетнего. Особое воспитательное воздействие, которое должны оказывать на подростка органы ювенальной юстиции представляется недостаточным в плане адаптации его к жизни в обществе. Помимо нравственно-психологических качеств (на изменение которых рассчитано воспитание) он должен приобрести социальные качества личности (знания, профессиональные навыки, трудовые навыки, привычки и потребности в культурных формах проведения досуга, опыт нормального социального общения). В социологии и педагогике этот процесс называется социализацией личности. При этом воспитание рассматривается как одно из средств социализации. Формирование социальных свойств личности достигается образованием (в том числе профессиональным), подготовкой к труду, укреплением здоровья и т. п. Право на образование охрану здоровья является конституционным, т. е. принадлежит любому гражданину страны. Поэтому представляется, что применение к подростку мер правового воздействия (наказания и др.) не должно прерывать процесс социализации личности несовершеннолетнего. Процесс этот необходимо продолжить, включив в его реализацию органы ювенальной юстиции и предоставив им для этого соответствующие материальные условия. Помимо этого следует подчеркнуть, что все перечисленные социальные функции ювенальной юстиции, выполнение которых необходимо с точки зрения потребностей личности и общества, должны найти должное отражение в соответствующих правовых актах. Причем это относится к законодательной регламентации (федеральной и региональной), к правовым актам, регламентирующим отдельные направления деятельности ювенальной юстиции и правомочия отдельных органов, выполняющих функцию ювенальной юстиции.

По мнению авторского коллектива сотрудников НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ выполнение функций ювенальной юстиции обеспечивается в первую очередь структурой ее системы, которая может быть охарактеризована с помощью классификации входящих в эту систему органов. Существует несколько оснований такой классификации. Одно из них — характер деятельности органов ювенальной юстиции. По этому признаку органы могут быть разделены на четыре следующие группы:

-  разрабатывающие законодательство, направленное на обеспечение прав и интересов детей и подростков;

-  осуществляющие охрану прав несовершеннолетнего;

-  осуществляющие правосудие по делам несовершеннолетних;

-  исполняющие решения (приговоры, постановления), вынесенные по делам несовершеннолетних[12].

Государство, как правило, замечает и воздействует на ребенка, когда он уже стал правонарушителем или преступником. Однако тогда это воздействие становится запоздалым. Преступником мы называем подростка условно, поскольку деяния, совершенные им, при условии его совершеннолетия неизбежно повлекли бы за собой уголовную ответственность.

В рассмотрении вопросов юридической защиты прав подростков судья, прежде всего, должен подробнее разобраться в целом ряде психологически и педагогически сложных аспектов подросткового возраста. Времени для этого у него, как правило, нет. Следовательно, для правильного и взвешенного определения необходимой меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя судья остро нуждается в полноценной, проанализированной, обобщенной и компетентно представленной информации о подростке и его средой окружении (семья, школа, друзья и т. д.).

Только всестороннее рассмотрение обстоятельств и ситуации позволит принять взвешенное, справедливое судебное решение, способное вернуть подростка в общество не с «пожизненной печатью» уголовника, а полноценным его членом. Именно такая ресоциализация и должна быть основной заботой и целью общества, государства, а, следовательно, и органов правосудия. Процесс ресоциализации подростка необходимо начинать с выяснения степени социальной опасности его ближайшего окружения и только потом его поведения или поступков. И если меру социальной опасности способно определить современное уголовное законодательство, то, как воздействует на ребенка окружающая его среда, сегодня остается, по существу, вне контроля общества. Чтобы устранить этот дефект, сотрудниками Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» была предложена следующая концепция ювенальной юстиции:

1. Систему особой специализации российской юстиции — институт ювенальных судей.

Ювенальный судья представляет собой не только судью, но и целый штат работников, формирующийся вокруг этой фигуры. Жизненно необходимо создание служб социальных работников, осуществляющих вспомогательные функции по:

-  сбору, анализу и представлению судье всего комплекса информации, связанной с конкретным подростком, его средовым окружением, обстоятельствами возникновения ситуации, требующей судебного вмешательства и рассмотрения;

-  контакту с семьей несовершеннолетнего, средой его непосредственного окружения — для последующего судебного определения возможности успешного возвращения ребенка в семью или процедур и действий, которые необходимо предпринять в отношении этого средового окружения.

В работе ювенального судьи и в тексте Закона «О ювенальной юстиции» базовыми, отправными должны стать следующие позиции:

1) В подавляющем числе преступлений, совершаемых подростками, основная часть вины лежит на семье, в которой проживает несовершеннолетний правонарушитель (ближайшее окружение).

2) Почти всегда для общества (и для ребенка, безусловно) наиболее желательными являются действия, направленные на нормализацию внутрисемейных отношений, на сохранение семьи. При этом исключение должны составлять только те случаи, когда сохранение семьи невозможно без реальной и непосредственной угрозы здоровью и жизни подростка.

3) Непосредственно уголовное наказание должно стать чрезвычайной, исключительной мерой наказания для подростка.

Первая и вторая позиции не противоречат друг другу. Их конфликт надлежит решать именно обществу с помощью ювенального суда, социальных служб при суде и большого количества внесудебных процедур (реализуемых, в том числе негосударственными организациями).

Третий пункт предполагает возможность развития практики, основанной на реализации в отношении несовершеннолетнего мер воспитательного воздействия, не связанных с уголовным наказанием. Формой судебного воздействия в подавляющем числе случаев должно стать приобщение подростка к обязательному участию в различных социально-психологических и реабилитационных программах, направленных на его ресоциализацию.

2. Специализированную (ювенальную) прокуратуру. Реформирование нынешней системы правосудия неизбежно вызывает потребность изменений в принципах построения взаимоотношений государства с некоторыми негосударственными институтами.

3. Специализированную (ювенальную) адвокатуру. Важно создать предпосылки для расширения сферы деятельности и специализации адвокатуры по вопросам защиты прав несовершеннолетних. Поскольку указанный институт не является государственным, необходимо безусловное осознание государством важности:

-  более разумной налоговой политики при использовании механизмов поощрения деятельности ювенальной адвокатуры;

-  создания условий для повышения доступности и для правового и процедурного обеспечения услуг ювенальных адвокатов детям и подросткам.

4. Институт Уполномоченного по правам ребенка. Институт Уполномоченного по правам человека в России в настоящее время создан. Формируется структура, которая может иметь и некоторую ювенальную специализацию. Возможно создание должности заместителя Уполномоченного по правам человека. Такой заместитель должен был бы непосредственно курировать вопросы защиты прав ребенка.

5. Институт социальных работников.

Социальные работники должны осуществлять непрерывный сбор информации о неблагополучном ребенке в процессе его жизнедеятельности. Эта работа направлена на то, чтобы действия и решения судьи опирались не только на его правовые знания, человеческие качества и жизненный опыт, но и на солидную базу данных, собранных несколькими группами квалифицированных социальных работников.

В данном направлении предлагается формирование четырех различных групп социальных работников:

-  действующих в непосредственном и тесном контакте с ювенальным судьей;

-  «уличных» социальных работников, осуществляющих сбор первичной и наиболее объемной информации;

-  контактирующих с семьей и непосредственным окружением ребенка;

-  курирующих конкретного ребенка, помогающих ему после «встречи» с судьей и занимающихся непосредственной помощью в ресоциализации ребенка.

Наряду с перечисленными профессиональными группами к ювенальной юстиции следует отнести целый ряд социально-правовых технологий, связанных с обеспечением более полной защиты прав несовершеннолетних.

В качестве одной из таких форм защиты могут быть признаны процедуры примирения между правонарушителем и потерпевшим, использование которых способно значительно разгрузить суды, освободив их от необходимости рассмотрения большого объема дел невысокой степени тяжести. С другой стороны, процедуры примирения способствуют удовлетворению потребностей потерпевшего во внимании к его проблемам и в ресоциализации, а также позволяют путем совместного обсуждения найти способы и формы возможной компенсации[13].

Таким образом, ювенальная юстиция представляет собой совокупность правовых механизмов и институтов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных процедур и программ, объединенных вокруг специального судебного института ювенальных судов в систему государственных и негосударственных органов и организаций, предназначенную для обеспечения наиболее полной защиты прав несовершеннолетних.

несовершеннолетний право юстиция защита
  1   2   3   4   5

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей iconО постоянной комиссии по охране труда мадоу №2
Комиссия является составной частью системы управления охраной труда учреждения, одной из форм участия работников в управлении организацией...

Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей iconИ гарантиях деятельности
Профсоюз добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду...

Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей iconНаставление по проверке соблюдения прав, свобод и законных интересов...
Уполномоченном по правам в соответствие с человека в рф, член Общественного Совета при Министерстве внутренних дел в рф, член Общественного...

Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей iconО реализации закон
О реализации закона волгоградской области от 22 октября 2015 Г. N 178-од "о некоторых вопросах защиты прав детей, с участием которых...

Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей iconО проведении в Тихвинском районе комплексной межведомственной операции "подросток-2003"
Июня 1999 года №120-фз "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и координации деятельности...

Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей iconФедеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных...
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального...

Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей iconЗакон московской области
Московской области, и направлен на стимулирование инвестиционной активности и привлечение инвестиций в экономику Московской области,...

Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей iconДополнительная профессиональная образовательная программа повышения...
Нормативно-правовые и методологические основы деятельности социального педагога в условиях внедрения фгос (36 час.)

Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей iconДля родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи
В письме не забудьте оставить свои контактные данные, указать возраст ребенка и кратко описать проблему

Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей icon1. Правовые основы бжд
В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную