Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»


страница1/10
eco.na5bal.ru > Правоведение > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
f:\титулки\2рабочая программа фк гос\5.jpeg

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по ОБЖ предназначена для обучающихся 5-9 классов.

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования», с учетом Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 года № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» иавторской программы по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова.(Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя (полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2010).

Рабочая программа составлена с учетом:

1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

2. 3. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 №2783)

6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 октября 2009 года № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования».




Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Структурно программа состоит из 2 разделов и 7 тем.

Раздел I «Основы безопасности личности, общества и государства» включает 5 тем:

«Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»,

«Обеспечение безопасного отдыха в природных условиях»,

«Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера»,

«Современный комплекс проблем безопасности»,

«Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает 2 темы:

«Основы здорового образа жизни»,

«Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи».

Изучение курса ОБЖ направлено на достижение следующих целей:


  1. освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  2. развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  3. воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  4. овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь



Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа рассчитана на 35 часов в год в 5-7 классах, 36 часов в 8 классе и 34 часа в 9классе.

Логичным продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», «Безопасное колесо», в работе различных кружков, секций и клубов, туристических походах, слетах и соревнованиях.

Преподавание программы ведет преподаватель-организатор ОБЖ, должностные обязанности которого утверждены постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46.

По итогам изучения программы ОБЖ, обучающимся в аттестат об основном общем образовании выставляется оценка.
Региональный компонент рабочей учебной программы

Региональный компонент составляет 10% тематического планирования и обозначается «РК».

В процессе изучения курса ОБЖ во всех разделах программы есть темы, которые органически дополняются и более полноценно раскрываются с введением регионального компонента. В учебной деятельности усилия преподавателя направлены на формирование качеств активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых для севера социально-экономических условиях, начиная от акклиматизации до выживания в экстремальных ситуациях.

Формируются знания об истории республики Коми, города, национальных традиций народа;

Проводится подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и знакомство с миром профессий, характерных для региона.

Изучая материал по безопасности и защите в ЧС по теме: «Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования» включаются такие вопросы, как климатические условия тундры, тайги, особенности жизнеобеспеченности в данных условиях. Обычаи и традиции Коми народа, непосредственно связанные с обустройством жилья, питания, его одеждой и т.п. Дополнительно проводятся посещение школьного музея и городского краеведческого музея. В системе туристско-краеведческой деятельности учащиеся знакомятся с информацией о национальном Парке «Югыдва», где используются материалы поисковых работ по истории города.

Учащимся даются знания об опасных ситуациях в природе своего края (по данным спасателей, туристов, рыбаков, охотников).

В ведении конспектов отображается символика республики, города, школы и класса.

Используются наглядные пособия из отчетов по школе.

Проводится однодневный поход с изучением культуры быта Коми народа.

Даются знания обучающимся об охране окружающей среды и экологических проблемах

Республики Коми;

Учащимся даются знания об опасных объектах своего района, города, а также данные по Республике Коми из средств массовой информации;

В рабочих тетрадях отображаются символы России, республики Коми, города, школы и класса.

Используются наглядные пособия по школе, выставки из школьного музея. Приглашаются специалисты из краеведческого музея с презентациями, экспонатами и выставками («Стефаний Пермский», «Геральдика», «Оленеводы и быт»)

При анализе стихийных бедствий приводятся примеры по предупреждению и ликвидации ЧС в республике Коми. Показываются учебные фильмы МЧС РК, о 189 учебно-методическом центре гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций республики Коми.

Разъясняется план ГО и ЧС школы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Учащимся доводятся сведения о чрезвычайных ситуациях в городе, в республике.

Используются наглядные пособия из отчетов по школе, выставки школьного музея. Приводятся примеры из газеты «Искра» и других городских газет

Организуются экскурсии в ВГСЧ, пожарную охрану. Приводятся примеры ЧС в школе, на посёлке, городе. Разбираются и анализируются несчастные случаи по школе и оказание доврачебной помощи.

По правилам дорожного движения доводится статистика по городу. Рассматриваются вопросы о влиянии окружающей среды, климата на здоровье человека, а также методы народной медицины, приемы само- и взаимопомощи при травмах и несчастных случаях, которые используют представители таких профессий как охотники, рыбаки, оленеводы.
Отражение изменений в программе

В рабочей программе изменений, структурной перестановки тем, разделов нет. Учебный материал расширения не имеет.
Ведущие формы и методы обучения
В учебной деятельности используются формы и методы обучения:

- традиционные формы, проблемный или частично-поисковый метод;

- репродуктивный метод с постановкой познавательного задания;

- иллюстративно-репродуктивный метод.

Формы контроля знаний обучающихся и оценки их обучения по рабочей программе

Формы контроля: устный контроль, тестовые задания, контрольные работы.

В устном опросе различается индивидуальный и фронтальный методы обучения.

Индивидуальный устный опрос состоит в том, что ученик опрашивается преподавателем индивидуально с вызовом к доске или с места; опрос, в котором один учащийся задаёт другому учащемуся вопросы, а тот отвечает на них (как с места, так и с вызовом к доске); опрос с привлечением средств наглядности — учащийся «озвучивает» фрагмент фильма, диафильма, видеофильма, объясняет структуру модели процесса, прибора, частицы, картины, таблицы и т. д.

Фронтальный опрос состоит в том, что учащимся задаются вопросы, не требующие для ответа длительного времени (1-2 мин при этом каждый вопрос является фрагментом серии вопросов по изучаемой проблеме. За 10-15 мин. задаются вопросы до 10-12 возможных. Такой метод позволяет активизировать процесс познания учебного материала курса ОБЖ и при определенной методике его организации способствует накоплению оценок. Этот способ оптимально применяется при вспомогательном, предварительном и, частично, при текущем контроле.

Письменный контроль состоит в том, что учащимся необходимо письменно ответить на предлагаемые вопросы (ответить на тесты), которые затем проверяются преподавателем.

По характеру применяемых заданий вопросы в традиционной форме и работы с использованием заданий в тестовой форме. С помощью этого вида контроля учитель выявляет учащихся, которым необходимо повторение, а также тех учеников, которые могут быть консультантами при организации урока.

Текущий контроль проводится систематически на каждом занятии и активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет выявить те элементарные учебные элементы, которые трудно усваиваются ими, и в связи с этим ввести коррективы в содержание и методику проведения занятий, что будет способствовать оптимизации образовательного процесса познания курса ОБЖ. Рубежный контроль позволяет выявить уровень усвоения определенного блока знаний по курсу ОБЖ, определить пробелы в знаниях учащихся и наметить пути ликвидации этих пробелов.

Итоговый контроль завершает процесс изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Он выявляет уровень обученности учащегося по предмету и его способность применять полученные знания в разных сферах своей деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

- выделение характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Результаты обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.


Тематический план по ОБЖ 5-9 класс


п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из графы 3

Теоретическая часть

Практическая часть

Региональный компонент


Лабораторные,

практические работы, уроки развитие речи


Контрольные работы

1

2

3

4

5

6

7

5 класс

1.

Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

Практикум: отработка вызова экстренных служб

15

8

5

2

-

1.1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

2

2

1

-

1.2

Опасные ситуации техногенного характера

5

2

2

1

-

1.3

Опасные ситуации природного характера

2

2

-

-

-

1.4

Опасные ситуации социального характера

3

2

1







2.

Чрезвычайные ситуации

Практикум:

переход проезжей части улицы на регулируемом пешеходном переходе/нерегулируемом перекрестке.

Отработка алгоритма действий при возникновении очага пожара в квартире

6

5

-

1

-

2.1

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

5

-

1

-

3.

Основы здорового образа жизни Практикум:

составление примерного распорядка дня, составление примерного рациона питания на неделю

5

3

1

1

-

3.1

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

5

3

1

1

-

4.

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

Практикум:

отработка навыков оказания первой доврачебной помощи

9

6

2

1

-

4.1

Первая медицинская помощь и правила ее оказания.

9

6

2

1

-

Всего часов:

35

22

8

5




6 класс

1.

Безопасность человека в природных условиях


24

20

2

2

-

1.1

Подготовка к активному отдыху на природе.

Практикум:

определение сторон горизонта по признакам местных предметов, солнцу, часам, компасу, расчет маршрута движения в походе по карте, проведение похода выходного дня

5

4

1

-

-

1.2

Активный отдых на природе и безопасность

Практикум:

просмотр учебных фильмов по видам туризма, обсуждения правильности действий

5

4

-

1

-

1.3

Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности

Практикум:

отработка алгоритмов поведения при авариях на видах транспорта

6

5

-

1

-

1.4

Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.

Практикум:

проведение похода выходного дня, отработка навыков постройки временного убежища, разведения костра, добычи воды и пищи

4

3

1

-

-

1.5

Опасные ситуации в природных условиях.

Практикум:

написание реферата на тему безопасности в туристских походах

4

4

-

-

-

2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

8

2

1

-

2.1

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

Практикум:

отработка навыков оказания первой доврачебной помощи

4

2

2

-

-

2.2

Здоровье человека и факторы, на него влияющие.

Практикум:

отработка моделей поведения для твердого и мотивированного отказа от знакомства с вредными привычками

7

6

-

1

-

Всего часов:

35

28

4

3

-

7 класс

1.

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

3

3

-

-

-

1.1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

Практикум:

отработка алгоритма действий при возникновения ЧС природного характера

3

3

-

-

-

2.

Чрезвычайные ситуации природного характера

20

15

2

3

-

2.1

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.

Практикум:

отработка алгоритма действий при возникновения ЧС геологического происхождения, сбор «тревожного чемоданчика»

6

4

1

1

-

2.2

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.

Практикум:

написание реферата на тему ЧС метеорологического характера в мировой практике, защита от них

3

3

-

-

-

2.3

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.

Практикум:

определение потенциально опасных, предрасположенных к затоплению в городе мест

7

5

1

1

-

2.4

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения.

Практикум:

отработка навыков тушения лесных пожаров методом непосредственного тушения, откопкой противопожарных рвов, пуском «встречного пала»

4

3

-

1

-

3.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

7

4

1

-

3.1

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.

Практикум:

прохождение психологических тестов, направленных на оценку уровня стрессоустойчивости, субъективного состояния здоровья и др.

7

6

-

1

-

3.2

Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия)

Практикум:

отработка навыков оказания первой помощи при всех видах кровотечений, ушибах и переломах

5

1

4

-

-

Всего часов:

35













8 класс

1.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

10

9

-

1

-

1.1

Пожарная безопасность

Практикум:

ознакомление с планом пожарной безопасности школы. Отработка алгоритма поведения при обнаружении очага пожара в школе

3

3

-

-

-

1.2

Безопасность на дорогах

Практикум:

разработка «паспорта дорожной безопасности»

3

3

-

-

-

1.3

Безопасность на водоемах

Практикум:

отработка навыков спасения и оказания первой помощи утопающим

2

2

-

-

-

1.4

Экология и безопасность

Практикум:

написание реферата на тему «Предприятия и производства города, наиболее загрязняющие окружающую среду»

2

1

-

1

-

2.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

12

8

3

1

-

2.1

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.

Практикум:

отработка алгоритма действий при возникновения ЧС техногенного характера: йодная профилактика, герметизация помещения, «тревожный чемоданчик», эвакуация, поведение на загрязненном участке

9

5

3

1

-

2.2

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Практикум:

разработка плана действий при получении сигнала о возникновении ЧС техногенного характера

3

3

-

-

-

3.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

13

9

3

1

-

3.1

Основы здорового образа жизни.

Практикум:

отработка моделей поведения для твердого и мотивированного отказа от знакомства с вредными привычками

8

7

-

1

-

3.2

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

Практикум:

отработка навыков оказания первой помощи при всех видах кровотечений, переломах. Наложение шин, жгутов, повязок, транспортировка пострадавшего, основные правила СЛР.

5

2

3

-

-

Всего часов:

35

26

6

3

3

9 класс

1.

Основы безопасности личности, общества и государства

24

21

-

3

-

1.1

Национальная безопасность России в мировом сообществе.

Практикум:

составление таблицы «Национальные интересы России в сферах деятельности»

4

4

-

-

-

1.2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России

Практикум:

написание реферата на тему «Опасные предприятия и производства, расположенные на территории города»

3

3

-

-

-

1.3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

3

2

-

1

-

1.4

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

3

3

-

-

-

1.5

Основные мероприятия, проводимы в Российской Федерации, по защите населении от ЧС мирного и военного времени

Практикум:

составление схемы оперативного подчинения служб при возникновении ЧС на территории города

5

4

-

1

-

1.6

Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом.

Практикум:

написание реферата на тему «Воспитание в духе противодействия терроризму и экстремизму», «Хулиганство и вандализм — разновидности экстремизма»

6

5

-

1

-

2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

8

2

1

-

2.1

Основы здорового образа жизни

Практикум:

доклад на тему «Семья – важнейшая ячейка общества»

3

3

-

-

-

2.2

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.

Практикум:

доклад на тему «Репродуктивное здоровье человека – здоровое будущее всей страны»

3

3

-

-

-

2.3

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

2

-

1

-

2.4

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

Практикум:

отработка навыков оказания первой помощи при передозировке психоактивных веществ

2

-

2

-

-

Всего часов:

35

29

2

4

-


Содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности»
5 класс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по учебного предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и на основе авторской программы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета «обж»
Фгос ооо, планируемыми образовательными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных...
В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»...
Планирование составлено на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 под общей редакцией А. Т. Смирнова, М.,...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (обж)...
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconДоклад по теме: «Обзор вариативных программ по формированию основ...
Я образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Программа предназначена для обучающихся 5, 7, 8, 10 классов мбв(с)оу «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №16 при ик №5»....

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8...
Мбоу «Покровская оош», с учетом авторской программы для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности...
«Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В. Н. Латчуком (руководитель), С. К. Мироновым, С. Н. Вангородским и в соответствии...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную