Презентация урока “Свойства вод Мирового океана”


eco.na5bal.ru > Водные виды спорта > Презентация
23.12.2015г. Урок "Свойства вод Мирового океана". 6-й класс

Павлюченко Ольга Викторовна учитель географии

Тип урока: изучение нового материала с элементами исследовательской работы. 

Цель и задачи урока:

  • расширить имеющиеся знания об основных свойствах морской воды: температуры, солёности;

  • познакомить обучающихся с новыми понятиями;

  • продолжить формирование умения работать с географической картой;

  • развивать познавательный интерес к предмету.

  • развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы

Формы и методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; информационно-иллюстративный; демонстрационный; самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.

Краткое описание хода урока: Методическая особенность урока – исследование. Это позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания обучающихся, развивать навыки творческой работы, умения подводить итоги и делать определённые выводы.

ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словесным и наглядным методами выступают в дидактическом единстве.

Ожидаемый результат урока:

  • творческое мышление школьников,

  • умение приобретать знания из различных источников,

  • анализировать факты,

  • делать обобщение,

  • высказывать собственные суждения.

Оборудование:

  • презентация урока “Свойства вод Мирового океана”,

  • учебник “География. Начальный курс” 6 класс — М.: Дрофа, 2006,

  • атлас 6 класс,

  • физическая карта мира;

  • мультимедийный проектор, экран.

Ход урока I. Организационный момент. – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Викторовна.

Спросил на днях Иван – соседа У струйки, льющейся из крана: «Откуда ты?» - Вода в ответ: «Из Мирового океана». Потом Иван гулял в лесу,

Росой искрилась вся поляна.

Откуда ты? – спросил росу_

«Из Мирового океана»

На поле лег туман седой

Сосед спросил и у тумана:

«Откуда ты? Кто ты такой?-

«И я, дружок, из океана»,

«Ты газировка, что шипишь?»

И из бурлящего стакана

Донесся шепот: «Знай , Иван,

И я пришла из океана»

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

И в дождике, и в росинке

Нам откликается всегда

Океанская вода.

Ребята. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
СЛАЙД 1 . Нам откликается всегда

Океанская вода.
Правильно мы поговорим о свойствах вод Мирового океана.

А чтобы успешно проплыть нам дальше, вспомним что мы уже знаем?

II . Проверка домашнего задания.

Выполните несколько заданий – Повторим домашнее задание
СЛАЙД 2 . Задание 1. Установите соответствие

Объект

Океан


А. Тихий

1.Карибское море

Б. Атлантический

2.Полуостров Сомали

В. Индийский

3. о. Северная Земля

Г. Северный Ледовитый

4.Полуостров Камчатка







А.- Б.- В.- Г.-
СЛАЙД 3. Задание 2. Географический диктант

1. Часть суши, вдающаяся в море или океан. (Полуостров.)

2. Группа островов, расположенных недалеко друг от друга. (Архипелаг.)

3. Самый большой по площади океан. (Тихий.)

4. Самый большой остров. (Гренландия.)

5. Самый большой полуостров. (Аравийский.)
СЛАЙД 4. ответы
СЛАЙД 5. Проведем взаимопроверку

Подведём итоги проверки домашнего задания. Каждый правильный ответ – это один балл. Подсчитайте общее количество баллов.

Критерий оценивания :9 баллов –“5”

7-8 баллов –“4”

5-6 баллов –“3”

А теперь, покажите своими результатами. Поднимите руки у кого – “5”. МОЛОДЦЫ! У кого результаты ниже ждём ваших новых достижений

СЛАЙД 6. Задание 2. работа с картой. (2 минуты)

1.Самый большой по площади океан. (Тихий.)

2. Самый большой остров. (Гренландия.)

3. Самый большой полуостров. (Аравийский.)

4. Сколь океанов на Земле?( 4) покажите

II. Изучение нового материала.

1. Беседа. Ребята все мы знаем, что такое вода, пробовали ее на вкус, видели ее цвет, знаем ее запах .Скажите, какими свойствами обладает вода.( ( Вода не имеет цвета, запаха, она прозрачная)

Учитель: Высказывание .

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. «Ты самое большое богатство на свете.

Антуан де Сент-Экзюпери.
СЛАЙД 7.

Сказка: Было это давно. Так давно, что уже никто не помнит. Создал Бог океан /ангелы наливают в аквариум воду/. И была вода в океане вкусная холодная, прозрачная. И повадились черти воровать воду /черти кружками черпают воду из аквариума/. Рассказали ангелы Богу об этом. Разгневался тот и молвил: «Пусть океанская вода содержит 35‰ соли». Ангелы посолили воду /бросают в аквариум соль и размешивают большой деревянной ложкой/.

Какая вода стала? Стала вода горько-солёная.

Почему черти перестали ее брать?

Какого цвета вода в море? ( синего) Значит, в толще вода имеет цвет. Кто был на море и пробовал на вкус морскую воду? ( Она горько-соленая).

Как вы думаете о чем мы будем с вами говорить? Свойствах вод Мирового океана

А что вы знаете?

А что вы хоте ли узнать сегодня нового на уроке ?

Что вы будете узнавать?

СЛАЙД 8. Свойства воды

Солёность Температура

Мы продолжаем с вами изучать тему “Мировой океан”.

Мы сегодня поговорим о водах Мирового океана. Тема урока “Свойства вод Мирового океана” 

Рассказ соленость химические элементы Узнаем, почему вода в морях горько- соленая, везде ли соленость одинаковая, от чего она зависит, а также какое море самое соленое.

Действительно в морской воде содержатся 73 химических элемента. Больше всего в ней обычной поваренной соли. Горький вкус воде придают соли магния. В воде содержатся даже драгоценные металлы: золото, серебро, но в очень малых количествах. И все-таки в Японии начали получать золото из морской воды.

Учитель: Вода – уникальный растворитель. В природе практически нет воды, не содержащей нерастворённых веществ.

В морской воде в большом количестве содержатся йод, кислород, кальций, фосфор, кремний. Кальций, кремний и фосфор необходимы морским обитателям для строительства раковин и скелетов.

Найдите ответ в учебнике на с.76-77

СЛАЙД 9. Задание 3: работа по учебнику на с.76-77 найдите

1.Что такое соленость?

2.В чем измеряется соленость?

3.Средняя соленость океанской воды?

Дети самостоятельно ищут в учебнике, а затем проговаривают .

СЛАЙД 10. Соленость — это количество минеральных веществ, растворенных в 1 л воды. Измеряется соленость в промилле — это 1/1000 доля числа и отмечают ее знаком ‰.

СЛАЙД 11. Средняя соленость океанской воды 35‰, это значит, что в 1 л воды растворено 35 г солей. Но соленость в морях неодинакова. Она зависит от температуры воды: чем выше температура, тем больше испаряемость. Испаряется вода, а соли остаются. Вспомните, насколько соленым становится суп, если он будет долго кипеть. Воды в кастрюле будет меньше, а соленость выше.

Соленую воду нельзя употреблять в качестве питьевой, она очень вредна для организма человека. Раньше моряки в качестве основного груза брали на борт корабля пресную воду, а на современных кораблях имеются опреснительные установки, в которых морская вода очищается от солей.

— Как вы думаете, какова соленость пресной воды?

Пресной считается вода, в литре которой растворен 1 г соли. Как доказать, что в пресной воде есть соль? На дне кастрюль и чайников остается накипь — это соли и разные примеси. Соль можно увидеть, если испарить несколько капель воды.

Если в море или океан впадают реки, идут дожди соленость будет изменяться или нет?

Соленость воды в море уменьшают реки, впадающие в него. Если в районе моря или океана выпадает много осадков, то соленость воды тоже будет меньше. На Земле много дождей выпадает у экватора, в северной части Атлантики. Мало осадков в тропических широтах.

Я хотела предложить вашему вниманию посмотреть несколько опытов.

СЛАЙД 12. Опыт 1. Возьмём два сосуда, нальём одинаковый объём воды и одинаковый объём соли, всё хорошо перемешаем. В один из сосудов будем добавлять пресную воду через определённый промежуток времени. 

– Как вы думаете, что произойдёт, например, через неделю?

– Какие выводы можно сделать, от чего зависит солёность воды?

– Откуда берётся пресная вода в Мировом океане?

СЛАЙД 13. – Солёность вод Мирового океана зависит от притока пресной воды с суши (речного стока), атмосферных осадков и таяния льдов

СЛАЙД 14. Задание 4.– Закончите предложения:  больше , меньше

  • Чем __больше__ выпадает атмосферных осадков, тем __меньше__ солёность вод Мирового океана.

  • Чем __больше__ речной сток в Мировой океан, тем _меньше__ его солёность.

СЛАЙД 15.

СЛАЙД 16. Опыт 2. Возьмём два сосуда, нальём одинаковый объём воды и одинаковый объём соли, всё хорошо перемешаем. Один из сосудов будем нагревать.

– Что произойдёт через 10 минут?

– В каком сосуде вода будет более солёной?

СЛАЙД 17. – Какие выводы можно сделать, от чего зависит солёность воды? Солёность вод Мирового океана зависит от температуры и испарения с его поверхности

СЛАЙД 18. – Закончите предложения: 

  • Чем ___меньше_______ температура, тем __меньше____ испарение вод Мирового океана.

  • Чем ___больше_____ испарение, тем __выше____ солёность вод Мирового океана

Подведём итоги: 

– Там, где осадков выпадает больше и испарение невелико, солёность ниже, к тому же её понижают речные воды и воды тающих льдов.

СЛАЙД 19. Это интересно. Если все соли, растворённые в водах Мирового океана, выпарить и равномерно распределить по поверхности Земли, то нашу планету покроет слой соли толщиной 45 метров. 

СЛАЙД 20. – К высоким широтам солёность уменьшается, невелика она и в экваториальных областях, где выпадает много осадков и несколько понижено испарение, а в тропических широтах солёность повышена. 

Причины в рабочий лис т

Задание 4: Постановка познавательной задачи /3 мин/ Работа в микро группах

СЛАЙД 21. Ребята сравните – средняя солёность Объясните разницу соленость морей? Используйте следующие данные:

красного моря -42‰,

Чёрного моря - 18‰,

Балтийского моря – 3-4‰.

Какой вывод напрашивается? /Солёность в разных морях разная/. Как вы думаете, какую проблему нужно решить? /Почему солёность отличается, какие причины влияют на солёность/.В окраинных морях солёность близка к средней океанической. . 1. В Красное море не впадает ни одна река, его пересекает тропики, значит, выпадает мало осадков, а испарение большое, т.к. море находится близко к экватору.) 2. В Черном море впадает много рек, которые несут пресную воду: Днепр, Дон, Дунай и др. 3. В Балтийское море находится далеко от экватора, поэтому там небольшое испарение, в него впадает много рек, опресняющих воду.

Что влияет на соленость?

на солёность влияют: количество осадков, испарение. Наличие или отсутствие впадающих в море рек и другие источники поступление пресной воды, степень испарения, которое зависит от величины температуры воздуха, силы ветра.

СЛАЙД 22. К сожалению, в результате загрязнения моря промышленными отходами, удобрениями, пестицидами, нефтью и нефтепродуктами в морях растет содержание вредных и даже смертельно опасных для всего живого веществ.

Пластик, часто содержащий токсичные вещества, разлагается в окружающей среде до 400 лет.

Нефть плавает только на поверхности воды, но загрязнение ею прибрежной полосы может стать экологической катастрофой.

СЛАЙД 23. 2 блок .Кроме солёности морская вода обладает ещё одним свойством – это температурой.

Температура

СЛАЙД 24. Карта океанов теплые океаны отчего зависят

– Как вы думаете, какие основные свойства вод Мирового океана, которые влияют на развитие жизнь на Земле?

– Правильно, температура вод и солёность! 

– Рассмотрим карту “Среднегодовая температура вод Мирового океана”. 

– Какие особенности распределения температур поверхностных вод вы видите? – Правильно, температура поверхностных вод Мирового океана распределена неравномерно

СЛАЙД 25. Уникальным свойством воды как вещества является её способность медленно нагреваться и медленно остывать. Поэтому океан накапливает огромное количество тепла и служит регулятором температуры на суше. 

В открытом океане температура воды изменяется в пределах от – 2° до + 30°С. Поверхностная температура в Персидском заливе в летние месяцы превышает 33°С, а на мелководьях у берегов может достигать 36°С.

СЛАЙД 26. Самая холодная вода в море Уэдделла, в Антарктике. 

СЛАЙД 27.

СЛАЙД 28. – Как вы думаете, от чего зависит температура вод Мирового океана? 

Задание 5:  2. Работа в микрогруппах( парах)

По ходу должны заполнить таблицу окенаны и средняя температура

СЛАЙД 29. Изучите данные о температуре воды и сделайте вывод, как она изменяется при изменении широты.

0° с. ш.: +26 °С;

30° с. ш.: +20 °С;

60° с. ш.: +5°С;

90° с. ш.: -1,5 °С. какой вывод можете сделать?

Вывод: чем дальше от экватора, тем вода холоднее

СЛАЙД 30. Изучите данные измерения температуры воды и сделайте вывод об изменении температуры воды с глубиной:

0 м: +20 °С;

200 м: +10 °С;

1000 м: +3 °С;

2000 м: +2 °С;

5000 м: +2 °С.

Вывод: температура с глубиной понижается. Вода нагревается солнечными лучами. Лучи проникают только в верхние слои воды.

Ниже глубины 1000 м температура остается одинаково низкой. Солнечные лучи не проникают ни на глубину 2000 м, ни на глубину 5000 м.

(— Откройте карту океанов. Найдите условный знак «зимняя граница плавучих льдов». Определите, какие части океанов замерзают.) При какой температуре замерзает морская вода?

СЛАЙД 31. — Какое из морей замерзает: Баренцево или Карское? (Карское.)

— Почему не замерзает Баренцево море, а соседнее Карское море замерзает? Его еще называют «мешок со льдом». (В Баренцево море поступают теплые воды Норвежского течения.)

В Мертвом море, которое имеет соленость 400‰, человек, не умеющий плавать, не утонет, т. к. его держит очень плотная вода.

Итак, подведем итог нашей работы. Что мы узнали о солености и температуре воды в океанах и морях?

СЛАЙД 32. Соленость воды:

1) измеряется в промилле — ‰;

2) в морях и океанах неодинакова;

3) зависит от испарения, осадков, рек, впадающих в море;

4) пресная вода имеет соленость 1‰;

5) самое соленое море — Красное — 42‰.

СЛАЙД 33. Температура воды:

1) поверхностные воды нагреваются лучами солнца;

2) чем глубже, тем вода холоднее;

3) температура воды понижается до глубины 1000 м, далее остается постоянной;

4) температура у экватора равна +26...+27 °С;

5) у полюсов температура равна —1...+2 °С;

6) соленая вода замерзает при более низкой температуре (не 0 °С, а -2 °С).

— Почему водолазы надевают под скафандр теплую одежду, даже если погружаются в теплое море? (На глубине вода холодная.)

— Почему морская вода не замерзает при температуре 0 °С? (Соленая вода замерзает при более низкой температуре. Например, при солености 35‰ морская вода замерзает при температуре —2° С.)

 Закрепление пройденного. А как вы думает на чем закончилась наша сказка?

СЛАЙД 34. – Причины, определяющие свойства вод Мирового океана. 

Почему тихий океан самый теплый?* посреди экватор.

Изменяется свойства воды под действием человека.?

Обобщение Закрепление тест

СЛАЙД 35. Тест.

1. Круговорот воды на Земле характерен для:

И) восточного полушария;

С) литосферы;

Б) гидросферы, атмосферы, литосферы;
2. В чем измеряется соленость?

Д) в процентах;

Р) в промилле;

3. Какое море самое соленое?

А) Красное;

К) Балтийское;

Н) Черное;

4. От чего зависит соленость воды?

В) от температуры, испарения, от поступления пресных вод;

Я) от обитателей океана;

Ж) от человека.

5. При какой температуре замерзает океаническая вода?

П) 0°С;

О) -2°С;

Д) -1°С.
Таблица ответов.


Номер вопроса

1

2

3

4

5

Буква ответа
















Проверим ответы. Какое слово у вас получилось в ответе?

Кто получил «браво» - молодец!

взаимопроверка

— Моряки узнавали о приближении берега по солености океанской воды. Как это можно узнать? {У берегов вода менее соленая, т. к. с суши в море впадают реки.)

— Почему у экватора соленость воды меньше, чем у тропиков? (У экватора выпадает много осадков, в районе тропиков осадков мало.)

Подумайте и объясните. Корабль, груженный мешками с чаем, вез их из индийского города Бомбея в Новороссийск. По пути он останавливался в нескольких портах Красного, Средиземного и Черного морей. Уровень ватерлинии то поднимался выше уровня воды, то опускался ниже. Капитан заподозрил команду в воровстве груза. Прав ли был капитан? Защитите команду. (Примерный ответ. Нет. Капитан напрасно подозревал команду в воровстве. Груза не стало меньше. Соленость воды в Красном, Средиземном, Черном и Аравийском морях разная, значит, и плотность воды тоже разная. Корабль погружался сильнее в воде с низкой плотностью, а всплывал в воде более соленой, т. е. более плотной.)

заполнить таблицу

Море

Солёность, %о

Причины

Балтийское

10

Умеренные широты, внутреннее море, большой речной сток

Карское

10

 

Красное

42

 

Баренцево

35

 

Решите задачу. Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 т черноморской воды, если её солёность 18 ‰?

Дано: Решение:

V= 1 т в 1 т = 1000л

Солёность Чёрного моря - 18 ‰ 1000 * 18 = 18000г=18кг - масса

Найти: сколько соли можно соли, которую можно получить

получить из 1 т воды этого моря из черноморской воды.

СЛАЙД 36. Домашнее задание:

Параграф «Свойства океанической воды” прочитать п. 20 с.76-78 пересказ ответить на в. 5-6 письменно

Спасибо за урок очень приятно было свами работать.

СЛАЙД 37. IV. Рефлексия: смайлик выберите себе смайлик похлопайте в ладоши .

СЛАЙД 38.

Подумайте и объясните. Корабль, груженный мешками с чаем, вез их из индийского города Бомбея в Новороссийск. По пути он останавливался в нескольких портах Красного, Средиземного и Черного морей. Уровень то поднимался выше уровня воды, то опускался ниже. Капитан заподозрил команду в воровстве груза. Прав ли был капитан? Защитите команду.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Презентация урока “Свойства вод Мирового океана” iconТема: «Природные, социальные и экологические проблемы развития Индийского океана»
Должать совершенствовать практические умения характеризовать климатические условия океана, свойства водных масс, природные богатства,...

Презентация урока “Свойства вод Мирового океана” iconРельеф суши и дна Мирового океана Урок №16
Предметные: дать определения ключевым понятиям, сформировать знания об основных формах рельефа суши и дна мирового океана

Презентация урока “Свойства вод Мирового океана” iconВ каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,...
Шает использование всех остальных ресурсов вместе взятых. Для утоления «водного голода» жителей нашей планеты существуют различные...

Презентация урока “Свойства вод Мирового океана” iconОкеан-наибольшая часть Мирового океана, ограниченная материками Комплексная характеристика

Презентация урока “Свойства вод Мирового океана” iconИсследовательская работа «космический мусор»
...

Презентация урока “Свойства вод Мирового океана” icon«Загрязнение Мирового океана»
Оборудование: 1) для проведение эксперимента: керосин (бензин), растительное масло, машинное масло, завинчивающаяся высокая банка,...

Презентация урока “Свойства вод Мирового океана” iconПлан урока №1 Тема: Вводный инструктаж по технике безопасности. Экология...
...

Презентация урока “Свойства вод Мирового океана” iconУрока: проблемно-диалогическая Тема урока: Северный Ледовитый океан
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о природе Северного Ледовитого океана, его хозяйственном...

Презентация урока “Свойства вод Мирового океана” iconТема урока: Подземные воды
Сформировать представление о видах подземных вод; способствовать формированию знаний о зависимости подземных вод от состава горных...

Презентация урока “Свойства вод Мирового океана” iconКонспект урока географии в 7А классе по теме "Атлантический океан"
Цели урока: выявить особенности географического положения Атлантического океана, тектонической структуры, строения дна, комплекса...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную