Дебаты - это игра, в которой принимают участие две команды, занимающие противоположные точки зрения по рассматриваемой проблеме и отстаивающие свою точку зрения.
Дебаты развивают у учащихся все четыре основных языковых коммуникативных навыка – аудирование, чтение, письмо и, прежде всего, говорение. На этапе подготовки к играм участники анализируют литературу, создавая опорные конспекты, аннотации, тезисы, заметки, подборки цитат, кратко записывают структуру речи, что развивает чтение и письмо как коммуникативные навыки. Непосредственно во время игры в дебаты совершенствуются умения аудирования и говорения.
С точки зрения совершенствования предметных знаний:
дебаты помогают ученикам консолидировать свои языковые знания и умения, полученные на уроках английского
в процессе подготовки к игре участник расширяют свой словарный запас, изучая новую лексику по теме игры
ученики совершенствуют навыки монологической и диалогической речи, которые будут для них незаменимыми при сдаче раздела «Говорение» ЕГЭ
С точки зрения совершенствования межпредметных умений и навыков:
формируются навыки красноречия, умения выступать перед аудиторией
развивается умение анализировать и критически оценивать информацию
развивается умение работать в команде, распределять роли
развивается умение правильно распределять время своего выступления.
В качестве еще одного достоинства данной технологии отмечается и то, что дебаты являются средством формализации дискуссии. Это особенно важно в процессе изучения иностранного языка, т.к. разговорные темы чаще, чем на других предметах, затрагивают личность ученика. Учащиеся часто испытывают затруднения перед ситуацией, когда необходимо предъявить классу своё мнение по таким проблемам в неформализованном и неформатированном обсуждении. Средством преодоления такой ситуации становится формализация дискуссии, т.е. перевод её в русло дебатов
Существуют различные форматы дебатов, но наиболее распространенные среди школьников - это формат Карла Поппера и Всемирный школьный формат. У каждого из них есть свои небольшие особенности регламента, однако основные правила совпадают.
Основные принципы:
1) Наличие темы игры - определенного утверждения Motion/Resolution.
2) участие двух команд (традиционно состоят из 3 участников - Speakers) - Утверждения и Отрицания (Affirmative/Negative, Proposition/Opposition)
3) Дебаты строятся на основе выдвижения командами аргументов (Arguements) - кратких тезисов, сформулированных участниками в подтверждение или опровержение главной темы игры. Также команды используют опровержения (Rebuttals) для выражения несогласия с соперниками.
4) Команды имеют право на 5-минутный тайм-аут для консультации друг с другом перед своим выступлением (тайм-аут можно использовать либо частями, либо полностью сразу);
5) За соблюдением временных ограничений следит тайм-кипер (Timekeeper), который показывает спикерам, сколько времени осталось до конца выступления или тайм-аута (у него карточки: 2 min, 1 min, 30 sec)
6) дебаты судит судейская коллегия (Jury), состоящая из 3–5 человек (это преподаватели или обучающиеся других классов/групп). По ходу дебатов они заполняют особые протоколы. По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют чьи аргументы и способ доказательства были наиболее убедительными;
7) остальные обучающиеся класса/группы в период подготовки к игре помогают составлять кейс своей команде (все материалы к игре), а во время игры – они болеют за свою команду.
Ход дебатов:
спикер
| Время
|
| Первый спикер утверждающей команды. (Р1)
| 4 мин.
| – Представляет утверждающую команду;
– формулирует тему дебатов;
– объясняет ключевые понятия;
– заявляет позицию своей команды;
– представляет все аргументы команды;
– заканчивает четкой формулировкой общей линии.
| Третий спикер отрицающей команды (ОЗ) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (Р1) (1 раунд вопросов).
| 1,5 мин.
|
| ОЗ задает перекрестные вопросы с целью принизить значение аргументов Р1;
Р1 отвечает.
|
| Первый спикер отрицающей команды (О1)
| 4 мин.
| – представляет команду;
– отрицает тему, формулирует тезис отрицания;
– принимает определение, предложенное утверждающей командой;
– опровергает аргументы и выдвигает контраргументы;
– заканчивает четкой формулировкой общей линии команды.
| Третий спикер утверждающей команды (Р3) (2 раунд вопросов).
| 1,5 мин.
| Р3 задает перекрестные вопросы О1 с целью принизить значение аргументов О1;
О1 отвечает.
| Второй спикер утверждающей команды (Р2).
| 3 мин.
|
| – опровергает аргументы, выдвинутые О1;
– приводит новые доказательства в защиту аргументов команды (новых аргументов не приводит).
|
| Первый спикер отрицающей команды (О1) (3 раунд вопросов)
| 1,5 мин.
| О1 задает перекрестные вопросы Р2 с целью принизить значение аргументов и доказательств Р2;
Р2 отвечает на вопросы.
| Второй спикер отрицающей команды (О2)
| 3 мин.
| – опровергает аргументы, представленные утверждающей командой;
– восстанавливает аргументы своей команды;
– представляет новые доказательства (новые аргументы не приводятся).
|
| Первый спикер утверждающей команды (Р1) (4 раунд вопросов).
|
| 1,5 мин
|
| Р1 задает перекрестные вопросы О2 с целью принизить значение аргументов и доказательств;
О2 отвечает.
|
| Третий спикер утверждающей команды (Р3)
| 3 мин.
| – акцентирует основные моменты дебатов, следуя своим аргументам;
– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;
– объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;
– не приводит новых аргументов;
– делает эффектное заключение.
| Третий спикер отрицающей команды (О3).
| 3 мин.
|
| – акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса;
– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;
– объясняет, почему приводимые его командой аргументы более убедительны;
– делает эффектное заключение.
|
|
Или такая структура:
Speech 1 (Речь 1): первый участник стороны «За» предлагает тему и выступает с первым аргументом своей команды.
Speech 2: первый участник стороны «Против» высказывает противоположную точку зрения своей команды.
Speech 3: второй сторонник высказывает второй аргумент.
Speech 4: второй противник – второй контраргумент.
Объявляется перерыв 5-10 минут для того, чтобы учащиеся подготовили свои речи-протесты.
Speech 5: Команда «Против» высказывает два собственных опровержения на два утверждения команды «За» и резюмирует свои собственные две причины.
Speech 6: Команда «За» высказывает два опровержения на два отрицательных аргумента команды-противника и резюмируют собственные две причины.
Необходимо серьезно подходить к выбору темы. Для этого, во-первых, должны быть выявлены идеи и проблемы, которые представляют интерес для участников дебатов. Во-вторых, тема должна быть сформулирована таким образом, чтобы и сторона «за» и сторона «против» могли одинаково эффективно представить свою позицию. Тема не должна давать преимущество какой-либо команде. В методической работе Джорджа МакМаллама «101 Word Games for Students of English as a Foreign Language» приводятся следующие возможные темы для обсуждения в формате «классических» дебатов на занятиях английского языка: Environment is more important than heredity (Окружающая среда важнее наследственности); There is too much violence on television today (Сегодня на телевидение слишком много насилия); Examinations are unnecessary and should be eliminated (Экзамены не нужны, и их надо отменить); Population is not as serious problem as we are led to believe (Перенаселение не такая серьёзная проблема, как мы думаем); Childhood is definitely the happiest period in one’s life (Детство – самое счастливое время жизни).
Подготовка и поведение дебатов предполагает организацию работы в группах (командах). Е.Г. Калинкина называет следующие возможные принципы распределения учащихся по группам. Преподаватель может сам создать команды, распределив роли, либо студенты создают группы самостоятельно, а роли распределяются по взаимной договорённости или по жребию. Возможно также перед началом занятия провести тестирование, по результатам которого разделить учащихся на три группы («сильные», «средние», «слабые») и объединить по одному человеку из каждой группы в команду. В группу можно объединить и соседей по партам или по рядам
Участие в дебатах является непростым заданием для школьников. Учителя, использующие данную технологию, отмечают, что подготовка учащихся к проведению дебатов может занять продолжительное время – до пяти-шести уроков. Примерный план:
- Занятие 1: изучение отличия сильной аргументации от слабой, учащиеся учатся формулировать свои тезисы
- Занятие 2: учащиеся учатся формулировать свое мнение (двухминутное высказывание по поводу одной стороны проблемы); знакомство учащихся с различными видами доказательств аргументов (пример, мнение эксперта, статистика, здравый смысл)
- Занятие 3: объясняется структура дебатов. Формируются команды; выбор темы; стороны выбирают позиции; знакомятся с структурой дебатов; ищут аргументы.
- Занятие 4: Каждая команда продумывает сильные аргументы, которые их противники могли бы использовать в защиту своей точки зрения. Затем пошагово отрабатывается навык выступать с опровержением высказанных аргументов.
- Занятие 5: Учащиеся знакомятся с ролью судей, тренируются в заполнении судейского протокола.
Пример судейского протокола:
Speech 1 (Речь 1): Первый аргумент команды «За» (подходит для речей 1-4).
Анализ высказанной причины:
Is this reason clear? ___/1
Is this reason strong? ___/1
Анализ высказанного примера-довода:
Is the support clear? ___/1
Good examples/common sense: ___/1
Expert opinion/statistics: ___/1
Speech 5 (Речь 5): Опровержение команды «Против» (используется также для речи 5и 6 (четыре опровержения))
Анализ опровержения первого аргумента:
They disagree because…
Therefore…
Is this rebuttal clear? ___/1
Did they use a strong because and therefore? ___/1
- Занятие 6: непосредственно дебаты.
В процессе обучения иностранному языку возможно использовать и отдельные элементы технологии дебаты. Кажется допустимым использовать на уроках так называемые «модифицированные» дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил, что позволяет вовлечь в работу всю группу. В модифицированных дебатах возможно изменение регламента, увеличение числа игроков в командах, допускаются вопросы из аудитории, организуются «группы поддержки», обсуждение проблемы продолжается после игры и т.д.
Продуктивны на уроках иностранного языка и другие форматы дебатов: экспресс-дебаты, дебаты как форма работы с письменным или устным текстом, «скоростные» дебаты и т.д.
Экспресс-дебаты – это дебаты, подготовка в которых сведена к минимуму. Они проводятся на основе материала учебника либо раздаточного материала и тесно пересекаются дебатами как формой работы с текстом. Примером может служить обсуждение темы Sport damages our health (Спорт вредит здоровью) после прочтения тематического текста.
«Скоростные», или мини-дебаты «один на один», и каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока является какая-то общая проблема, которая делится на составляющие. По каждой мини-проблеме заслушивается пара конкурирующих спикеров (по две минуты каждый) и их вопросы друг другу, выводы каждого спикера фиксируются письменно и затем обсуждаются группой.
В заключение следует сказать, что дебаты – это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения иностранного языка в старших классах средней школы в целом и к подготовке учащихся к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку в частности. Кроме того, данная педагогическая технология и её элементы способны мотивировать учеников к самостоятельному изучению иностранного языка и применению его в коммуникативных ситуациях. |