Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста. Старший воспитатель Ильина Светлана Виуторовна гбоу детский сад №2092 вао г. Москвы


eco.na5bal.ru > Военное дело > Документы
Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста.
Старший воспитатель

Ильина Светлана Виуторовна

ГБОУ детский сад №2092

ВАО г.Москвы.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» В.А.Сухомлинский
Все более расширяющийся круг знаний и умений, которыми должно овладеть молодое поколение, готовясь к практической деятельности, ставит перед педагогической наукой, в частности перед дидактикой, задачу совершенствования процессов воспитания и обучения детей.

Работа, проводимая в детском саду посвящена решению, на мой взгляд, важной, имеющей решающее значение в подготовке детей к школе, проблемы, а именно развитие познавательной активности детей средствами экспериментальной деятельности.

Актуальность этой проблемы объясняется тем, что в реальных условиях современного мира, в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, усвоению, так называемых ЗУНов. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Как научить маленького ребенка думать? Очевидно, что научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления.

Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации человека. Дошкольник стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому угаснуть. Однако не всякая деятельность развивает. Исследования последних лет убедительно доказывают, что эффективность развития связана с освоением ребенком

позиции субъекта детской деятельности. Освоение ребенком позиции детской деятельности требует специальной педагогической технологии. Ребенок-дошкольник видит окружающий мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок все хочет взять в руки, опробовать. «В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов» Подъяков. Сложное - дети усваивают через конкретное. В настоящее время деятельности экспериментирования уделяется существенное внимание. Вопросы по данной теме рассматриваются в программе «Детство», в парциальной программе Рыжовой «Природа – наш дом», в пособие И.Э.Куликовской «Детское экспериментирование», в методических рекомендациях А.И.Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду», в пособии А.И.Ивановой «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», в методических разработках О.В.Дыбиной «Неизведанное рядом».

Исходя из анализа вышеперечисленной литературы, сделали вывод, что детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах и тд.

На основе опыта работы двух лет по развитию познавательной активности средствами деятельности экспериментирования была создана методическая разработка «Поисково-экспериментальная деятельность как метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста». В основе методической разработки лежит утверждение, что использование метода поисково-экспериментальной деятельности существенно окажут влияние на познавательное развитие, если

  • педагоги будут заинтересованы в работе по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования ,

  • будет проводиться специально-организованная работа по развитию познавательной активности средствами игры-экспериментирования.

Для экспериментальной работы по данной проблеме мы выдвинули следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы посвященной данной проблеме.

2. Разработать и экспериментально опробовать метод поисково–экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

3. Выявить уровень сформированности деятельности экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с возрастными возможностями в детском саду созданы условия для развития у них естественнонаучных и экологических представлений, для развития у детей представлений о физических свойствах предметов и закономерностях явлений окружающего мира:

  • Созданы условия для того, чтобы дети обнаруживали различные свойства веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др;

  • Созданы условия для того, чтобы дети обследовали предметы и сравнивали их свойства;

  • Созданы условия для того, чтобы дети классифицировали их, находили способы применения этих свойств в быту, в повседневной жизни; представляли, что было бы, если бы те или иные свойства исчезли у того или иного материала или поменялись на обратные.

Познавательные задачи решаются детьми:


  • в процессе игр с песком, глиной, снегом, водой, тестом, крупами.

  • в процессе обследования этих и других материалов (предметов, сделанных из дерева, пластмассы , бумаги, ткани и тд),

  • в процессе экспериментов с ними.

  • в процессе наблюдения за такими явлениями, как таяние снега, льда, замерзание, кипение, испарение и конденсация воды,

  • в процессе ее движения,

  • в процессе действия на различные вещества: крупы, мыло, грязь, песок, глину и тд, при различных температурах.

  • Обсуждение наблюдаемых явлений,

  • в процессе участия в разнообразных видах деятельности: труд, продуктивные виды деятельности.

  • в процессе знакомства детей с характерными признаками времен года, наблюдает вместе с ними за положением солнца на небе, продолжительностью светового дня, по сравнению с ночью, температурой воздуха, ветром, дождем, снегопадом,, инеем, росой, грозой, радугой и прочими атмосферными явлениями.

Педагогами созданы условия для развития у детей познавательной деятельности.

    • Созданы условия для наблюдений, экспериментирования, решения проблемных ситуаций, для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать (на основе выделения существенных признаков), устанавливать частные и общие признаки.

    • Развивает деятельность наблюдений: учит детей ставить цель. Отбирать и использовать сенсорные и интеллектуальные способы наблюдения, планировать его ход, делать выводы.


Опыт работы позволяет утверждать, результаты использования метода деятельности экспериментирования достаточно эффективны. Наши воспитанники научились обследовать предметы, замечать сходство и различия между ними, подробно описывать их, выделяя главные и второстепенные признаки. В процессе работы были замечены такие изменения:

  • дети научились обследовать предметы, замечать сходство и различия между ними;

  • у детей сформировалась потребность самим объяснять свои действия и оценивать то, что получилось;

  • дети научились сопоставлять различные факты;

  • дети охотно играют в игры-экспериментирования с педагогом, появляются совместные игры детей.

  • Дети научились делать выводы.


Цели, задачи и структура поисково-исследовательской деятельности.

В процессе поисково-экспериментальной деятельности решаются следующие задачи:

  • Формирование диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

  • Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования

  • Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.


Условия:

  1. Изучение программ, подбор пособий, методических разработок, художественной литературы.

  2. Организация развивающей среды;

  3. Овладение воспитателем знаний и приобретение опыта экспериментальной работы.

  4. Связь с родителями.


Поисково-познавательная деятельность идет по трем взаимосвязанным направлениям:

На занятиях по ознакомлению с предметным миром знакомим детей

и качествами материалов: со свойствами бумаги, картона, стекла,

резины, кожи, ткани, пластмассы, металла, керамики, дерева.
На занятиях по экологии проводят игры экспериментирования
игры с водой, снегом, льдом; игры с зеркалом; игры со светом; игры со цветными стеклышками; игры с магнитом; игры с резиной; изучают свойства воды, свойства бумаги, свойства почвы, узнают, что такое воздух.

На занятиях по математике перед детьми ставят проблемно-игровые ситуации с множествами и числами, проблемно-игровые ситуации с точками, линиями, фигурами, проблемно-игровые ситуации с измерениями.

В работе с дошкольниками по экспериментальной деятельности выделяется четыре компонента:

  1. познавательный компонент,

  2. деятельностный компонент,

  3. ценностный компонент (значение в жизни человека),

  4. отношение ребенка к рукотворному миру.

Ребенок как субъект деятельности: (Почему?)

  1. Выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить.

  2. Предлагает возможные решения.

  3. Проверяет эти возможные решения, исходя их данных.

  4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки.

  5. Применяет выводы к новым данным.

  6. Делает обобщения.


Условия, для развития познавательной активности у детей: (Что необходимо, чтобы ребенок стал субъектом деятельности?)

    • Детское экспериментирование должно быть интересно ребенку.

    • Задание должно быть выполнимо участниками эксперимента.

    • Присутствие элемента удивления, неожиданности.

    • Соответствие возрастным особенностям детей.

    • Знание исследовательского предмета педагогом.



Детское экспериментирование проводят не только на занятиях.

Структура педагогического процесса:

  1. Совместная деятельность воспитателя и ребенка вне занятий:

    • Наблюдения

    • Опыты,

    • Игры-экспериментирования

    • Работа с иллюстративным материалом

    • Беседы на познавательные темы

    • Чтение художественной литературы познавательного характера.

  2. Взаимодействие воспитателя и ребенка на занятиях:

  • Ознакомление с предметным миром,

  • Формирование элементарных математических знаний;

  • Формирование экологических знаний.

(Обогащение знаниями, систематизация знаний, обобщение знаний)

  1. Самостоятельная деятельность детей

  • Уход за растениями в уголке природы

  • Игровая деятельность

  • Продуктивные виды деятельности.


Основные этапы экспериментирования:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы);

  • Выработка гипотезы, предположения;

  • Поиск и предложение возможных вариантов решения;

  • Сбор материала, экспериментирование;

  • Выводы.


Работа по детскому экспериментированию может проходить в разных формах:

    • как специально организованное занятие,

    • как часть занятия

    • как игра-экспериментирование

    • как сюжетная игра в режиме дошкольника.


Уровни исследовательского обучения:

  1. Педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно.

  2. Педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (возможен групповой, коллективный поиск).

  3. Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно

Вывод:

Практическая ценность данной методической разработки состоит в том, что метод поисково-экспериментальной деятельности воспитатель может использовать в своей работе и на занятии, и в повседневной деятельности для повышения эффективности подготовки детей к школе.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста. Старший воспитатель Ильина Светлана Виуторовна гбоу детский сад №2092 вао г. Москвы icon«Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности»
Сухорукова Светлана Сергеевна старший воспитатель мбдоу детский сад №10 «Улыбка» комбинированного вида

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста. Старший воспитатель Ильина Светлана Виуторовна гбоу детский сад №2092 вао г. Москвы iconСамое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам. Ральф У. Эмерсон, философ
Опытно-экспериментальная деятельность по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении...

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста. Старший воспитатель Ильина Светлана Виуторовна гбоу детский сад №2092 вао г. Москвы iconПерспективный план по самообразованию по теме «Проектная деятельность...
Перспективный план по самообразованию по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного...

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста. Старший воспитатель Ильина Светлана Виуторовна гбоу детский сад №2092 вао г. Москвы iconКафедра дошкольного и начального образования
...

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста. Старший воспитатель Ильина Светлана Виуторовна гбоу детский сад №2092 вао г. Москвы iconСтатья «Программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного...
Авторы программы воспитатели дошкольного отделения гбоу «Школа №842» г. Москвы Зверькова А. М., Сафронова И. Б

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста. Старший воспитатель Ильина Светлана Виуторовна гбоу детский сад №2092 вао г. Москвы icon«Земле мусор не к лицу!» для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №81» комбинированного вида Кировского района

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста. Старший воспитатель Ильина Светлана Виуторовна гбоу детский сад №2092 вао г. Москвы iconКонспект организованной образовательной деятельности для детей старшего...
Подготовила: Красильникова Татьяна Дмитриевна, воспитатель мбдоу «Детский сад «Солнышко» г. Бирюча»

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста. Старший воспитатель Ильина Светлана Виуторовна гбоу детский сад №2092 вао г. Москвы iconМетодическая разработка Опытно-экспериментальная деятельность как средство
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №54» общеразвивающего вида

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста. Старший воспитатель Ильина Светлана Виуторовна гбоу детский сад №2092 вао г. Москвы iconРабочая программа по теме: «Детский туризм как средство экологического...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г Новоалтайска Алтайского края

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста. Старший воспитатель Ильина Светлана Виуторовна гбоу детский сад №2092 вао г. Москвы iconИтоги работы районной экспериментальной площадки тема: «Социальное...
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 Курортного района Санкт-Петербурга


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную