Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста. Старший воспитатель Ильина Светлана Виуторовна ГБОУ детский сад №2092 ВАО г.Москвы. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» В.А.Сухомлинский Все более расширяющийся круг знаний и умений, которыми должно овладеть молодое поколение, готовясь к практической деятельности, ставит перед педагогической наукой, в частности перед дидактикой, задачу совершенствования процессов воспитания и обучения детей. Работа, проводимая в детском саду посвящена решению, на мой взгляд, важной, имеющей решающее значение в подготовке детей к школе, проблемы, а именно развитие познавательной активности детей средствами экспериментальной деятельности. Актуальность этой проблемы объясняется тем, что в реальных условиях современного мира, в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, усвоению, так называемых ЗУНов. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Как научить маленького ребенка думать? Очевидно, что научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации человека. Дошкольник стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому угаснуть. Однако не всякая деятельность развивает. Исследования последних лет убедительно доказывают, что эффективность развития связана с освоением ребенком позиции субъекта детской деятельности. Освоение ребенком позиции детской деятельности требует специальной педагогической технологии. Ребенок-дошкольник видит окружающий мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок все хочет взять в руки, опробовать. «В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов» Подъяков. Сложное - дети усваивают через конкретное. В настоящее время деятельности экспериментирования уделяется существенное внимание. Вопросы по данной теме рассматриваются в программе «Детство», в парциальной программе Рыжовой «Природа – наш дом», в пособие И.Э.Куликовской «Детское экспериментирование», в методических рекомендациях А.И.Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду», в пособии А.И.Ивановой «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», в методических разработках О.В.Дыбиной «Неизведанное рядом». Исходя из анализа вышеперечисленной литературы, сделали вывод, что детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах и тд. На основе опыта работы двух лет по развитию познавательной активности средствами деятельности экспериментирования была создана методическая разработка «Поисково-экспериментальная деятельность как метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста». В основе методической разработки лежит утверждение, что использование метода поисково-экспериментальной деятельности существенно окажут влияние на познавательное развитие, если
Для экспериментальной работы по данной проблеме мы выдвинули следующие задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы посвященной данной проблеме. 2. Разработать и экспериментально опробовать метод поисково–экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста 3. Выявить уровень сформированности деятельности экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с возрастными возможностями в детском саду созданы условия для развития у них естественнонаучных и экологических представлений, для развития у детей представлений о физических свойствах предметов и закономерностях явлений окружающего мира:
Познавательные задачи решаются детьми:
Педагогами созданы условия для развития у детей познавательной деятельности.
Опыт работы позволяет утверждать, результаты использования метода деятельности экспериментирования достаточно эффективны. Наши воспитанники научились обследовать предметы, замечать сходство и различия между ними, подробно описывать их, выделяя главные и второстепенные признаки. В процессе работы были замечены такие изменения:
Цели, задачи и структура поисково-исследовательской деятельности. В процессе поисково-экспериментальной деятельности решаются следующие задачи:
Условия:
Поисково-познавательная деятельность идет по трем взаимосвязанным направлениям: На занятиях по ознакомлению с предметным миром знакомим детей и качествами материалов: со свойствами бумаги, картона, стекла, резины, кожи, ткани, пластмассы, металла, керамики, дерева. На занятиях по экологии проводят игры экспериментирования игры с водой, снегом, льдом; игры с зеркалом; игры со светом; игры со цветными стеклышками; игры с магнитом; игры с резиной; изучают свойства воды, свойства бумаги, свойства почвы, узнают, что такое воздух. На занятиях по математике перед детьми ставят проблемно-игровые ситуации с множествами и числами, проблемно-игровые ситуации с точками, линиями, фигурами, проблемно-игровые ситуации с измерениями. В работе с дошкольниками по экспериментальной деятельности выделяется четыре компонента:
Ребенок как субъект деятельности: (Почему?)
Условия, для развития познавательной активности у детей: (Что необходимо, чтобы ребенок стал субъектом деятельности?)
Детское экспериментирование проводят не только на занятиях. Структура педагогического процесса:
(Обогащение знаниями, систематизация знаний, обобщение знаний)
Основные этапы экспериментирования:
Работа по детскому экспериментированию может проходить в разных формах:
Уровни исследовательского обучения:
Вывод: Практическая ценность данной методической разработки состоит в том, что метод поисково-экспериментальной деятельности воспитатель может использовать в своей работе и на занятии, и в повседневной деятельности для повышения эффективности подготовки детей к школе. |
![]() | Сухорукова Светлана Сергеевна старший воспитатель мбдоу детский сад №10 «Улыбка» комбинированного вида | ![]() | Опытно-экспериментальная деятельность по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении... |
![]() | Перспективный план по самообразованию по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного... | ![]() | ... |
![]() | Авторы программы воспитатели дошкольного отделения гбоу «Школа №842» г. Москвы Зверькова А. М., Сафронова И. Б | ![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №81» комбинированного вида Кировского района |
![]() | Подготовила: Красильникова Татьяна Дмитриевна, воспитатель мбдоу «Детский сад «Солнышко» г. Бирюча» | ![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №54» общеразвивающего вида |
![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г Новоалтайска Алтайского края | ![]() | Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 Курортного района Санкт-Петербурга |