Урвановская средняя общеобразовательная школа


eco.na5bal.ru > Военное дело > Реферат

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УРВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



Инновационные технологии воспитания: проектирование с применением поискового метода
«Народные обычаи, обряды и песни села Урванова»
«Урок Мужества», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне «Живу - пока помню»

Разина Марина Владимировна зам. директора по ВР

Владимирская обл., Меленковский р-н.,

телефон 84924779137,89206253482

2010

Содержание

1.Введение

с.3-4

2. Проект «Народные обычаи, обряды и песни села Урванова»

с.5-6

3. Проект « Урок Мужества», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне «Живу - пока помню»

с.7-9

4 .Приложение №1: Содержание собранного материала «Народные обычаи, обряды и песни села Урванова»

с.10-16

5.Приложение №2 :Содержательная часть сценария «Живу - пока помню»

с.17-24

Введение

В современных социокультурных условиях России модернизация системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельность школы вписываются инновационные процессы.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей

Наша школа несколько лет работает над темой «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся в условиях модернизации Российского образования»

Все наши усилия направлены на создание условий самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешный личный маршрут развития личности.

Все технологии исходят из познавательной активности учащихся и ставят целью её формирование. Особенно эффективно развивают активность: технологии проблемного обучения, поисковые, проектные, творческие, продуктивные.

Такие технологии выводят ученика в состояние неопределенности, требующее от него самостоятельного поиска.

Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности.










А проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, которому суждено построить новую Россию определила направление работы. Стержнем всего российского воспитания всегда являлся патриотизм.

Как показывает опыт, инновационный процесс внедрения педагогических технологий патриотического воспитания, основанных на личностно- ориентированном подходе-залог повышения эффективности воспитательного процесса.

Поэтому в этой работе представлены два проекта с применением поискового метода:

1. «Народные обычаи, обряды и песни села Урванова»

2.Урок Мужества « Живу - пока помню», посвящённый Дню Победы

Цель: формировать активную жизненную позицию

Задачи: пробуждать у детей 5-11 классов стремление узнать историю своей страны, «Малой Родины»;

продолжать развивать творческие способности

Проект «Народные обычаи, обряды и песни села Урванова»

Размышляя о фольклоре, один из современных исследователей - В.Калугин приходит к выводу: «Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экологические проблемы сохранения природных богатств, экологического равновесия. Фольклор-это наше духовное богатство, наша экологическая среда, точно также требующая сохранения и защиты, восстановления естественных связей человека с историческим и духовным наследием своего народа, прошлого с настоящим…. Память народная сохранила, донесла до нашего времени это живое наследие веков».

И ритуалы, и их фольклорное сопровождение- это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта-всего, без чего мы - не полные, не цельные. Поэтому темой исследовательского проекта мы выбрали «Народные обычаи, обряды и песни села Урванова». Проект выполняли учащиеся 9-11 классов.

На первом этапе проекта проводилась работа по формированию исследовательского умения работать с научной и научно- популярной литературой, т.к. учащиеся должны определенным образом подготовлены вести аналитическую поисковую деятельность. Однако в большинстве случаев они не подготовлены к проектной деятельности в полном объёме, что обусловило необходимость организации пропедевтического курса. В задачи его входило:

-ознакомление учащихся с сутью проектной деятельности;

-проведение предварительного тренинга по формированию умения выявлять проблемы на основе анализа проблемных ситуаций;

- проведение предварительного тренинга по определению степени сформированности умений участия в диалоге (во время поисково-собирательской деятельности);

-проведение тренинга по формированию умений планировать совместную деятельность, распределять роли, задания между участниками проектной деятельности.

Было изучено большое количество опубликованного материала по теме и собранного ранее краеведческого материала.

На втором этапе организовывались поисковые экспедиции. В результате появилась аудиозапись, которая содержит песни и наигрыши на гармошке.

Третий этап был посвящён систематизации собранного материала, и была продолжена работа по развитию исследовательского умения работать с научно-популярной литературой, чтобы подвести теорию и попытаться определить песенный жанр той или иной народной песни.

Темы собранного материала:

1 обрядовый фольклор,

2. популярные народные песни.

В итоге оформленная учащимися проектная работа получила первое место на районном конкурсе краеведческих работ «Моя малая Родина».

Эта работа расширила познавательный интерес, стала стимулом к дальнейшей поисковой работе, потребности узнать о рассматриваемой теме больше и глубже, подвигла обратиться к новым источникам, например, посетить другие сёла нашего прихода, чтобы собрать новый материал, ибо, как сказал С.Никитин: «Любовь к Родине начинается не с абстрактных понятий, чуждых детскому уму и сердцу, а с привязанности к тому, что повсечасно окружает нас…».

Собранный материал может использоваться в работе учителями краеведения и истории.

Использованная литература:

  1. Календарные обряды Владимирской деревни. - В.,1995г.

  2. Панкеев И.А., Рассолова Е.А. Круг земного бытия: обычаи, обряды, молитвы. М.: ТЕРРА, 1997г.

  3. Попова Т.В. О песнях наших дней. - М.: Издательство «Музыка»,1969г.

Проект- «Урок Мужества «Живу - пока помню»»

«Тема нашей победы в Великой Отечественной войне …злободневна и актуальна, потому что правдивый рассказ о героизме нашего народа был и будет школой мужества и гражданского долга для рождённых в послевоенные годы». А. Сурков.

В наше противоречивое время школьникам как никогда нужны героические образы, так как именно с детства в их сознание должны входить понятия: долг, ответственность, подвиг, патриотизм. Эти понятия связываются с размышлениями о своём месте в жизни. Это и рождает стремление понять, что это было за время - Отечественная война и что это были за люди, которые не дрогнули перед лицом вражеского нашествия, выстояли и победили.

Этому уроку предшествовала большая подготовительная работа. Самая трудоёмкая часть этой работы- поиски материала об участниках войны.

Учащиеся 9 класса при сборе материала о своих родственниках – участниках ВОВ расспрашивали живых свидетелей-односельчан. Но очень важно выяснить историческую достоверность собираемых документов и воспоминаний, поэтому пользовались Книгами памяти, обращались в районный военкомат.

В боях на фронтах войны погибло около 500 наших земляков, многие пропали без вести.

Ребят заинтересовала история рядового бойца Боровова И. В. С его истории и началась основная поисковая работа.

Обращались в передачу «Жди меня», Военный Комиссариат Меленковского района Владимирской области, ЦАМОРФ, Национальный архив Республики Беларусь, В журнале «Сержант» было опубликовано объявление о розыске пропавшего без вести.

Не один день провели учащиеся в библиотеках, когда составляли сценарий этого урока. В беседах выясняли, что удалось найти, какое впечатление производит прочитанное. Эти беседы ещё раз убеждают, что искусство отбора, систематизации - сложное искусство. Другая важная часть подготовительной работы - определение общего плана урока, его ведущей проблемы. Основа занятия заставили с самого начала дифференцировать задания, определить их с учётом индивидуальных возможностей детей. Нашлись и художники, оформившие стенд с собранным материалом, и чтецы, которым было поручено подготовить чтение наиболее впечатляющих стихов. А сколько песен было предложено!

Так возник сценарий урока, который составляет:

  1. Вступительное слово.

  2. Рассказы детей по теме «Участница войны - вся страна».

  3. Минута молчания.

  4. Фронтальная беседа по теме «Размышления о подвиге».

  5. Стихи и песни.

Может применяться на уроках краеведения, классных часах памяти, уроках мужества.

Данное мероприятие побудило учащихся к дальнейшей поисковой работе о земляках – участниках войны и пропавших без вести в годы войны, научило писать запросы, анализировать и систематизировать собранный материал, создание экспозиций собранного материала - к открытию уголка боевой славы.

Материально- техническое обеспечение:

стенд с поисковым материалом, магнитофон или компьютер для музыкального оформления, цветы, георгиевские ленты, портреты полководцев, географическая карта.

Использованная литература:

1.С.Викулов. Т.2:Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1982.

2.Кирсанов С.Звучи, памяти набат!// Воспитание школьников. 1985, №2

3.Сурков А. Великая Отечественная война и литература// Вопросы литературы. 1967,№6

4.А. Твардовский. Настольный календарь. Москва: Издательство политической литературы,1987 ,с. 70

Приложение №1

Содержание собранного материала «Народные обычаи, обряды и песни села Урванова»

Святки

Святки продолжались 12 дней. Б.А.Рыбаков высказал предположение, что эти 12 дней были символическим отображением 12 -ти месяцев года, и в каждой из дней совершали обряды. Святки как бы делились на две части по шесть дней: Святые дни и Велесовы (Страшные). Начинались Святки с Коляды. В XIXвеке колядки (то есть песни с закличками: «коляда-маляда» и.т.п.) исполнялись в основном в канун Рождества. В с.Урваново существует обычай исполнения колядок в канун Нового года так называемый «Васильев вечер». Взрослые девушки , под окнами домов, где жили парни, пели таусени. Будущие свекрови среди песенниц выглядывали себе невесток.

Как у Кузиных расстилается трава,

А на этой на траве

Лежит дров костер.

Таусень, таусень!

-Им, зачем эти дрова?

-Им пиво варить,

Им сына женить.

Таусень, таусень!

Ему взять ли, не взять

Красну девушку Палагеюшку.

Таусень, таусень! (записано от Кузиной А.В. 1936г.р.)

Ребятишки в Васильев вечер кричали Евсень:

Евсень, Евсень!

Я тетёрку гоню,

Я по полю чистому.

Тетёрка в куст, А я за хвост,

Она - денег горсть.

Позолоченный усок,

По рублю волосок.

Зябу, дрябу.

Подайте кокурку - домой побегу!

Во всех разновидностях слова «таусень» корень тот же, что и в древнем названии января ( просинец) - сень.

Сейчас как раньше поют:

Тётка- лебёдка,

Подай Коляду!

Не подашь Коляду-

Корову уведу.

Корову уведу-

К столбу привяжу.

К столбу привяжу-

Кнутом отхожу. ( Записано от Чудновой П.И. 1913 г.р.)

Многие современные фольклористы считают, что слово «коляда»восходит к латинскому calendae( название греко- римского празднества). Небезосновательно и предположение происхождения этого слова от древнерусского корня « кол», связанного с понятиями «круг», «солнце». Так как в некоторых регионах России было зафиксировано олицетворение Коляды, то не исключается существование славянского божества, носящего это имя, которого славили в дни зимнего солнцеворота. Наши предки верили, что в студне-декабре солнце умирает, а потом снова возрождается. Празднеством возрождающегося солнца и была Коляда.

Детям подают кокурки( кондитерские изделия в с. Урваново в виде крестов. (Зам. Чудновой) Взрослым песенницам дают кроме того деньги.

По поверьям крестьян, в Святки пробуждались души божественных предков, принимали виды различных животных и ходили по домам. Колядование было инсценировкой их прихода, т.к. колядовщики рядились медведем. «Медведь» в вывороченной шубе, а его вожатый- «цыган». Тут же «пастух» (зам. Чудновой и Кузиной). «Тот, кто не подавал после исполнения колядки обижал своих Пращуров, и на него сыпались страшные проклятия (остатки их видны в концовке песни). Вероятно, и святочные шалости связаны с наказанием за отказ от подаяния коляды, когда деревенские парни ходили по улицам деревни и искали неубранные сани, сбрую, дрова и прочее. Всё это оттаскивали подальше от дома, запутывали, забрасывали иногда на крыши домов или проделывали другие штуки в этом роде.

Гадания

В с. Урваново большинство гаданий приходилось под Новый год.

1.В стакан с водой клали кольцо и говорили «Суженый- ряженый, покажись!» По появившейся в воде фигуре судили о внешности суженого.( Записано от Чудновой П.И.)

2. Брали в темноте из поленницы охапку дров. Парное количество-замуж выйдешь в этом году.

3. Обхватывали забор. Парное количество досок - замуж выйдешь. ( Записано от Базиной М.С. 1924 г.р.)

4.Гадальщицы раскладывали на столе вещи: хлеб, пшено, воду, нож. Ловили петуха и пускали на стол. Если петух клюнет хлеб или пшено, то суженый будет их богатой семьи. Если нож - из средней. Если воду пить станет - муж будет пьяница. ( Записано от Кузиной А.В.)

5. Таким же способом определяли профессию мужа. Например, клюнет петух ножницы, муж будет портной, шило- сапожник.

6.Привязывали к балке нитки и поджигали. У кого скорее сгорит, та быстрее замуж выйдет.

Масленица

По воспоминаниям Чудновой П.И. молодёжь на Масленицу устраивала карусель: врывали в землю колесо, на него привязывали жердь, к жерди приделывали доску и катались. В последний день масленой недели сжигали снопы и чучело. Катались на лошадях.
Великопостный обряд

В Великий четверг домохозяйки во время топки печей пережигают соль, которую называют «четверговой». Эту соль дают людям и скоту во время болезней.

Свадебный обряд

Во время сговора выговаривали хлеб за невесту. Жених мог сказать: «Я невесту беру, я её прокормлю».

Свадьба продолжалась два дня:

1 день - «Горной»

2 день - «Блины».

Могли неделю ходить по родне.

Гости приходили с четвертью водки и буханкой хлеба. Подружки ночевали перед свадьбой у невесты.

Перед венчанием братья обували невесту.

Когда ждали молодых из церкви- рядили «покойника» и плакали по нему. Молодые поднимали его.

Обзор русской народно-бытовой песни

С развитием в нашей стране в конце XVII и в XVIII веке профессионального музыкального искусства - композиторского творчества – в быту больших русских городов сложился новый стиль- стиль городской народно-бытовой песни. Со второй половины XIX века песни такого рода широко проникли и в сельские местности.

Неповторимо своеобразные выразительные приёмы распевности, присущие мелодике классической протяжной и медленной хороводной песни, постепенно исчезают из песен городского быта. Их всё больше вытесняют романсовые интонации. Используется в песнях также и мягко колышущийся ритм вальса.

Примеры таких песен записаны в исполнении коренных жителей села Урванова 1924-1937 г.р. Наиболее интересными мелодиями выделяются две песни:

И чёрный ворон прокричал

И чёрный ворон покричал.

Слеза на грудь мою скатилась,

И я в последний раз сказал.
И я в последний раз сказал:

Один я юноша несчастный

Родился в мире я сиротой.
Родился в мире я сиротой

Однажды я в полночь глухую

Ходил на кладбище гулять.
Ходил на кладбище гулять.

Вот прихожу я на кладбище

Вдали глухая полночь бьет.
Вдали глухая полночь бьет.

Один лишь памятник сияет.

Кусты, деревья, виноград.
Кусты, деревья, виноград.

Я знаю, чья это могила-

Лежат отец и родна мать.
Лежат отец и родна мать.

Отец и мать мои родные,

Прощайте сына своего.
Прощайте сына своего.

Ваш не прощеный сын уехал

Сражаться с горцем на Кавказ.
Сражаться с горцем на Кавказ.

А на Кавказе люди злые:

Едва ль воротишься назад.
2.За грибами в лес…

За грибами в лес подружки

Гурьбой собрались.

Вот дошли они до леса

В лесу разбрелись.
А одна девчонка ходит

И травы не мнёт.

Об одном она мечтает:

Долго мил не идёт.
Вот кусты зашевелились,

Бедная дрожит.

Перед ней красивый парень,

Наклонясь, стоит.
«Ждёшь, ты, ждёшь, моя милая»,

Парень ей сказал.

И привлёк её в объятья,

Крепко целовал.
«Не целуй ты меня, парень,

Душу не губи.

А другую городскую

Лучше полюби.
Городская - развитая,

С нею легче жить.

А меня – бедну крестьянку,

Лучше позабыть».
«Нет, тебя я не забуду,-

Парень ей сказал,-

Буду осенью жениться.

Возьму за себя».
Вот уж осень наступает,

А она всё ждёт,

Под её ретивым сердцем

Горюшко растёт


Приложение № 2

Содержательная часть Урока Мужества

Звучит песня И.Якушенко на стихи И.Шаферана «Победа остаётся молодой»:

Вступительное слово учителя: Есть события, над которыми время не властно и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

Незабываемыми страницами вошли в историю войны подвиги советских воинов. Все они сражались не щадя себя, все полной мерой хлебнули самое страшное, что несёт человеку война, и чуть не каждый из них был «похоронен заживо ». И все-таки большинство их прошло весь грозный путь до самой победы и выжило «всем смертям назло».

Мы привыкли к определениям: любовь к родине, патриотизм, подвиг, массовый героизм. А что стоит за этими словами? Что вы вкладываете в эти понятия?

(ответы)

Чтец 1: Стихотворение Нины Красновой «Участники войны » из книги Памяти

На лице мужчины шрамы видны,

На груди-медали и ордена

( Вон за взятие Берлина дана)

Сразу видно - он участник войны.
Ну а женщина, что шила кисет,

Что ждала твоих, Россия сынов

Что пахала, что стояла у станков,

Как - участница она или нет?
А старуха тех военных лет,

Что с мякиной ела лебеду.

Что врагам молила смерть и беду,

Как - участница она или нет?
А мальчишки тех военных лет,

Например, что партизанили тогда,

Поджигали биржи труда,

Как – участники они или нет?
А учёный тех военных лет,

Что по виду не герой, не орёл,

Но «илюшу», но «катюшу» изобрёл,

Он - участник войны или нет?
Разве выводы мои не верны,

Разве мысль для кого- то странна:

Весь народ у нас участник войны,

И участница войны - вся страна.

Учитель: В нашем крае, как и во всей стране, трудно найти семью, которая так или иначе не была опалена войной. Почти в каждой семье кого-то не дождались с фронта. Они навечно остались лежать в земле, политой кровью ожесточённых сражений, а здесь на родине, их имена увековечены на обелисках. Свой вклад в победу внесли и труженики тыла.

Чтец 2…Девчонка преданно и верно

ждала его. Он должен был

домой вернуться в сорок первом…

Но раз

трубач безусый

нервно

Полку тревогу протрубил:

«Та-та! Та-та!»

И вслед - как вспышка:

война!
…Ему б теперь пахать землицу,

пахать! А он её копал.

Оставив в пламени границу,

полк третий месяц отступал.

Но бились роты, бились роты,

Порвав рубахи на бинты,

за безымянные высоты,

за деревянные мосты.
… «Война, ребятушки, работа.

Её – охота не охота-

а надо сделать до конца.

Чтоб - точка, всё!

Какой бы тяжкой

Она и грязной не была ».
И добавлял:

«Меня в рубашке,

Ребята, мама родила.

А это значит, что пройду я

Весь, до конца, мой трудный путь.

И мама голову седую

Ещё приклонит мне на грудь».
Мать, Мама…

Было так однажды:

прорвавшись всё же через мост,

рванулись с рёвом цепи вражьи

к окопам нашим в полный рост.
И он, к плечу приладив туго

приклад, и крепко сжав цевьё,

почти с мальчишеским испугом

в тот миг подумал про неё.
Мелькнуло: будто бы он в доме

своём, за кондовой стеной.( крепкой)

И вот они, враги,

в проёме

окна… . А мама - за спиной.

И будто бы рука бандита

Уже наводит пистолет

В неё. И он её защита.

Одна. Другой защиты нет.
О, как тогда в нём кровь вскипела.

С каким он тщаньем-

«Нате вам!!!»-

прошёлся прорезью прицела

по ненавистным головам!

Как заметался враг, ошпарен

свинцом!..
А он… .О, как же он

Был пулемету благодарен!..

И, даже взрывом оглушён,

вёл бой…
И, целясь вновь под горку

из пулемёта, ликовал.

И злой его частоговорке

На миг умолкнуть не давал.

Учитель: Этот отрывок из лирической поэмы С. Викулова «Одна на век» как будто пересказывает судьбу солдата И. В. Боровова.

(рассказы о пропавших без вести и погибших односельчанах)

Чтец 3:Не ждут их больше матери назад,

состарились их жены и невесты.

Под мирным небом всходят повсеместно

цветы и травы, где они лежат. ( Из ст.С. Викулова «В день Победы»)

Учитель Меленковская земля проводила на фронт 20557 своих сынов и дочерей. Не вернулось 10 тысяч. В скорбном списке по д.Анохино значится 24 человека, с.Верхозерье – 72, д.Елино – 49, с.Урваново – 258, д.Шохино – 38.

Чтец 4:Был памятник поставлен в самом центре

в кругу берёз старинных над рекой,

и, так уж получилось, рядом с церквой,

по-нынешнему, рядом с мастерской

И вышел митинг в день его открытья.

В погожий, но не жаркий этот день,

суровы и тихи, пришли на митинг

все жители окрестных деревень.

Стояли, вспоминая и жалея

кровиночек, забавушек, родных…
Чуть припоздав, пришла и Пелагея

с букетиком цветочков полевых.

Пробилась ближе, на колени стала,

Одна. И всем почудилось в тиши,

что с чёрных куполов не галок стая

взвилась в тот миг, а вопль её души.

Рассыпала неяркие цветочки

у памятника, вывела, скорбя:

-Ну что же вы, ну что же вы, сыночки,

Не сберегли, все четверо, себя?!

Уж я ли вам защиты не молила,

уж я ли вас, горюха, не ждала?-

Как будто бы не памятник – могила

сыновняя у ног её была.-

Ой, да какою мама ваша стала,

сыночки, вы бы глянули сейчас.

Без вас мне сенокосы вышло ставить

и землю обихаживать - без вас.

От лебеды спасать, да от полыни,

А в вёсну - плугом, горькую, пластать…

Ни дна те, ни покрышки, змей - горыныч,

Сыночков погубивший супостат!

( С, Викулов. Из стихотворения «Не пришедшим с войны»)

(Рассказы о вдовах и матерях – тружениках тыла)

Песня «Матерям погибших героев» сл. Кондрашенко, муз. Г. Струве

Учитель: Память! В ней никогда не должно стереться всё то, что принёс с собой кровавый фашизм. Никогда! Пусть каждый из нас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, и пусть этот вопрос всегда будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших?

Склоним голову перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами. ( С.Кирсанов)

Минута молчания ( звучит Адажио Альбинони)

Чтец 5: Победой кончилась война,

Сраженья позади.

Горят медали, ордена,

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою,

А кто – за подвиг трудовой

В своём родном краю. ( из стих. С.Михалкова «Служу Советскому Союзу!»

(Рассказы о вернувшихся с победой домой солдатах и тружениках тыла-ветеранах труда)

Исполняется песня М. Ножкина «Глядят на нас фронтовики»

Учитель: Как вы теперь ответите на вопрос, почему мы победили в войне?

Почему теперь, столько лет спустя со Дня Победы, всё чаще и чаще появляются новые материалы о героях тех дней?

( Ответы)

Учитель: «Никто не забыт, и ничто не забыто». Не забыть-это не только положить цветы к граниту надгробья. Павшие завещали живым жить по высшим законам человеческого долга. Никакие другие нравственные качества человека не могут сравниться с великой моральной высотой идущих на смерть ради спасения Родины. Павшие завещали живым любить Родину» («Правда», 1972, 4 дек.)

Чтец 6:Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.
Пускай всегда годину ту

На память нам приводит

И первый снег, и рожь в цвету,

Когда под ветром ходит.
И каждый дом, и каждый сад

В ряду - большой и малый.

И дня восход и дня закат

Над тёмным лесом - алый.
Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье - не в забвенье!

(А.Твардовский)

Все вместе исполняют «Салют, победа!» (сл. К.Ибряева, муз. Ю. Чичкова)



Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урвановская средняя общеобразовательная школа icon«География. Природа России» для обучающихся
Григорьева А. Е., учитель географии мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7», Левицкая А. Н учитель географии мбоу «Средняя общеобразовательная...

Урвановская средняя общеобразовательная школа iconПояснительная записка основная образовательная программа начального...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с. Бураево» муниципального района Бураевский...

Урвановская средняя общеобразовательная школа iconПрограмма адресована учащимся 7 классов муниципального общеобразовательного...
Заместитель руководителя по увр моу «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области»

Урвановская средняя общеобразовательная школа iconПриказ №515 от 05. 08. 2016 года учебный план муниципального автономного...
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16»

Урвановская средняя общеобразовательная школа iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
«Средняя общеобразовательная школа№4», имеющего государственную аккредитацию (Свидетельство о государственной аккредитации №2032...

Урвановская средняя общеобразовательная школа iconРабочая программа основного общего образования по обществознанию...
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»

Урвановская средняя общеобразовательная школа iconДоклад Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новоназимовская...
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новоназимовская средняя общеобразовательная школа №4»

Урвановская средняя общеобразовательная школа iconДоклад Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новоназимовская...
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новоназимовская средняя общеобразовательная школа №4»

Урвановская средняя общеобразовательная школа iconРеспублики Бурятия Муниципальное автономное образовательное учреждение...
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49»

Урвановская средняя общеобразовательная школа iconДоклад о состоянии и результатах функционирования мбоу средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 города Нижнего Новгорода (далее – Учреждение)...


Экология




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
eco.na5bal.ru
..На главную